Во второй половине XVIII столетия начинается неуклонный расцвет
отечественной пластики. Круглая скульптура развивалась до этого медленно, С
трудом преодолевая восьмисотлетние древнерусские традиции в отношении к
языческому «болвану». Она не дала ни одного большого русского мастера в
первой половине XVIII в., но тем блистательнее был её взлёт в следующий
период. Русский классицизм как ведущее художественное направление этой поры
явился величайшим стимулом для развития искусства больших гражданских идей,
что и обусловило интерес к ваянию в этот период. Ф.И. Шубин, Ф.Г. Гордеев,
М.И. Козловский, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Прокофьев, И.П. Мартос – каждый сам по
себе был ярчайшей индивидуальностью, оставил свой, лишь ему свойственный
след в искусстве. Но всех их объединяли общие творческие принципы, которые они усвоили ещё в Академии в классе скульптуры профессора Никола Жилле.
Русских художников объединяли также общие идеи гражданственности и
патриотизма, высокие идеалы античности.
Интерес к “героической античности” влияет и на выбор богов и героев: на
смену излюбленным в петровское время Нептунам и Вакхам приходят Прометей,
Поликрат, Марсий, Геркулес, Александр Македонский, герои гомеровского
эпоса.Русские скульпторы стремятся воплотить в мужском образе черты
героической личности, а в женском – идеально прекрасное, гармонически
ясное, совершенное начало. Это прослеживается как в монументальной,
архитектурна-декоративной, так и в станковой пластике.
В отличие от барокко архитектурно-декоративная пластика в эпоху
классицизма имеет страгую систему расположения на фасаде здания: в основном
в центральной части, главном портике и в боковых ризалитах, или венчает
здание, читаясь на фоне неба.
Говоря в целом о скульптуре второй половины XVIII в., следует признать
одно очень важное общее, в той или иной степени характерное для всей
русской пластики этого времени, независимо от её отношения к архитектуре
или её жанра: она всегда представляет совмещение, слияние черт барокко и
классицизма, барочных и классических тенденций, особенно на заре рождения
классицизма.
Вместе русский классицизм отличался от общеевропейского отношением к
античности. Для русских мастеров античность никогда не была важнейшим и
почти единственным объектом изучения и подражания. В русском классицизме
нет также безусловного и жесткого приоритета разума над чувством,
эмоциональность образа всегда напоминает о живой связи с барокко. Кроме
того, в основе всех классицистических произведений русских мастеров лежит
внимательное изучение натуры, как лежало оно в основе работ скульптора
Растрелли, всем своим творчеством как бы подготовившего расцвет русской
пластики второй половины XVIII в.
Достижения портретного жанра в скульптуре связаны прежде всего с
творчеством Федота Ивановича Шубина (1740-1805), земляка Ломоносова,
прибывшего в Петербург, в сущности, уже художником, постигшим тонкости
костерезного дела. Первое произведение Шубина по возвращении на родину –
бюст бывшего вице-канслера А.М Голицына – свидетельствует уже о полной
зрелости мастера. Такой характерный образ скульптору помогает создать
необычайное разнообразие выразительных средств, которыми он владеет.
После успеха бюста Голицына императрица приказала «никуда его не
определять, а быть собственно при Ея Величестве». В 1774 г. Шубину
присуждено звание академика. Скульптор редко обращалс\ к бронзе, он работал
в основном в мраморе и и всегда использовал, в сущности, очень замкнутую и
ограниченную форму бюста. Языкрм пластики он создает образы необычайной
выразительности, исключительной энергии, совсем не стремясь к их внешней
героизации.Шубин работал не только как иортретист, но и как декоратор. Он исполнил
58 овальных мраморных исторических портретов для Чесменского
дворца(находятся в Оружейной палате), скульптуры для Мраморного дворца и
для Петергофа.
В 1775-1785гг. Шубин был занят работами для Мраморного дворца. Это 42
скульптурных произведения, которые он исполнил вместе с итальянцем Валли и
австрийским скульптором Дункером.
В 70-е годы рядом с Шубиным работает ряд молодых выпускников Академии.
Годом позже Шубина её закончил и проходил пенсионерство в Париже и в Италии
Федор Гордеевич Гордеев (1744-1810). Н возвратился в Петербург в 1772г.,
в 1776г. получил звание академика. Творческий путь Гордеева был тесно
связан с Академией он всю жизнь преподавал там и даже некоторое время был
её ректором.
Гордеев – мастер монументально-декоративной скульптуры. Русские мастера
умели глубоко проникнуться идеалами античности, именно гремческой
античности. Подобно тому, как в средневековый период были творчески
восприняты древнерусскими мастерами традиции византийского искусства, так в период классицизма во второй половине XVIII столетия русские ваятели
постигали и творчески переосмысливали принципы эллинистической скульптуры.
Так, первая работа Гордеева «Прометей» и два надгробия Голицыных несут
в себе много барочных черт: сложность силуэта, экспрессию и динамику,
живописность общего композиционного замысла, патетику жестов аллегорических
фигур.
Ещё яснее принципы классицизма в творчестве Гордеева прослеживаются в
барельефах на античные сюжеты для фасадов и интерьеров Останкинского
дворца.
Гордеев принимал участие в создании главных памятников Петербурга: ему
принадлежат змея «Медного всадника» и рельеф на воронихинском постаменте
памятника Суворову Козловского: знамёна, гении и щит с надписью «Князь
Италийский граф Суворов-Рымникский 1801»
Последние работы Гордеева – четыре барельефа на северном портике
Казанского собора.
В творчестве замечательного русского скульптора редкого дарования
Михаила Ивановича Козловского (1753-1802).