Оглавление
Глава 1. Предмет и история социологии.................................. 4
Глава 2. Общество как социокультурная система.................. 24
Глава 3. Социальные группы и общности............................... 38
Глава 4. Личность и общество................................................. 46
Глава 5. Девиантное поведение................................................ 66
Глава 6. Социология семьи...................................................... 92
Глава 7. Социальная структура общества............................ 108
Глава 8. Социальная мобильность......................................... 118
Глава 9. Социальные организации......................................... 122
Глава 10. Социальный контроль............................................ 134
Глава 11. Социальное управление......................................... 140
Глава 12. Социальные конфликты.......................................... 158
Глава 13. Социология религии............................................... 176
Глава 14. Массовое сознание и общественное мнение......... 196
Глава 15. Методология социологических исследований...... 212
Глава 1
ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
Схема 1.1. Основные взгляды на предмет социологии
Глава 1. Предмет и история социологии
По мнению основателя социологии О. Конта (1798—1857), предметом исследования социологов-позитивистов должны были стать законы общественного развития, из которых бы вытекали практические рекомендации, полезные во всех отраслях деятельности людей. О. Конт уподоблял социологию естественным наукам, иногда называя ее социальной физикой. Законы развития общества, подобно естественным, природным законам, имеют, по его мнению, строгий, однозначный и объективный, не зависимый от воли людей характер.
Макс Вебер (1864—1920) считал предметом социологии так называемое социальное действие, т. е. такое действие, которое соотносится с действиями других людей, ориентируется на них. Как видим, у М. Ве-бера предмет социологии субъективируется, «привязывается» к человеку.
Эмиль Дюркгейм (1858—1915) объявил предметом науки об обществе социальные факты, под которыми он понимал нормы, законы, ценности, представления людей, общественные институты, организации и вообще идеи, материализованные в виде зданий, сооружений и т. д. Каждое поколение индивидов задает свой набор социальных фактов, который и определяет поведение людей. Подход Э. Дюркгей-ма к предмету социологии имеет объективный, не зависимый от данного человека характер.
Но подходы М. Вебера и Э. Дюркгейма объединяет то, что они, как и подавляющее число других социологов, считают поведение человека в обществе обусловленным связями, которые этот человек имеет с окружающими его людьми и предметами, своим предыдущим опытом общения, образованием, воспитанием, местом в общественной жизни, общественных институтах.
Итак, предметом социологии являются социальные связи, общественные отношения.
Глава 1, Предмет и история социологии
Глава 1. Предмет и история социологии
Социальные связи весьма разнообразны и проявляются во всех сферах общества. В экономике — это взаимоотношения людей по поводу производства товаров и их сбыта. Практической организацией производства занимаются так называемые социальные эксперты {human relations), ответственные за человеческие связи в процессе производства, т. е. за организацию труда и качество продукции. За связи предприятий и фирм с обществом отвечают другие социальные эксперты, так называемые ответственные за связи с общественностью {public relations). Они отвечают за имидж фирмы, рекламу, информацию для прессы, потребительских организаций и отдельных лиц.
В политической сфере общества социологи изучают связи избирателей и кандидатов на выборные должности, отношения рядовых членов общества к институтам власти, участие рядовых граждан в управлении обществом. Для этого существуют различные институты, центры изучения общественного мнения. Например, институт Гэллапа (США), Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Важную роль играют социологи в государственных структурах, давая рекомендации по принятию политических решений.
В культурной сфере социологи занимаются исследованием и практическим решением вопросов содержания и посещения музеев, театров, потребности выпуска литературы, журналов, газет.
Существуют и более «узкие» области социологии: социология права, образования, медицины, науки, спорта, социология семьи, молодежи, досуга, моды, возрастная и межнациональная социология.
Социологию можно также поделить на теоретическую (ею занимаются примерно 5% социологов) и практическую (прикладную), в которой задействовано подавляющее число дипломированных специалистов.
