Сложная совокупность верований, символов, ценностей, моральных заповедей содержится в священных текстах. Эти священные тексты являются для верующих источником знаний о мире, природе, космосе, человеке и обществе. Знания тесно переплетаются с художественно-образным или фантастическим изображением земной и небесной жизни. Религиозные идеи оказывают сильное воздействие на чувства и эмоции верующих, формируя у них особое, религиозное восприятие мира. Религиозные верования и знания являются особыми ценностными системами, основывающимися не столько на разуме, сколько на вере, на особом религиозном чувстве. Кроме того, они включают в себя традиционные моральные ценности и нормы человеческой цивилизации. Поэтому религия, как правило, способствует интеграции и стабилизации общества.
Поведенческий уровень религии. Религиозное поведение резко отличается от поведения в других сферах человеческой деятельности, в первую очередь преобладанием эмо-ционально-аффектных переживаний. Поэтому религиозное действие относится к типу аффективного, нелогичного, иррационального социального действия, в значительной мере связанного с бессознательной сферой человеческой психики. Центральное место в религиозной деятельности принадлежит отправлению культа, содержание которого определяется религиозными нормами и ценностями.
Глава 13. Социология религии
Схема 13.4. Исторические формы религии
Глава 13. Социология религии
Фетишизм. Фетиш (лат. — волшебный) — предмет, поразивший воображение верующих (необычный камень, зуб животного, ювелирное изделие), наделяемый мистическими, сверхъестественными свойствами, как то: исцеление, защита от врагов, помощь на охоте. С фетишем людей связывают не только религиозные, но и практические, повседневные отношения: за помощь фетиш благодарят, за неудачу — наказывают или заменяют другим.
Тотемизм — это вера в существование родственной связи между группой людей (род, племя) и определенным растением или животным. Термин «тотем» пришел из языка индейцев оджибве и означает «род его». Тотемами индейцы считали те виды растений и животных, которые давали им возможность существовать и выживать в сложных условиях. На начальном этапе развития тотемизма священные растения или животные употреблялись в пищу. Затем в тотемизм привносились элементы социальных, кровно-родственных отношений — члены рода (племени) верили, что их предки имели некоторые черты тотема. Усиление культа предков привело к запрету (табу) на употребление в пищу тотема, за исключением особых ритуалов.
Магия — это совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления с помощью определенных действий. Магические представления возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда решение проблем зависит не столько от него, сколько от других факторов. Это заставляет его полагаться на помощь таинственных сил.
Анимизм — это вера в существование душ и духов. Отсюда вытекает вера в переселение душ, одухотворение явлений природы.
Теизм — это вера в богов или в единого бога. Такие боги мыслятся похожими на человека (антропоморфными) и наделяются собственными именами. Иерархия богов обычно соответствует организации человеческого общества. Вера во многих богов называется политеизмом и возникает ранее монотеизма — веры в одного бога. Монотеизм в человеческом обществе возник в процессе формирования иудаизма (рубеж I—II тысячелетия до н. э.) и трех так называемых мировых религий: буддизма (VI и V вв. до н. э), христианства (I в. н. э.) и ислама (VII в).
Социологи и антропологи до сих пор не имеют единого мнения об исторических сроках возникновения и существования определенных религиозных форм. Доказанной можно считать тенденцию развития форм религии от политеизма к монотеизму и от антропоморфных образов бога (богов) к абстрактному представлению о нем. По крайней мере все современные мировые и крупнейшие региональные и национальные религии монотеистичны.
Глава 13, Социология религии
Схема 13.5. Классификация религий
Глава 13. Социология религии
По распространенности религии могут быть подразделены на: всемирные (мировые), региональные и национальные религии (схема 13.5). В настоящее время существуют три мировые религии: христианство, которое имеет в своем составе три основные ветви (католицизм, православие, протестантизм), ислам, состоящий из двух течений (суннизм и шиизм), и буддизм: тантризм (индийский буддизм), ламаизм (тибетский буддизм), чань-буддизм (китайский буддизм), дзен-буддизм (японский). Под региональными понимаются религии, распространенные в нескольких, обычно соседних, странах. Например, индуизм имеет место в Индии и Непале, конфуцианство — в Китае, Корее, Японии, даосизм — в Китае и Японии. Можно выделить еще диаспорические религии, под которыми следует понимать систему верований, свойственную диаспоре, т. е. распыленному по миру этносу, не утерявшему своей идентичности и исторической памяти. К диаспо-рическим религиям можно отнести, например, иудейскую, христианско-григорианскую (армянская церковь) и некоторые другие. К национальным религиям относятся те, которые являются принадлежностью одной нации и, как правило, замыкаются в национальных границах.
По географическому признаку выделяют религии Запада, в которые включают все религии древних обществ — Египта, Месопотамии, Греции, Рима, славян, а также иудаизм, христианство и ислам. К религиям Востока относят иранские, индийские, китайские (дальневосточные) верования. К периферийным относят религии африканские, сибирские, индейские (американских индейцев) и религии тихоокеанских племен.
