Схема 3.1. Классификация социальных групп по способу организации
Глава 3. Социальные группы и общности
Кроме культуры структурным компонентом общества являются люди, которые объединяются в социальные группы и общности. Эти группы и общности появляются в процессе дифференциации, присущем всей живой природе. Именно разделение общества на различные группы и их взаимодействие придаст любому социуму необходимую динамику, определяющую его развитие.
Социальная группа — это объединение людей, связанных системой социальных ценностей, норм и образцов поведения. Для возникновения любой социальной группы необходимы некоторая цель и форма социального контроля за соблюдением ценностей и норм. В процессе формирования группы выделяются лидеры, групповая организация', образуются социальные связи между ее членами, вырабатываются групповые ценности и нормы.
По способу организации социальные группы подразделяются на формальные и неформальные.
Формальные группы — это такие группы, цель и структура которых заранее определена, например воинские подразделения. В них уставом определены штатная структура, формальный лидер, цель.
Неформальные группы образуются стихийно. Социальные связи и отношения формируются в них под воздействием данной социокультурной среды, в процессе деятельности их членов по достижению поставленной цели. Причем цель в неформальной группе часто четко не осознается.
40______________________________ Глава 3, Социальные группы и общности
Схема 3.2. Классификация социальных групп по степени частоты социальных контактов
Схема 3.3. Классификация социальных групп по принципу «свой — чужой»
Схема 3.4. Классификация квазигрупп
Глав а 3. Социальные группы и общности
По степени частоты социальных контактов социальные группы можно разделить на первичные и вторичные.
Первичные группы — небольшие, очень тесно сплоченные социумы, все члены которых живут вместе и рядом и за счет многочисленных повседневных контактов очень хорошо знают друг друга. Например, семья, группа друзей, школьный класс, отдел в учреждении.
Вторичные группы — это более многочисленные группы, они могут состоять из двух или нескольких первичных. Они менее сплочены по сравнению с первичными, степень влияния их на каждого члена ниже. Примером вторичной группы может служить школьный коллектив, учебный курс, производственное подразделение от управления и выше.
По принадлежности индивида социальные группы дифференцируются на свои и чужие.
Ингруппы — это те социальные группы, которые индивид идентифицирует как «мои», «наши» и к которым он ощущает свою принадлежность. Например, «моя семья», «наш класс», «мои друзья».
Аутгруппы — это такие группы, к которым члены ингруппы относятся как к другим, не своим, даже порой как к враждебным. Например, другие семьи, другая компания ребят, другая религиозная община, клан, другой класс, другой этнос.
Кроме понятия «группа» в социологии существует понятие «квазигруппа».
Квазигруппа — малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм.
Аудитория — объединение людей во главе с коммуникатором (например, концертная или радиоаудитория). Здесь имеет место такой тип социальных связей, как передача-прием информации непосредственно или с помощью технических средств.
Фан-группа — объединение людей на. основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу.
Толпа — временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.
Глава 3, Социальные группы и общности
Схема 3.5. Основные свойства квазигрупп
Схема 3.6. Основные правила обуздания толпы
лава 3, Социальные группы и общности
Основные свойства квазигрупп:
• анонимность. Индивид чувствует себя неузнаваемым и неуязвимым в толпе, не ощущает социального контроля и ответственности;
• внушаемость. Члены квазигруппы более внушаемы, чем люди, находящиеся за ее пределами;
• социальная заражаемость. Заключается в быстрой передаче эмоций, настроений, а также быстрой их перемене;
• бессознательность. Индивиды как бы растворяются в толпе и пропитываются коллективными бессознательными инстинктами, их действия в квазигруппе вытекают более из подсознания, чем из сознания и имеют иррациональный и непредсказуемый характер.
Основные правила обуздания толпы:
• необходимо в возможно большей степени структурировать толпу (выделить лидеров, определить отдельные части толпы, их лидеров и структуру);
• предложить толпе какую-нибудь значимую цель и программу ближайших действий для более осознанного поведения, цели и алгоритмы действий для отдельных частей;
• показать наличие социального контроля (назвать несколько фамилий, имен членов толпы);
• если не удается рассеять толпу, разделить ее на колонны, шеренги, ряды И развести по частям;
• постоянно поддерживать связь и контролировать лидеров частей;
• постоянно давать толпе позитивную информацию, отсутствие которой ведет к смене настроения толпы на негативное, к панике.
Наиболее крупными социальными группами в обществе являются социальные общности. Это реально существующие большие объединения социальных групп, имеющие относительную целостность и обладающие системными свойствами, не сводимыми к свойствам отдельных групп.
В качестве примеров социальной общности можно привести аграрное акционерное общество (колхоз), включающее население нескольких деревень, население микрорайона, армейские подразделения.