Глава 1. Предмет и история социологии
Схема 1.3. Место социологии в системе наук
Схема 1.4. Функции социологии
Глава 1. Предмет и история социологии
Теоретической основой, фундаментом социологии является философия, в рамках которой она развивалась 2,5 тыс. лет, пока в XIX в. не стала самостоятельной наукой. Именно из философии черпает социология парадигмы, концепции, подходы, отдельные идеи, методы и терминологию.
Большое влияние на развитие социологии оказали и продолжают оказывать история, этика, правовая наука.
Наиболее близкими к социологии науками и по возрасту, и по историческому развитию, и по отношению к философии как к прародительнице можно считать психологию и политологию.
Очень тесные связи социология имеет с такими науками, как экономика, этнография, антропология.
Менее тесные, хотя и не менее значимые для своего развития, связи имеет социология с физиологией, математикой, статистикой, географией и другими науками.
Термин функция в переводе с латыни означает «исполнение». В социологии под этим термином понимают роль, назначение, специфическую деятельность элемента системы.
Наличие этих функций показывает значимость, полезность социологии для общества.
Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция. Позволяет получать новое социологическое знание, создавать и уточнять теории, концепции, общий взгляд на общество, его социальные связи.
Информационная функция. Дает возможность получать социологические знания не только специалистам, но и общественности.
Управленческая функция. Она не означает, что социологи непосредственно управляют обществом. Их задача состоит в выдаче рекомендаций для социального управления, в объяснении социальных явлений, в поиске их причин и возможных решений.
Организационная функция. Заключается в организации различных групп: на производстве, в политической сфере, в воинских частях, на отдыхе.
Прогностическая функция. Позволяет предсказывать будущее. Особенно ценна она для тех, кто составляет и утверждает долгосрочные планы, кто принимает ответственные решения, затрагивающие отдаленное будущее.
Пропагандистская функция. Дает возможность формировать общественные идеалы, ценности, создавать образы героев общества, определенные общественные отношения. Особенно активно эта функция проявляется в образовании, политике, в деятельности средств массовой информации, в военной сфере.
Глава 1. Предмет и история социологии
Схема 1.5. Методы социологии
Глава 1, Предмет и история социологии
Социология для своих исследований использует общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход.
Кроме того, социология выработала и собственные специфические методы исследования:
• наблюдение;
. • изучение документальных источников;
• опрос;
• тестирование;
• социометрия;
• социальный эксперимент.
Таким образом, социология имеет все признаки науки: объект и предмет исследования, свою структуру и функции, методы исследования. Социология не дублирует и не отменяет других наук. Это самостоятельная наука и учебная дисциплина, занимающая достойное место в системе научного знания.
12______________________________ Глава 1. Предмет и история социологии
Стадии развития знания | Стадии развития общества |
1. Теологическая (греч. теос — бог) | 1. Эпоха охватывающая Древний мир и Средневековье |
Знание имеет мифологический, религиозный характер и основано на вере. «Человеческий дух... воображает, что явления (социальные. — Б. И.) производятся воздействием... сверхъестественных факторов, произвольное вмешательство которых объясняет все кажущиеся явления мира»1 | Она делится на три периода: • фетишизм. Здесь люди вццели богов во внешних предметах, им же припи сывалась жизнь • политеизм. Жизнью наделялись «фиктивные существа», боги. Их вмешательством и объяснялись все явления • монотеизм. Христианство изменяет мораль, мировоззрение людей. Жизнь определяет единый бог |
2. Метафизическая | 2. Эпоха революций |
Знание оторвано от реальной жизни, имеет абстрактный характер. «В метафизическом состоянии (человеческого духа. — Б. И.) сверхъестественные факторы заменены абстрактными силами, которые могут сами собой производить все наблюдаемые явления, объяснение которых состоит только в подыскании соответствующей сущности»2 | Абстрактное знание приобретает критический характер, наблюдается кризис, распад социальных связей. Эта стадия длилась примерно с XIV до начала XIX в. и охватывает собой эпоху Реформации, Возрождения, эпоху Великих географических открытий, становление и развитие капитализма. 1-й и 2-й стадиям соответствует общество, нацеленное на войну, имеющее военно-авторитарный режим правления |
3. Позитивная | 3. Промышленное и мировое общество |
Знание основано на опыте, эксперименте и имеет научный характер. В положительном состоянии «человеческий дух познает невозможность достижения абсолютных знаний, стремится, правильно комбинируя рассуждения и наблюдения, к познанию действительных законов явлений, т. е. их неизменных отношений, последовательности и подобия»3 | Начало этой стадии, т. е. индустриализацию общества, стабилизирующую все социальные процессы и делающую бессмысленной войну (ибо с помощью массового производства можно достичь во всех сферах общества гораздо большего, чем завоеваниями), и наблюдал О. Конт в первой половине XIX в. |
Схема 1.6. Закон трех состояний О. Конта
1 Конт О. Курс позитивной философии // Человек. Мыслители прошлого
и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. — М., 1995. С. 221.
