Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Материалистическое направление




В 40-е гг. XIX в. возникло материалистическое направление в социо­логии, основателем которого стал К. Маркс. Развитие человеческого общества, по К. Марксу (в этом он расходится с позитивизмом), про­исходит не на основе развития знания, духа; оно детерминировано материальным производством (материалистический детерминизм). Именно материальное производство определяет так называемые про­изводственные отношения, производными от которых являются все общественные отношения. Основу любого общества составляет эко­номический базис, который определяет политическую надстройку, духовную жизнь, все процессы, происходящие в обществе, в том числе и развитие науки, которое обусловлено потребностями материально­го производства. С изменением общества меняется не только образ мышления, но и сама природа человека, из которой вытекает его образ действий. Следовательно, считал К. Маркс, развивая производство и изменяя социальные отношения, быт, можно изменить и человека. Таким образом, общество переходит на новую, высшую ступень (к но­вой общественно-экономической формации).

Биологическое направление

Последователь О. Конта английский философ и социолог Г. Спен­сер (1820—1903), основатель биологического направления в позитив­ной социологии, положил в основу своего учения об обществе анало­гию с организмом, развивающимся по законам эволюции. В своем труде «Основания социологии» (1886 г.) Г. Спенсер утверждал, что эволюция общества заключается в его дифференциации (как у живот­ных и растений — увеличение числа видов). С другой стороны, эво­люция толкает отдельные части — органы общества к большей интег­рации, ибо только так можно сохранить целостный общественный организм.

Прогресс состоит в том, чтобы от состояния, в котором личность подчинена целому, общество переходило к состоянию, в котором со­циальная организация служит составляющим ее индивидам. Причем в первом состоянии общества интеграция является принудительной, а во втором — добровольной. Поведение людей в обществе, как и в жи­вотном мире, по Г. Спенсеру, определяет закон силы.

Географическое направление

Другой английский социолог, Г. Бокль (1821-1862), основал геогра­фическое направление позитивистской социологии. Он представлял



Глава 1. Предмет и история социологии


прогресс человеческого общества не как предопределение провидения или результат действия свободной воли исторических деятелей, а как проявление природных факторов. Такими факторами являются: кли­мат, пища, почва, ландшафт. На юге пища более дешевая, почва более плодородная, климат более благоприятный для жизни. Отсюда боль­шое скопление населения в странах Востока, нищета многочисленных работников и огромное богатство немногих правителей. Ландшафт умеренных широт формирует рациональный, логический тип деятель­ности. Отсюда «...в Европе преобладающим направлением было под­чинение природы человеку, а вне Европы — подчинение человека при­роде».1

Антипозитивизм

Антипозитивизм (1880-1920 гг.) не стремился объяснить мир соци­альных явлений биологической борьбой за существование или влия­нием природной среды. Наоборот, родоначальники антипозитивизма немецкие философы и социологи В. Виндельбанд (1848-1915), Г. Рик-керт (1863-1936), В. Дильтей (1833-1911) видели свою задачу в том, чтобы разграничить природу и человеческое общество, которое, но их мысли, живет по своим собственным законам, отличным от природно-физических. Не объяснять общество с точки зрения всеобщих законов физического мира, а понимать смысл социальных явлений, структур и процессов — вот в чем они видели свою задачу. Антипозитивисты считали главным не приобретение объективного знания об обществе, а понимание социальных фактов. Философской основой такого пони­мания они избрали неокантианство. Неокантианцы критиковали фи­лософию И. Канта «справа», с позиций субъективного идеализма. Главным достижением гносеологии И. Канта они считали субъектив­ность мира и существование «вещей в себе», а главными заблуждения­ми — объективный характер последней. В. Виндельбанд и Г. Риккерт исходили из трансцендентально-психологического подхода к учению И. Канта, т. е. на место объективной истины ставили трансценденталь­ные ценности, которые хоть и существуют идеально, но имеют значе­ние для людей, оказывают воздействие на их мышление и поведение. Причем большее значение имеет «практическое», приближенное к жиз­ни истолкование социальных факторов, чем теоретические схемы.

1 Бокль Г. История цивилизации в Англии. — СПб., 1985. С. 58.


Глава 1. Предмет и история социологии







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1265 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2431 - | 2176 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.