Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сочетание в правовой системе Евросоюза элементов романо-германского и англосаксонского права. Их общее и особенное




 

1. Среди многочисленных черт и особенностей, выделяющих правовую систему Европейского союза среди других правовых систем, весьма важной, идентифицирующей ее особенностью является органическое сочетание в ее структуре элементов различных правовых семей - элементов романо-германского и англосаксонского права.

В зарубежной и отчасти в отечественной литературе рассмотрению данной особенности европейского права вообще и права Европейского союза в частности уделяется определенное внимание*(288). Однако многие теоретически, методологически и практически значимые вопросы, касающиеся данной фундаментальной темы и вместе с тем проблемы, остаются в настоящее время без должного ответа.

Среди них вопросы юридической природы и характера взаимосвязи и взаимодействия элементов правовых семей в структуре правовой системы Евросоюза, вопросы механизма и уровней их взаимосвязи и взаимодействия, проблемы определения основных тенденций и перспектив развития элементов искомых правовых семей в правовой системе Союза и др.

Успешное решение данных и иных им подобных, частных по своей природе и характеру, вопросов возможно лишь, как представляется, в контексте более общих проблем, касающихся соотношения романо-германского и англосаксонского права в целом, выявления у них общих черт и особенностей, которые в значительной мере проявляются на уровне правовой системы Евросоюза, а также с использованием средств и возможностей сравнительного правоведения.

2. Как известно, вопросы, касающиеся соотношения романо-германского и англосаксонского права, выявления их общих черт и особенностей, безотносительно европейского или иного региона их проявления и рассмотрения, стали традиционными для западных исследователей-компаративистов начиная со времени окончания Второй мировой войны вплоть до наших дней*(289). Причины постоянного, а в конце XX - начале XXI в. повышенного внимания к ним весьма многочисленны и носят не только и даже не столько академический, сколько сугубо прагматический, практический характер. Дело прежде всего в том, что объединение столь многочисленных и разнообразных по уровню своего развития, культуре и другим отличительным особенностям государств, каковыми являются, с одной стороны, "старые демократии" (Германия, Франция и др.), а с другой - "новые демократии" (Польша, Латвия, Литва и др.) в единое Европейское сообщество под названием "Европейский союз", а также вхождение в это Сообщество наряду со странами, правовые системы которых традиционно принадлежат романо-германскому праву, Великобритании, являющейся прародиной англосаксонского права, - все это и многое другое потребовало особого внимания западных теоретиков и практиков не только к экономическим, социально-политическим и иным им подобным проблемам, но и к праву, а именно - к сравнительному анализу национальных правовых систем и правовых семей, к выявлению у них общих черт и особенностей в целях их последующей, в рамках правовой системы Европейского союза, гармонизации, унификации и интеграции.

Что же касается усилившегося в последние годы внимания и интереса отечественных авторов к проблемам общего и особенного в романо-германском и англосаксонском праве, то они вызваны прежде всего, как представляется, осознанием того непреложного факта, что в условиях глобализации и регионализации по сути нет таких региональных или национальных, а тем более межнациональных, межгосударственных и межправовых проблем, которые бы в той или иной мере не имели общего или всеобщего характера*(290).

В научной литературе в связи с этим вполне обоснованно констатируется, что опыт сравнительного исследования различных правовых систем и семей, так же как и "опыт интеграции государств - членов Европейского союза, имеет не только региональное значение. Изучение его правопорядка полезно также при анализе проблем, связанных с интеграцией на территории бывшего СССР"*(291). Разумеется, оговариваются ученые, это не означает призыва к механическому подражанию, "к применению в иных условиях того, что уже сделано в странах Западной Европы. Даже слабые попытки слепого копирования потерпели бы неминуемый провал. Вместе с тем было бы по меньшей мере неразумно не учиться на примерах других стран, каждый раз изобретать собственный велосипед"*(292).

В контексте происходящих в современном мире процессов глобализации и регионализации, затрагивающих в той или иной мере практически все правовые семьи и национальные правовые системы, при выявлении общих черт и особенностей романо-германского и англосаксонского права теоретически и методологически важным представляется исходить из следующих посылок и учитывать следующие обстоятельства.

Во-первых, необходимо иметь в виду, что выделение и рассмотрение общего и особенного у романо-германского и англосаксонского права в рамках правовой системы Евросоюза или на любом ином уровне в плане сравнительного правоведения, востребованность в котором многократно возрастает в условиях глобализации и регионализации по сравнению с прежними этапами развития общества и государства, вовсе не означает игнорирования или недооценки роли и значения других правовых семей и систем, находящихся за пределами романо-германского (континентального) и англосаксонского (общего) права и в той или иной степени связанных с ними*(293).

