Теорию классов многие исследователи считают главным компонентом социологии Маркса. Действительно, проблемам взаимо-
1 Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 90-93, 133.
252 История социологии
отношений классов и классовой борьбы Маркс посвятил огромное число работ, хотя самого определения класса в них не встречается.
В то же время Маркс наполнил понятие «класс» четким экономическим содержанием и широко оперировал им для подтверждения неизбежности перехода от капитализма к социализму. В письме к И. Вейдемейеру, написанному в 1852 г., он так определил свой вклад в развитие представлений о классах: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства; 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата; 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов»1.
Основные классы данного общества выступают необходимыми «воплощениями, персонификациями» определенного способа производства, исполняя роли субъекта организации труда (и субъекта присвоения прибавочного продукта), с одной стороны, и субъекта непосредственного труда — с другой2.
Различие между классами (раба и рабовладельца, зависимого крестьянина и феодала, пролетария и буржуа) базируется у Маркса на различии, причем классическом, экономических источников доходов: капитал — прибыль, земля — земельная рента, труд — заработная плата. Поэтому общественный класс представляет собой прежде всего группу, занимающую определенное место в процессе производства.
В работах «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 год» и «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» Маркс также пользуется понятием класса, не создавая при этом последовательной теории классов. Перечисление классов в них более обстоятельное и тонкое, чем при том различении классов, которое мы только что рассмотрели.
Так, в работе «Классовая борьба во Франции» Маркс различает финансовую, промышленную, торговую, мелкую буржуазию, крестьянство, пролетариат и люмпен-пролетариат.
Этот более подробный перечень не противоречит теории классов, намеченной в последней главе третьего тома «Капитала». Проблема, которую ставит Маркс в названных двух типах работ,
1 Маркс К. Письмо к И. Вейдемейеру от 5 марта 1852 года // Маркс К->
Энгельс Ф. Соч. Т. 28. С. 427.
2 См.: Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. II. С. 452.
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 253
не одна и та же. В одном случае он стремится определить, каковы группы, характеризующие капиталистическую экономику; а в другом — уясняет, какие общественные группы влияли на политические события при определенных исторических обстоятельствах. По всей видимости, необходима определенная психологическая общность, в известных случаях — определенное осознание единства или даже воли к совместным действиям.
В работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» Маркс
показывает, почему огромное множество людей, даже если они
занимаются одинаковой экономической деятельностью и ведут
одинаковый образ жизни, вовсе не обязательно представляют со
бой общественный класс. Так, общность деятельности, способов
мышления и образа жизни — необходимое, но недостаточное усло
вие существования общественного класса. Для вычленения класса
необходимы осознание классового единства, ощущение отличия от
других классов и даже враждебности по отношению к другим об
щественным классам. Отдельные индивиды образуют класс лишь
в той мере, в какой они должны вести совместную борьбу с другим
классом. *
Чтобы говорить о классовой структуре, необходимо, чтобы классы осознавали себя и принимали участие в политической жизни общества. Поэтому одной из ключевых характеристик классов, помимо отношения к средствам производства, или места в системе общественного производства является идеология.
Согласно Марксу, сущность взаимоотношений между господствующими и эксплуатируемыми классами состоит в том, что правящий класс эксплуатирует трудящийся класс. Форма этой эксплуатации зависит от способа производства. При капитализме владельцы собственности покупают рабочую силу пролетариата. Именно трудом рабочих из сырья создается продукт. Когда этот продукт продается, владельцы собственности получают прибыль, так как его можно продать дороже, чем стоит само производство. Он подчеркивал, что прибавочная стоимость создается рабочими, и сделал вывод, что в конечном счете рабочие поймут, что прибавочная стоимость поступает в карманы владельцев средств производства, а не в их собственные. Осмыслив это, они увидят, что подвергаются эксплуатации. Это приведет к глубокому, неизбежному конфликту между рабочими и собственниками, который в свою очередь приведет к революции.
Согласно взглядам Маркса, «история до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб,
254 История социологии
патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов»1.
Концепция классовых интересов, классовый подход ко всем явлениям общественной жизни, представления об истории и современном состоянии как непрерывной череде классовых противоречий и конфликтов — важнейший вклад основоположников марксизма в методологию политической мысли.
Концепция Маркса — первая в истории социологическая теория, которая начала трактовать общество как конфликтную систему. Она рассматривала единство общества чрезвычайно противоречивым, поскольку производительные силы развиваются быстрее, а производственные отношения — медленнее. Никогда нет полного соответствия уровней развития производительных сил и производственных отношений. В этом, по мнению Маркса, изначально заложен конфликт. Он изучал конфликт на всех уровнях общества и рассматривал историческое развитие общества как конфликтный процесс. В принципе можно сказать, что подход к обществу как к конфликтной системе — это оригинальный методологический и теоретический вклад марксизма в историю социальной мысли.