Социальные общности могут возникать не только на основе единой территории, но и на основе общей деятельности или демографических характеристик. В этом случае они называются номинальными. Например, общность российских врачей, общность российской молодежи, пенсионеров.
Глава 3. Социальные группы и общности
Схема 3.7. Социальные движения
Глава 3, Социальные группы и общности
В современном обществе также важное место занимают такие общности, как социальные движения. Это менее формализованная и централизованная форма общественных организаций, чем политическая партия, в то же время достаточно интегрированная и сплоченная (хотя и без фиксированного членства). Социальные движения, движение за мир (50-е гг. XX в.), движение за права человека, экологическое движение («зеленые» в 90-е гг. XX в.), национальные движения, движения за независимость в колониальных странах, движения за автономию и самоопределение оказали и оказывают значительное влияние на мировое развитие и привели к значимым изменениям и-сдвигам.
Конкурентная борьба между социальными группами и общностями наряду с экономическими, политическими, культурными, научно-техническими изменениями является одним из факторов общественного развития.
Глава 4
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Схема 4.1. Понятие индивида и личности |
Г лава 4. Личность и общество _____________________________ ________ 47
В момент появления на свет человек еще не обладает всей суммой человеческих качеств. Он приходит в мир как индивид, т. е. единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Это продукт длительного эволюционного развития, носитель индивидуально-своеобразных черт. Это понятие скорее биологическое, природное, чем социальное. В него не входят специфические особенности человеческого общества, в котором индивиду предстоит жить. В то же время понятие индивид включает задатки психических качеств или психические свойства личности, которые, развиваясь, и создают личность человека.
Решающее значение в формировании личности играет окружение, а именно общество, в котором живет человек.
Личность — это представитель общества, продукт социально обусловленного индивидуального развития, носитель социальных свойств.
Личность — это индивид, включенный в систему общественных отношений. Личность как объект социальных отношений, формируясь, впитывает эти отношения, учится играть определенные роли, усваивает ценности и нормы общества, образцы поведения. Все это накладывает отпечаток на те физиологические и психические процессы, которые формируют личность. Личность как субъект социальных связей имеет определенную независимость, автономность от общества, дающую возможность не только чувствовать себя частью единого социального целого, но и противопоставить себя обществу. Автономность личности связана с умением управлять собой; предполагает наличие самосознания, т. е. не просто сознания мышления и воли, а способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Глава 4. Личность и общество
Схема 4.2. Формирование личности
Глава 4. Личность и общество
Формирование личности:
• гетерохронный подход. Все индивиды достигают социальной зрелости, но каждому для этого необходимо разное время;
• гомохронный подход. Все индивиды формируются в строго ограниченное время, в каждом возрасте человек приобретает только определенные качества;
• смешанный подход. Все индивиды достигают зрелости, но если в процессе формирования пропущен какой-либо период, это можно компенсировать в более позднем возрасте за счет отсроченных качеств.
Существуют различные взгляды на сроки формирования личности.
С точки зрения сторонников гетерохронного подхода, темпы развития разных личностей неодинаковы и они достигают зрелости в разном возрасте. Но конечный результат и критерии зрелости одинаковы.
Приверженцы гомохронного подхода утверждают, что период формирования личности жестко ограничен хронологическим возрастом: то, что упущено в детстве, наверстать невозможно. Следовательно, индивидуальные особенности личности можно предсказать уже в позднем детстве.
Существуют и взгляды, утверждающие принцип гетерохронности, т. е. разную продолжительность формирования каждой личности, но отрицающие возможность предсказать заранее результат развития личности, так как дремлющие, отсроченные качества, заложенные в генную природу человека и сформированные его социальным окружением, могут появиться в определенный период в определенных социальных, возрастных и других условиях. Такой подход к формированию личности можно назвать смешанным.
50____________________________________________ Глава 4. Личность и общество
Схема 4.3. Формирование личности по Дж. Миду
Схема 4.4. Структура личности по Дж. Миду
Глава 4. Личность и общество
Формирование личности, по взглядам американского социолога Дж. Мида, начинается с рождения ребенка и проходит три стадии.
1. Стадия имитации (подражания). На этой стадии дети копируют
поведение взрослых, не обязательно понимая его, часто бессознатель
но. На этой стадии (до полутора-двух лет) они стремятся делать то
и так, что и как делают их мать, отец, старшие братья и сестры. Поэто
му они предпочитают пользоваться не игрушками, а реальными пред
метами: ложкой помешать суп в кастрюле (как мама), позвонить по
телефону (как папа), отказаться есть кашу (как старшая сестра).
Имитация как социальное подражание существует не только в детском возрасте, но и у взрослых.
2. Игровая стадия. В этот период у ребенка настолько развились абстрактные представления, что он может подменить реальные предметы игрушками. Дети начинают примерять определенные роли (папы, космонавта, военного). Эту стадию Дж. Мид назвал еще стадией ролевых игр.
