Схема 13.1. Определение религии
Глава 13. Социология религии
Религия — один из древнейших социальных институтов. Она появилась раньше науки, семьи, государства, институтов социальной защиты. Первые религиозные системы возникали из необходимости объяснять непознанные, поражающие воображение и вызывающие страх явления природы. В дальнейшем, в процессе становления научных знаний, функция объяснения непознанного все более переходит к ним, а за религией закрепляются такие социальные функции, как консолидация общества, укрепление власти и системы управления, усиление социального контроля, обеспечение социальной защиты, социальной поддержки и психологической разгрузки.
Разделяющий подход. Представители этого подхода исходят из принципиальных различий системы верований и социума. Для них религия изначально трансцендентна (т. е. потустороння), несоциальна и агностична, а общество «посюсторонце» и вполне познаваемо. Социальны лишь некоторые составляющие религии — религиозные организации, учреждения, общины. Сторонники такого подхода дают и соответствующие определения религии. Например, протестантский теолог и социолог Р. Отто (1869-1937) считал, что религия — это переживание святого, а ее предметом следует считать нумиозное, т. е. исходящую от божества волю, власть, силу, вызывающую у человека благочестивый страх и трепет и в то же время очарование и одушевление.
Соединяющий подход. Его представители не выстраивают между религией и обществом непреодолимого барьера, а считают вполне нормальным изучение религии вкупе с другими социальными структурами. Например, немецкий теолог, культуролог и социолог Э. Трельч (1865-1923) ставил вопрос о влиянии на религию экономических, политических, семейных и других социальных отношений.
Социологический подход. Его представители делают акцент на социальных отношениях, связывающих системы верований и человеческие сообщества, на социальных функциях, выполняемых религиями в тех или иных обществах, на месте, роли и социальном статусе церкви в социуме, ее отношениях с другими социальными институтами, в первую очередь с государством. Современный американский социолог Г. Ленски определил религию как «систему верований о сущности сил, которые управляют в конечном счете судьбой человека, и связанных с ними ритуалов, исполняемых членами определенной группы». Как видим, у Ленски религия понимается как один из факторов воздействия на человека наряду с другими социальными факторами.
Глава 13. Социология религии
Схема 13.2. Структура религии
Глава 13, Социология религии
1. Группы верующих — это общины католиков, протестантов, иуда-истов, православных, мусульман, буддистов и др., а также секты (пятидесятников, трясунов, хлыстов и др.).
2. Священные понятия, таинства — явления, связанные со сверхъестественными силами (чудеса, запреты, заветы, причастие).
3. Вероисповедание — совокупность верований, которые объясняют устройство мира, человеческую натуру, окружающую природу, сверхъестественные силы.
4. Ритуалы — совокупность определенных действий, образцов поведения по отношению к священным и сверхъестественным силам.
5. Представления о праведном образе жизни — система моральных принципов, норм жизни, регулирующих поведение людей. Например, десять заповедей христианства, нормы шариата в исламе.
Глава 13. Социология религии
Схема 13.3. Два уровня религии
Глава 13. Социология религии