Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теория социальных изменений. Понятие революции




В предисловии к работе «К критике политической экономии» Маркс пишет: «В общих чертах азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обоз­начить как прогрессивные эпохи экономической общественной формации»2.

Анализ периодизации общественного прогресса настоятельно требует рассмотрения вопроса о переходах от одной формации к другой. Смена общественного строя происходит путем револю­ции.

Революции, как правило, приобретают насильственные фор­мы. В «Манифесте Коммунистической партии» говорится, что пролетариат устанавливает свое господство путем насильственного

1 Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К-,
Энгельс Ф.
Соч. Т. 4. С. 424.

2 Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К-,
Энгельс Ф.
Соч. Т. 13. С. 7-8.


СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 255

ниспровержения буржуазии. В то же время метод восстания учены­ми не абсолютизировался. И Маркс, и Энгельс полагали, что все возможности осуществления революции мирным путем должны быть использованы пролетариатом. В то же время революцион­ное насилие не только не исключалось, но рассматривалось как типичная и наиболее вероятная для многих стран форма прихода рабочего класса к власти. При этом они считали, что социалисти­ческая революция должна победить одновременно во всех основ­ных капиталистических странах. Отсюда их лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Цель революции — уничтожение эксплуатации человека че­
ловеком, построение бесклассового общества, ликвидация час­
тной собственности, подъем производства, культуры и благосо­
стояния масс. С этими целями тесно связаны и другие — расцвет
личности, ее гармоническое существование в обществе. На место
старого буржуазного общества с его классами и классовыми про­
тивоположностями приходит свободная ассоциация, в которой
«свободное развитие каждого является условием свободного раз­
вития всех»1. *

Коммунизм по замыслу Маркса и Энгельса позволяет преодо­леть то социальное, политическое, религиозное, психологическое отчуждение, которое человек испытывает при буржуазном строе, в царстве частной собственности, капитала, денег и товара, когда общество, государство, механизм экономической жизни и полити­ческой власти выступают по отношению к нему как внешняя си­ла, на которую он не может повлиять, хотя во всех этих процессах он, казалось бы, участвует, формально свободен и может проявить свою волю.

Создание коммунистического общества — длительный про­цесс. Оно требует переходного периода. Эта мысль наиболее четко изложена Марксом в «Критике Готской программы»: «Между ка­питалистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революци­онной диктатурой пролетариата»2.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К.,
Энгельс Ф.
Соч. Т. 4. С. 447.

2 Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.


256 История социологии

Маркс выделяет два типа революций, знаменующих собой пе­реходы между самими общественными формациями и отдельными этапами внутри формаций.

Первое упоминание о двух типах революций — революции социальной и революции политической — содержится в статьях К. Маркса, опубликованных в «Немецко-французском ежегодни­ке». Энгельс также рассматривал данные типы революций. В этом отношении очень показательны его «Эберфельдские речи», отно­сящиеся к зиме 1845 г. и являющиеся первой работой, целиком посвященной проблемам коммунистических преобразований.

На основании анализа множества высказываний Маркса и Энгельса можно утверждать, что под социальной революцией они понимали лишь революцию коммунистического типа. Понятие «социальная революция» в их работах употребляется таким обра­зом, что спутать его применение с каким-либо другим термином или предполагать, что оно может означать революцию, внутри способа производства в рамках экономической общественной формации, не говоря уже о других революционных изменениях, не представляется возможным. Основатели марксистского учения рассматривали в качестве социальной лишь ту революцию, которая замещает капиталистический тип производства коммунистическим и экономическую общественную формацию — коммунистической формацией. Революции же, приводящие к изменениям в спосо­бе производства внутри конкретных экономических обществен­ных формаций, оцениваются ими как революции политические. Порожденные противоречием между новыми хозяйственными отношениями и застывшей политической структурой, они реша­ют задачу освобождения общества от отживших организационных форм.

Эпоха социальной революции рассматривается Марксом как период изменений, обусловливающих становление новой обще­ственной формации, а сама социальная революция, в отличие от революции политической, представляет собой процесс, временные рамки которого определены лишь с большой долей условности.

Концепция революций Маркса подчинена основному эле­менту его социальной теории — учению о смене общественных формаций и способов производства. Маркс и Энгельс квалифици­руют два глобальных изменения на пути общественного прогресса в качестве социальных революций. Реализм их подхода выражает­ся в признании продолжительности исторического периода сме­ны общественных формаций, что подчеркивается применением


СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 257

термина «эпоха социальной революции». Таковая, согласно кон­цепции Маркса, продолжается с начала изменения базисных хо­зяйственных связей до того момента, когда все производственные отношения, свойственные прежней формации, не будут преодоле­ны, а новая общественная формация не приобретет в полной мере саморегулирующийся характер.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 407 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2437 - | 2356 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.