3. Стадия коллективных игр. Ребенок учится распознавать ожидания окружающих. Например, играя в футбол и получив мяч, мальчик может идти в обводку, дать пас, ударить по воротам — все действия соответствуют роли нападающего. Выбор определенного действия полностью социален: ребенок исходит из своего положения и игровой ситуации, положения партнеров, противников (схема 4.3).
Структура сформировавшийся личности, по Дж. Миду, состоит из двух компонентов: «Я — сам» и «Я — меня». «Я — сам» — это объект самосознания, самопонимания. «Я — меня» — рефлексия на оценки других и общество в целом (схема 4.4).
Глава 4. Личность и общество
Схема 4.5. Структура личности по Ч. Кули
Схема 4.6. Структура личности по 3. Фрейду
Глава 4. Личность и общество
Другой американский социолог, Ч. Кули, считал, что личность есть продукт социальных взаимодействий — интеракций (концепция зеркального «Я»). Представления человека о себе (а это, по понятиям Ч. Кули, и есть структура личности) формируются в процессе взаимодействия с другими людьми. Человек познает себя, представляя, что о нем думают другие, т. е. в интеракциях, как бы отражается в представлениях о нем других людей, как в зеркалах, создает свое зеркальное «Я», которое состоит из трех элементов (схема 4.5):
• представление о том, как другие видят меня;
• представление о том, как другие оценивают меня;
• ощущение «Я» как ответ на представления и оценки меня.
По представлениям 3. Фрейда, человек всегда находится в конфликте с обществом и его биологические побуждения противоречат социальным нормам. Именно в постоянной борьбе с природными инстинктами, с социальным контролем и формируется структура личности, которая состоит из трех составляющих:
Ид («Оно») — является источником внутренней, в основном сексуальной, энергии, рождающей стремление к удовольствию. При ее освобождении ослабляется внутреннее напряжение и возникает удовлетворение. Это бессознательный компонент личности.
Эго («Я») — сознательный цензор, контролирующий побуждения бессознательного компонента, индивидуализирующий поступки человека. Развивается по мере роста самосознания личности.
Суперэго («сверх-"Я"») — оценочный компонент. Его формирование заменяет оценки родителя, окружающих. По мере развития личности суперэго, входящее в его структуру, как бы заменяет общественное мнение. На самом деле это и есть тот психический компонент, который сложился в структуре личности под действием социального контроля.
Глава 4. Личност ь и общество
Схема 4.7. Структура личности по Б. Исаеву
Глава 4. Личность и общество
Мы считаем, что структуру личности лучше всего отражают два компонента: «биофизиологическое "Я"» и «психосоциальное "Я"», состоящие, в свою очередь, из биологического («био-"Я"»), физиологического («физио-"Я"»), психологического («психо-"Я"») и социального («социо-"Я"») компонентов.
Такая структура, по нашему мнению, выделяет два основных компонента каждой личности — биологический и социальный, каждый из которых развивается по своим закономерностям, биологическим и социальным законам.
Кроме того, биологический компонент («биофизиологическое "Я"»), в свою очередь, подразделяется на субкомпоненты: «био-"Я"» — определяющее воздействие генной природы, врожденных образцов поведения на формирование личности и «физио-"Я"» учитывающее состояние и функционирование всех систем и органов человека, которые влияют на его поведение и формирование.
Социальный компонент («психосоциальное "Я"») дифференцирован на «психо-"Я">>, включающее психические свойства, образования, состояния и процессы и «социо-"Я">>, учитывающее влияние воздействий общества на формирование личности.
Глава 4. Личность и общество
Схема 4.8. Механизмы формирования личности
Глава 4. Личность и общество
Формирование личности осуществляется под воздействием социальных механизмов имитации, идентификации, социального и индивидуального контроля, конформизма.
Имитацией называется неосознанное или осознанное стремление копировать определенные образы поведения.
Под идентификацией социологи понимают способ усвоения индивидом ценностей и норм. Идентичность — это ощущение индивидуальности личности или принадлежности ее к какой-либо группе, отличной от других групп, или обществу, отличному от других обществ. Люди часто определяют идентичность по признаку социального положения, национальности, религии или расы. Ведь окружающие сначала идентифицируют нас по внешнему виду, а уже потом по качествам характера.
Индивидуальный контроль (совесть) — внутренний контролер каждой личности (в отличие от стыда — внешнего, общественного контролера).
Социальный контроль (стыд) — оценка поступков личности, сравнение их с окружающими стандартами.
Под конформизмом понимается податливость установок и поведения личности действию социальных сил, групповому, общественному давлению. Конформист быстро соглашается с позицией лидера (власти), изменяет свое поведение.
Имитация и идентификация — позитивные механизмы, ускоряющие процесс формирования. Социальный и внутренний контроль — негативные, сдерживающие формирование личности механизмы, действующие как запреты.