Рассматриваемые правовые семьи хотя и являются ведущими, центральными звеньями в правовой системе Европейского союза и "юридической географии мира"*(294), тем не менее они не исчерпывают всего его содержания и многообразия всех других правовых семей и систем.

Во-вторых, необходимо учитывать относительный характер классификации национальных правовых систем и отнесения их к той или иной правовой семье, в частности к романо-германскому или англосаксонскому праву.

Применительно к рассматриваемой теме это означает, что в рамках правовой системы Евросоюза одни и те же ее элементы могут одновременно относиться, хотя и в разной степени, и к романо-германскому, и к англосаксонскому праву. Это касается, в частности, многих принципов права, таких как rule of law, или источников права, таких как нормативный правовой акт, прецедент и др.

О строго выверенной и в этом смысле "абсолютной" классификации национальных правовых систем, так же как и любых иных государственно-правовых явлений, институтов и учреждений, как показывает жизненный опыт, можно говорить лишь весьма условно, в теоретическом, но отнюдь не в практическом плане*(295).

Ибо в противном случае довольно трудно будет понять, например, суть традиционных споров относительно того, являются ли правовые системы скандинавских стран - Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии - неотъемлемой составной частью романо-германского права или же они, опираясь на свою общую, исторически сложившуюся самобытность, образуют самостоятельную ("скандинавскую") правовую семью*(296).

Точно так же весьма затруднительно будет разобраться и в ряде других вопросов, касающихся классификации национальных правовых систем, если не учитывать при этом известную условность и относительность характера их "разнесения" по тем или иным правовым семьям.

В-третьих, важно не упускать из поля зрения при рассмотрении общего и особенного романо-германского и англосаксонского права, в том числе в пределах правовой системы Евросоюза, тот факт, что некоторые правовые системы - составные части этих правовых семей в силу исторических и иных причин органически сочетают в себе "смешанные правовые традиции", свойственные как романо-германскому, так и англосаксонскому праву, которые, несомненно, находят свое отражение и в правовой системе Евросоюза.

В качестве примера можно указать на правовую систему Луизианы - прежней французской колонии, а ныне - одного из штатов США, где, как свидетельствуют исследователи, в отраслях частного права доминируют традиции, принципы и институты романо-германского права, а в публичном праве "отражаются традиции и принципы общего и американского статутного права"*(297). При этом, констатируют авторы, несмотря на то что на территории этого штата функционируют "элементы того же общего права, которые всецело доминируют в остальных сорока девяти штатах США", тем не менее для обычных граждан штата Луизианы более важным и предпочтительным являются "компоненты континентального (цивильного) романо-германского права"*(298).

Аналогично обстоит дело и в некоторых других правовых системах, таких, в частности, как правовая система франкоязычной провинции Квебек - одного из субъектов канадской федерации, где на исторически сложившиеся и глубоко укоренившиеся в общественной жизни традиции романо-германского права около ста пятидесяти лет назад, с приходом англичан - носителей культуры общего права, объявивших в 1867 г. Канаду своим доминионом, наложились институты и традиции англосаксонского права*(299).

Одним из свидетельств и последствий такого "промежуточного" (между двумя ведущими правовыми семьями) состояния правовой системы Квебека наряду с другими причинами юридического и социально-политического характера явилось принятие в 1981 г. Гражданского кодекса Квебека, действующего наряду с принятым еще в 1866 г. Гражданским кодексом Нижней Канады (Civil Code of Lower Canada), a также принятие других, "промежуточных" по своему характеру правовых актов*(300).

Примерами "промежуточного" состояния правовых систем могут служить также правовая система Южной Африки, подвергаемая влиянию как со стороны традиций романо-германской (через систему датского права), так и со стороны англосаксонской правовой семьи (через правовую систему Великобритании); правовая система Шотландии, которую многие исследователи рассматривают как "промежуточную", а также правовые системы некоторых других государств*(301), в том числе государств - членов Европейского союза (некоторые скандинавские государства).

И, в-четвертых, необходимо иметь в виду при рассмотрении общих черт и особенностей двух ведущих правовых семей во избежание односторонности исследования то обстоятельство, что романо-германское и англосаксонское право отнюдь не сводятся к составляющим их ядро и основу - французскому и английскому праву, как это иногда невольно представляется в отечественной литературе. Следовательно, анализ их общих и особых черт не ограничивается анализом признаков, свойственных исключительно данным правовым системам, а должен охватывать собой и все другие правовые системы, выступающие в качестве структурных элементов более общих по сравнению с ними системных явлений - правовых семей, независимо от того, рассматриваются ли они в рамках правовой системы Евросоюза или же в пределах правовых систем других регионов*(302).