2 Там же.
3 Там же.
Глава 1. Предмет и история социологии
О. Конт разработал концепцию позитивной науки, которую он ставил на место богословия и старой философии. Он считал, что позитивная наука об обществе должна зиждиться на тех же принципах, что и физика, физиология, биология. По аналогии с физикой О. Конт свою «социальную физику» разделял на социальную статику, т. е. науку об устройстве, структуре общества, и социальную динамику, задачей которой является изучение процесса развития общества. Общество рассматривалось О. Контом как единое целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Эти части, общественные институты — семья, религия, государство, — своим существованием способствуют «всеобщему согласию», объединению общества. Они помогают преодолеть эгоизм людей и разъединяющее их разделение труда, воспитывают молодое поколение в альтруистическом духе, передают традиции, опыт и моральные нормы старших поколений. Социальная динамика, по мысли О. Конта, должна изучать теорию общественного прогресса.
Следует учитывать, что по своему философскому мировоззрению О. Конт был идеалистом. Для него мир сначала мыслится, потом существует. Следовательно, и развитие общества начинается с появления идей прогресса в умах людей. О. Конт отождествлял прогресс с разви-. тием человеческого знания, проходящего три стадии, каждой из которых соответствует определенное состояние общества (закон трех состояний). «Первая стадия, — отмечал О. Конт, — хотя сначала необходимая во всех отношениях, должна отныне рассматриваться как чисто предварительная; вторая представляет собой в действительности только видоизменение разрушительного характера, имеющее лишь временное назначение — постепенно привести к третьей; именно на этой последней, единственно вполне нормальной стадии, строй человеческого мышления является в полном смысле окончательным».
Глава 1. Предмет и история социологии
Схема 1.7. Закон классификации наук О. Конта
Глава 1. Предмет и история социологии
Развитие науки, знания, по взглядам О. Конта, идет от простого к сложному, от общего к специфическому. Каждая последующая наука имеет более высокий порядок изучаемых явлений и включает как необходимую часть предыдущую. Закон классификации наук выглядит как определенная последовательность, иерархия.
Место социологии О. Конт определял на вершине этой иерархии, ибо она изучает самые сложные явления взаимодействия индивидов. Закон трех состояний сочетается с законом классификации наук в том смысле, что положительное мышление, сформировавшееся в математике, астрономии, физике, химии и биологии, должно охватить и социальную сферу и привести к созданию положительной науки об обществе — социологии. Предметом этой науки О. Конт считал общество в целом, историю его развития, трансформации. Причем законы этого развития имеют точный и строгий характер, как и законы математики, физики, химии. Эти законы, по мнению О. Конта, могут не только показать сущность общества и его прошлое, но и предсказать будущее (принцип исторического детерминизма). Но детерминизм О. Конта имеет идеалистический характер. Если у философов Древнего мира состояние общества определяется формой государства, у К. Маркса — способом производства, то у О. Конта — образом мышления. Именно изменением образа мышления при неизменной природе человека и объясняет О. Конт историческое движение человеческой цивилизации.
Глава 1. Предмет и история социологии