Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Русская живопись начала ХХ в.: общая характеристика, творчество одного из мастеров. Мастера русского авангарда (К. С. Малевич, В. В. Кандинский, Д. Бурлюк и др.).




 

Авангардные направления в русском искусстве 1910-1920 годов формировались на основе отрицания академических истин и художественных идеалов прошлого, в атмосфере горячей полемики. Возникло множество группировок и индивидуальных творческих концепций. В искусстве соседствовали кубизм и футуризм, неопримитивизм, поздние варианты символизма и неоимпрессионизма, первые пробы беспредметности и неоклассическое направление. В спорах и взаимном отрицании рождался феномен "русского авангарда". Формальные открытия К.С. Малевича, В.В. Кандинского, В.Е. Татлина стали важным вкладом России в мировой культурный процесс.

 

В

Творчество К.С. Малевича занимает особое место в истории русского искусства. Он является создателем «геометрического» варианта беспредметного искусства — знаменитого супрематизма.

Его отец работал на сахарно-свекольных заводах и в 1894 году перевелся на завод в селе Пархомовка около железной дороги «Киев—Курск». В Пархомовке Малевич окончил сельскохозяйственное училище и приобщился к крестьянскому миру. Он помогал жителям села расписывать печи, обмазывать глиной избы, и эта жизнь и ее образный мир его очень увлекали. Переполненный впечатлениями, Малевич рисовал все, что видел вокруг.

Творческие поиски привели его в начале 1900-х к работе с натуры на открытом воздухе и к импрессионизму («ЦВЕТОЧНИЦА», 1903, ГРМ; «НА БУЛЬВАРЕ». 1903, ГРМ; «ВЕСНА - ЦВЕТУЩИЙ САД», 1904, ГТГ).

Творчество В.В Кандинского занимает особое место в истории не только русского, но и мировогс искусства. Наследие художника принадлежит в равной степени к русской и немецкой художественной школе Его считают родоначальником абстракции в изобразительном искусстве, Кандинский родился в семье коммерсанта.

После революции 1917 года Кандинский, как и многие деятели искусства, занимался преобразованиями в области культуры. В январе 1918 года он вошел в коллегию и Международное бюро московского отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919 году стал одним из организаторов и ученым секретарем Музея живописной культуры в Петрограде. В 1920 году Кандинский стал директором Института художественной культуры (Инхук) в Москве, разработал его программу и руководил секцией монументального искусства, но вскоре оставил институт из-за внутренних разногласий. В 1920 он был избран профессором Московского университета, а в 1921 — вице-президентом Российской Академии художественных наук, где возглавлял физико-психологическое отделение. В том же году на заседании научно-художественной комиссии при Государственном художественном комитете Кандинский изложил свою теорию живописи. Он выделил основные положения живописного изображения, которые следует изучать. Это форма, цвет, в который входят колорит и тональная гармония, свет, с Помощью которого решается проблема светотеневого построения, глубина, основанная на оптических законах. Глубина проявляется в соотношениях живописных деталей. Следующими положениями стали пространство и материал, то есть живописная фактура. Под ней Кандинский подразумевал способ обработки живописной поверхности. В собственном творчестве он пользовался сложной многослойной техникой письма и никогда не отказывался от законов сочетания цветов. Так, в картине «ИМПРОВИЗАЦИЯ № 7» художник соблюдал чередование теплых и холодных тонов, например красного с зеленым и голубым.

 

В конце 1921 года по заданию Академии Кандинский уехал в Берлин для установления культурных связей с зарубежьем и не вернулся из командировки. В Германии он по приглашению известного немецкого архитектора В. Гропиуса стал преподавать в учебном центре Баухауз, где вел класс аналитического рисунка и мастерскую стенной живописи. Художник продолжал заниматься беспредметным искусством («В черном квадрате», 1923: «Несколько кругов», 1926). В 1926 году он опубликовал в Мюнхене книгу «Точка и линия на плоскости». В 1928 Кандинский принял немецкое гражданство. После прихода к власти нацистов в 1932-м была закрыта школа Баухауз в Дессау. В 1933 Кандинский переехал во Францию и в 1939 принял французское гражданство.

 

 

Д.Д. Бурлюк стал одним из основоположников и теоретиков русского футуризма и кубофутуризма.

 

Начинающий художник писал портреты и пейзажи, от позднеакадемической манеры перешел к импрессионизму.

С 1906 он участвовал в различных творческих объединениях: харьковском Кружке местных художников, Союзе русских художников в Петербурге, Товариществе южнорусских художников в Одессе, Товариществе передвижных художественных выставок в Петербурге и др. В 1911 Бурлюк поступил в МУЖВЗ в Москве, где продолжил свое художественное образование. Учился он в натурном классе у Л.О. Пастернака и А.Е. Архипова. Однако в 1914 его вместе с В.В. Маяковским исключили из МУЖВЗ за пропаганду футуризма. В 1900—1910-е Бурлюк стал одним из лидеров литературно-художественного авангарда вместе с М.Ф. Ларионовым, А.В. Лентуловым, А.А. Экстер, Н.И. Кульбиным и В.В. Маяковским. Он участвовал в устройстве первых авангардных выставок, экспонировал свои работы в «Салоне Маковского» (1909), на выставках «Венок-Стефанос» (1910), «Союза молодежи» в Петербурге (1910, 1911, 1913) и в Риге (1910), «Бубнового валета» (1910, 1912, 1913), на «Выставке левых течений» (1915) и выставках «Мира искусства» (1915), а также на выставках «Der Blaue Reiter» («Синий всадник») в Мюнхене (1911, 1912), в салоне П. Касирера (1911) и на Первом немецком осеннем салоне в Берлине (1913), в Салоне независимых в Париже (1914).