Разумеется, в силу того что правовые системы Франции и Англии исторически являются центральными звеньями в "своих" правовых семьях, вполне логично, на первый взгляд, было бы предположить, что только они определяют суть и содержание, а вместе с тем и наиболее характерные признаки, свойственные рассматриваемым правовым семьям, наиболее непосредственно и масштабно взаимодействующих друг с другом в правовой системе Европейского союза.

Однако такое предположение оказалось бы неверным, поскольку основывалось бы на заведомо несостоятельном тезисе о том, что "частное" ("единичное"), в качестве которого в каждой правовой семье выступают соответственно французское и английское право, может заменить собой "общее", или "всеобщее", в качестве которого выступают соответствующие правовые семьи.

Из этого следует, что при анализе общих черт и особенностей, свойственных романо-германскому и англосаксонскому праву, за основу должны браться не частные признаки, присущие лишь отдельным правовым системам, а их общие, родовые и типовые признаки и черты, характеризующие рассматриваемые правовые семьи в целом.

Обращая внимание на это обстоятельство, следует между тем оговориться, что речь не идет о некой абстрактной "генерализации" общих черт и особенностей, присущих той или иной правовой семье, равно как и не имеется в виду сравнение рассматриваемых правовых систем вообще, в целом, без учета их конкретных черт и особенностей, поскольку такая "генерализация", как справедливо заметил американский ученый-компаративист Дж. Бэлл, по определению не может привести к формированию четкого представления как об особенностях рассматриваемых правовых семей в целом, так и об их общих признаках и чертах*(303).

Речь идет о таком сравнительном анализе данных правовых семей, который учитывает, с одной стороны, все те общие и конкретные черты и особенности, которые свойственны каждой из составляющих их правовых систем, а с другой - которые вырабатываются самими правовыми семьями в процессе их существования и функционирования как системных образований в целом.

Применительно к правовой системе Европейского союза это означает необходимость учета, с одной стороны, тех общих черт и особенностей, которые свойственны каждой правовой системе государств - его членов, а с другой - тех общих черт и особенностей, которые изначально присущи романо-германскому и англосаксонскому праву как целостным правовым образованиям или же вырабатываются ими в процессе их взаимосвязи и взаимодействия на общеевропейском уровне.

3. Какова общность элементов романо-германского и англосаксонского права, проявляющаяся на общеевропейском или ином уровнях? В чем конкретно выражается сходство этих правовых семей и какова степень их различия?

Отвечая на эти и другие им подобные вопросы, необходимо обратить внимание прежде всего на сходство фундамента, на котором строятся и функционируют рассматриваемые правовые семьи, на сходство их основ в пределах и за пределами Европейского союза.

Еще в 80-е годы XX в. западные исследователи указывали на то, что несмотря на имеющиеся различия между романо-германским (континентальным) и англосаксонским (общим) правом, их объединяет главным образом то, что они, как и составляющие их национальные правовые системы, строятся на общем фундаменте, каковым является "западная буржуазно-демократическая основа"*(304).

На фундаментальное сходство рассматриваемых правовых семей многими западными авторами обращалось внимание и в более поздний период, вплоть до настоящего времени, особенно когда ввиду более активного взаимодействия Великобритании - члена Европейского союза и носительницы традиций общего права - с другими государствами - членами Европейского союза и носителями традиций континентального права, в полный рост встал вопрос относительно их правовых систем, а на региональном уровне - относительно рассматриваемых правовых семей не только в плане их общности и сходства, но и в плане их унификации и интеграции.

И хотя по-прежнему в целом ряде научных исследований, посвященных проблемам взаимосвязи и взаимодействия романо-германского и англосаксонского права, акцентируется значительное внимание не только, а в некоторых работах даже не столько на их общности и сходстве, сколько на их фундаментальном отличии друг от друга*(305), тем не менее в западной литературе последних лет все больше преобладает мнение, согласно которому существующие различия между рассматриваемыми правовыми семьями касаются скорее их формы, нежели содержания.

"Мой личный академический опыт и мои наблюдения, - отмечал в связи с этим известный английский автор лорд Чиивли в своей лекции "Будущее общего права", прочитанной в конце 1990-х годов в Британском институте международного и сравнительного права, - показывают, что основные различия, которые можно найти между нашим общим правом и тем, что в самом широком смысле именуется цивильным (континентальным) правом, лежат прежде всего и скорее всего в форме, нежели в содержании права"*(306).