Глава 13, Социология религии
Религии | Численность верующих | Страны наибольшего распространения | |
МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ | |||
Буддизм | Около 700 млн | Вьетнам, Кампучия, Лаос, Таиланд, Шри-Ланка. Индия, Китай, Япония. Россия (Бурятия, Калмыкия, Тува) | |
Христианство в том числе: | Более 1 млрд | * | |
Католики | Более 600 млн | Испания, Португалия, Франция, Польша, Хорватия и другие европейские страны. США, латиноамериканские, африканские и азиатские страны | |
Православные | Более 200 млн | Греция, Болгария, Румыния, Россия, Украина, Белоруссия, Кипр, Молдавия и др. | |
Протестанты | Более 350 млн | Великобритания, Германия, Голландия. Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, США | |
Ислам в том числе: | Около 800 млн | Страны арабского Востока, Иран, Пакистан, Северная Африка, Турция, Азербайджан, страны Средней Азии. Босния и Герцеговина, Россия (Северный Кавказ, Татарстан, Башкортостан) | |
Сунниты | Около 90% | ||
Шииты | Около 10% | ||
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ | |||
Индуизм | Менее 700 млн | Индия, Непал | |
Джайнизм | — | Индия(Бихар) | |
Сикхизм | Около 14 млн | Индия(Пенджаб) | |
Парсизм | Около 130 тыс. | Индия, Иран | |
Конфуцианство | — | Китай, Корея, Япония | |
Даосизм | — | Китай | |
Синтоизм | Более 80 млн | Япония | |
Иудаизм | Около 20 млн | Израиль |
Схема 13.6. Мировые и национальные религии
Глава 13. Социология религии
Критерий | Церковь | Деноминация | Секта | Культ |
Источник членства | Все или большинство членов общества | Набор путем обращения в веру детей членов общин, иногда новых людей | Братство преданных верующих; обращение в веру на основе убеждения | Братство преданных верующих; обращение в результате эмоционального кризиса |
Отношение к государству и другим религиям | Тесно связана с государством и нерелигиозными организациями | В нормальных отношениях с государством, но не входит в его структуру и слабее связь с нерелигиозными организациями | Выступает против других религий, а также государственных и светских органов власти | Отрицание других религий, а также государственных и светских органов власти |
Тип руководства | Профессиональные священники, работающие полный рабочий день | Профессиональные священники | Непрофессиональные лидеры, имеющие слабую подготовку | Харизматические лидеры |
Тип вероучения | Формальная теология | Терпимость к различным точкам зрения и спорам | Упор на чистоту учения и возврат к изначальным принципам | Новые принципы; откровение и проникновение в духовную сущность |
Вовлеченность рядовых членов | Сведена до минимума или совсем не требуется для рядовых членов | Незначительная вовлеченность, разрешается иметь и другие обязанности | Необходимо глубокое чувство преданности | Необходима полная преданность |
Тип религиозного действия | Наличие ритуалов, литургии | Наличие ритуалов, слабая эмоциональная выразительность | Глобальная эмоциональность поощряется непроизвольное религиозное выражение | Глубокая эмоциональность |
Пример | Римский католицизм. Англиканская церковь. Русская православная церковь | Методизм. Кон-грегационизм | Свидетели Иеговы. Христианская наука | Аум Сенрикё (Япония), Церковь единения (мунниты). Белое братство(Украина, Россия) |
Схема 13.7. Типы религиозных организаций
Глава 13. Социология религии
Под церковью в этом случае понимают религиозную организацию, имеющую достаточно большое количество членов во многих социальных слоях или большинстве общества, прочные, длительные и разветвленные связи с данным обществом.
Деноминация — типично американское явление, ибо она поставлена в условия конкуренции с церквями, другими деноминациями за прихожан. Деноминации выросли из небольших религиозных общин, например сект, и сумели распространить свое влияние в обществе, но еще не достигли ни численности, ни влияния церквей.
Если деноминация спокойно уживается в обществе, растет за счет новых членов и расширяет свое влияние, то секта — это такая религиозная организация, которая отвергает некоторые (но не все) основы вероучения церкви, борется с ней, замыкается в своих проблемах. Для нее характерна небольшая численность, но истовая преданность членов.
Культ — тоже небольшое религиозное объединение, для которого характерны закрытость от общества, противостояние господствующей церкви, тоталитарность внутренней жизни, специфичность ритуалов и безудержное увлечение ими. Наиболее опасные — это так называемые тоталитарные культы (секты), которые требуют полной преданности членов, устанавливают общность имущества, запрет выхода из организации, обязательность выполнения любого, даже самого абсурдного, требования его главы.
Глава 13. Социология религии
Схема 13.8. Типы верующих
I
Глава 13. Социология религии
Теологически убежденный верующий обладает религиозными знаниями, умеет доказывать и защищать свои религиозные принципы.
Эмоциональный верующий проявляет свои религиозные чувства, но не всегда может их рационально объяснить.
Обрядовый верующий склонен к совершению религиозных обрядов, но действительных религиозных чувств почти не испытывает.
Мнимый верующий пытается убедить окружающих в своей вере, которой фактически нет.