 

Бурлюк много экспериментировал в поисках своей живописной манеры, обращался к новейшим стилевым направлениям и художественным приемам. В его работах можно отметить черты русского сезаннизма, постимпрессионизма. По оценкам современников (прежде всего, М.В. Матюшина), произведения Бурлюка были «смелыми и оригинальными», декоративно упрощенными и объемно-весомыми, насыщенными по цвету. В живописи художника можно наблюдать сложный процесс движения от сезаннизма к кубизму и футуризму. Бурлюк стал вдохновителем и организатором художественного объединения «Бубновый валет», члены которого выступали яростными противниками стилизма «Мира искусства» и утонченного психологизма «Голубой розы». Они призывали к полнозвучию цвета, устойчивости зрительного образа, к конструктивной ломке картинного построения, утверждали предметность, весомость в картине. В их живописи главенствующую роль играл натюрморт. У Бурлюка любовь к натюрморту сохранилась на протяжении всей его творческой жизни. В 1910 году вместе с братьями, живописцем Владимиром и поэтом Николаем, а также при участии Каменского, Крученых и Хлебникова он создал литературно-художественную группу «Будетляне», выступавшую против канонов символизма. В 1912 Бурлюк издал программный сборник «будетлян» «Пощечина общественному вкусу», включавший манифест под тем же названием за подписью Бурлюка, Маяковского, Хлебникова и Каменского, в котором в эпатирующей форме провозглашался отказ от классических традиций в искусстве и литературе. Бурлюк участвовал в выпуске различных футуристических сборников, статей, иллюстрировал книги стихов Хлебникова, Маяковского, Каменского. В 1913 вместе с Маяковским, Каменским и Хлебниковым он организовал в Политехническом музее в Москве вечер «Утверждение российского футуризма». И в том же году вместе с Маяковским и Каменским начал турне по городам России с чтением лекций и стихов.

 

В 1915 Бурлюк с семьей поселился в Башкирии близ Уфы. Башкирский период жизни и творчества охватывает 1915— 1917 года и частично 1918-ый. За два года художник написал более 200 картин, свои работы он показывал на выставках. В январе 1918 Бурлюк в последний раз участвовал в выставке «Бубнового валета» в Москве с картиной «ОПОЗДАВШИЙ АНГЕЛ МИРА». В эти же годы он создал картины «ОЖИВШЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ», «КАЗНЬ РУССКОЙ МАРИИ АНТУАНЕТТЫ», писал также кубо-футуристические картины. Из них сохранилась и находится в Уфе в Башкирском художественном музее работа «КАЗАК МАМАЙ» (1916). В настоящее время в Уфе собрана самая крупная в России коллекция живописи Бурлюка: всего 50 работ. Это портреты, натюрморты, пейзажи, кубо-футуристические композиции, датированные временем пребывания художника в Башкирии. Стилистическая неоднородность, наблюдающаяся в работах башкирского периода, в целом является характерной особенностью творческого метода художника. Однако неизменно в его работах присутствуют темперамент, увлеченность, цветовая насыщенность. В его творчестве соединились, противоборствуя и примиряясь, различные течения XX в.: реализм, импрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм и неопримитивизм. Проживая в Башкирии, Бурлюк не оставлял своей пропагандистской деятельности, разъезжал но городам России. В 1917 в Москве он участвовал в оформлении «Кафе поэтов», в организации «Елки футуристов» в Политехническом музее. В 1918-м Бурлюк с Маяковским и Каменским издал оставшийся единственным номер «Газеты футуристов» с «Декретом №1 о демократизации искусства». В 1919 он ездил по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку, пропагандировал «левое» искусство. В 1920 Бурлюк выехал из Дальневосточной республики в Японию, а в 1922 переехал с семьей в Америку и поселился в Нью-Йорке. В дальнейшем в своих работах он обращался к революционной тематике, сотрудничал в коммунистических изданиях. В 1920-1930-е Бурлюк исполнил портреты В.И. Ленина, Н.К. Рериха, В.Б. Маяковского, СМ. Эйзенштейна, написал символические картины «ДЕМОНЫ» (1925), «ПРИХОД МЕХАНИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА» (1927), «ВРЕМЯ И ПОТОК ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» (1930), «ЛЕНИН И ТОЛСТОЙ» (1930) и др. В 1923 он провел персональную выставку в нью-йоркском Центре искусств, участвовал также в выставках русского искусства и других групповых выставках. Совместно с женой им было создано «Издательство М.Н. Бурлюк», под маркой которого вышли проза, стихи, публицистика и мемуары художника, Здесь же был издан теоретический труд «Энтелехизм» (1930), и котором Бурлюк провозгласил себя родоначальником пролетарской культуры и «первым большевиком к литературе». В период с 1930 по 1967 он издавал журнал «Color and Rhyme». Он писал пейзажи, портреты, натюрморты, городские и сельские сцены, привнося в них элементы гротеска. Его работы отличались декоративной выразительностью, художник использовал интенсивную цветовую гамму. Бурлюк ежегодно проводил персональные выставки, а и 1950-е открыл собственную галерею. В 1956 и 1965 Бурлюк посетил СССР. В 1965 в Ленинграде в ГРМ была открыта ретроспективная выставка его произведений. Работы художника представлены в Музее Метрополитен, Бруклинском музее и Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке, во многих музеях России, в том числе в ГТГ, ГРМ и Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 600 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2279 - | 2102 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.