Мнимый атеист не участвует в обрядах, но в глубине души сохраняет веру в сверхъестественные силы, в чудеса и т. д.
Глава 13. Социология религии
Схема 13.9. Функции религии
Глава 13. Социология религии
Интегративная функция. Позволяет сплачивать людей в единое общество, стабилизировать его и поддерживать определенный социальный порядок.
Регулятивная функция. Заключается в том, что религия укрепляет и усиливает действие принятых в обществе норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный (через церковные организации), так и неформальный (через самих верующих как носителей моральных норм). Эта функция осуществляется также через механизмы и средства социализации.
Психотерапевтическая функция. Заключается в том, что религиозные действия, богослужения, обряды, ритуалы оказывают успокоительное, утешительное влияние на верующих, придают им моральную стойкость, уверенность, предохраняют от стрессов и самоубийств.
Коммуникативная функция. Общение для верующих развертывается в двух планах: во-первых, связь с Богом, небожителями (высший вид общения), во-вторых, общение друг с другом (второстепенное общение). В результате общения возникает сложный комплекс религиозных чувств: радости, умиления, восторга, восхищения, подчинения, послушания, надежды на позитивное решение проблем, который создает положительную установку, формирует мотивацию к дальнейшему религиозному общению и посещению церкви.
Культуротранслирующая функция. Позволяет сохранять и передавать культурные ценности и нормы, культурные и научные представления о мире и человеке, исторические традиции, памятные даты, имеющие как социетальный, так и общечеловеческий характер.
Таким образом, несмотря на свой почтенный возраст, религия в современном обществе продолжает оставаться вполне функциональным социальным институтом и играет важную интегрирующую, регулятивную, коммуникативную, психотерапевтическую, культуротранслиру-ющую роль.
Глава 13. Социология религии
Схема 13.10. Перспективы религии
Глава 13. Социология религии
Секуляризация — это процесс вытеснения религиозной картины мира научно-рациональным его объяснением, это процесс снижения влияния религии на жизнь общества и деятельность людей, это мероприятия по отделению государства, других социальных институтов от церкви, по сокращению зоны контроля церкви в обществе.
Модернизация проявляет себя в храмовой архитектуре, религиозной живописи, скульптуре и литературе, изменении богослужений, в проведении в церквях светских мероприятий (разумеется, способствующих нравственному росту людей и расширению круга прихожан), более активном участи церкви в светской жизни общества, поощрении церковью развития музыки, искусства, спорта, заботе о воспитании, досуге прихожан.
Стремление к экуменизму — тяга ко все более глубокому межконфессиональному взаимопониманию и сотрудничеству. Наибольшую активность в этом проявляют протестантские церкви, которые выдвинули предложение о полном объединении всех христианских церквей и в 1948 г. создали для этого специальный орган — Всемирный совет церквей. В настоящее время Папа Римский и католическая церковь активно поддерживают идею сотрудничества со всеми христианскими церквями, включая Русскую православную.
Плюрализация религии — появление множества конкурирующих со «старыми» церквями новых деноминаций и культов, дающих возможность каждому члену общества сделать свой выбор.
Появление нового религиозного сознания, основанного на личной вере и опыте, а главное, на личном выборе.
Обретение религией новой социальной формы, содержащей определенные наборы религиозных и светских ценностей, норм и образцов поведения, причем каждый человек волен выбирать подходящую ему религиозную систему.
Религия в России
Религия в России пережила в XX в. тяжелые времена. Из фактически государственного института императорской России церковь при большевиках — воинствующих атеистах превратилась в одну из самых гонимых и унижаемых организаций. После ухода коммунистов от власти в современной России начался религиозный ренессанс: восстанавливаются старые и строятся новые храмы, растут религиозные общины, увеличивается общее количество верующих. Повышается интерес к религиозным ценностям и нормам, обрядам, истории религий. Несмотря на то что по Конституции Российская Федерация является
Глава 13. Социология религии
светским государством, объективно усиливается влияние религиозных идей на духовную жизнь общества и духовенства — на государственную политику.
В то же время следует напомнить, что Государственной думой принят Закон «О свободе совести и религиозных организациях» (1990 г.), в соответствии с которым каждый гражданин имеет право исповедовать любую религию или быть атеистом.
В современной России явно доминирует православная религия и как организация, представляющая ее — Русская православная церковь, на которую ориентировано примерно 85% россиян (разумеется, из этого числа следует исключить атеистов). Учитывая этот факт, Рождество по православному календарю (7 января) объявлено в России национальным праздником. Другие христианские конфессии (католическое, протестантские), а также иудаизм имеют незначительное влияние, главным образом в Москве, Петербурге, крупных городах, в Поволжье (в местах компактного проживания этнических немцев).
Ислам в России исповедуют примерно 15-20 млн человек (10-12% населения), проживающих главным образом в Поволжье (Татарстан, Башкортостан) и на Северном Кавказе (Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Дагестан). Существуют мусульманские общины в Москве, Петербурге, крупных городах.
Третья мировая религия — буддизм — распространена в Алтайском крае, республиках Бурятия и Калмыкия. В некоторых крупных городах действуют буддийские храмы.
Глава 14