Аналогичного мнения относительно сходства и различия рассматриваемых правовых семей, равно как и всех западных правовых систем, придерживались также, хотя и совершенно по другим причинам - идеологического характера, - и советские ученые-юристы, считавшие, что значительные различия и по общему правилу - противоречия в сущности и содержании - имеют место только в отношениях между социалистическим и капиталистическим правом. Что же касается различий, существующих внутри самого капиталистического права, то они затрагивают лишь его форму, но отнюдь не его сущность и содержание*(307).

Данный, на первый взгляд, довольно идеологизированный вывод в значительной мере подтверждается многими западными исследователями, рассуждающими о сходстве исследуемых правовых семей и формирующих их национальных правовых систем в силу их возникновения и развития на базе "весьма близких друг другу типов общества", в силу "общего или весьма сходного процесса их исторического развития", "общей или весьма сходной религии", а также других "весьма сходных сторон и аспектов" общественной и государственной жизни*(308).

Под "общими или весьма сходными" основами романо-германского и англосаксонского права следует, как представляется, понимать прежде всего однотипную - рыночную, капиталистическую экономику, на базе которой возникает и развивается соответствующая ей и адекватно отражающая ее не только социальная, политическая, идеологическая, но и правовая среда в виде национальных правовых систем и рассматриваемых правовых семей.

Поскольку термины "капиталистический", "капитализм" и т.п. применительно к рыночной экономике, равно как и в отношении других "рыночных" явлений, институтов и учреждений, в отечественной литературе искусственно выводятся из оборота и заменяются далеко не адекватными им, но более "благозвучными" терминами типа "цивилизованный", "пост индустриальный" и т.п., следует в связи с этим пояснить, что в западной политической и социологической науке под капитализмом понимается система, или строй, при котором: а) "собственность на землю и на основные средства производства принадлежит отдельным индивидам, акционерным обществам и корпорациям"; б) свободная конкуренция имеет своей "непосредственной целью получение собственником прибыли"; в) достижение "высокого уровня специализации в производстве, а также в финансовой сфере деятельности"; г) имеет место усиление "концентрации капитала" и быстрый рост "мощных национальных и транснациональных корпораций"; д) устанавливается и поддерживается государственный контроль за деятельностью бизнеса" и т.д.*(309)

Наряду с однотипными экономическими основами в качестве общих признаков и черт романо-германского и англосаксонского права в рамках правовой системы Евросоюза и за ее пределами выступают также в значительной части обусловленные ими однотипные социально-политические (однотипный социальный и политический строй), идеологические (либеральные и неолиберальные идеи и концепции) и цивилизационные, а более конкретно - культурологические основы.

Когда мы говорим об общих цивилизационных основах рассматриваемых правовых семей, то имеем в виду прежде всего ту общесоциальную в самом широком смысле среду, ассоциирующуюся с самыми различными компонентами и явлениями общественной жизни, такими как "религия, живопись, архитектура, нравы и обычаи" и др.*(310), в пределах и под воздействием которой возникли и развивались данные правовые семьи. Это - западная цивилизация, которая не только породила сходные в основе своей государственно-правовые системы, но и оказала огромное влияние на другие, существующие параллельно с ней цивилизации и возникшие в их рамках государственно-правовые системы.

Применительно к Европейскому союзу и его правовой системе западная цивилизация явилась той основой, на базе которой возникают и развиваются не только глобальные, но и региональные ценности, свои относительно самостоятельные региональные интересы, а также свое правовое мышление*(311).

Не случайно, памятуя об огромном влиянии римского права на последующее развитие западноевропейского права, некоторые западные авторы сравнивают современное общеевропейское сообщество и его правовую систему с Римской империей и ее правовой системой как в географическом, так и в "рецепционном" плане*(312). Тем самым подчеркивается, с одной стороны, глобализм Евросоюза и его правовой системы с точки зрения их значительного влияния на окружающую международно-правовую среду, а с другой - их классический в современном его понимании регионализм, органически сочетающий в себе элементы романо-германского и англосаксонского права.

Наличие последних, возникших и развивающихся на общей цивилизационной основе, позволило отдельным исследователям говорить даже "не о двух относительно самостоятельных правовых семьях - романо-германском и англосаксонском праве, а о единой их семье под названием правовая система "либерального и демократического Запада"*(313). Говоря о западной цивилизации как общей основе формирования и развития рассматриваемых правовых семей и их элементов в правовой системе Евросоюза, необходимо заметить, что в историческом плане данная цивилизация, равно как и все иные цивилизации, обусловившие существование и функционирование соответствующих типов государств, а вместе с ними - правовых систем и правовых семей, возникают задолго до их появления и, как показывает исторический опыт, продолжают существовать весьма длительное время после ухода их с арены активной жизни, после их исчезновения.

Государства, писал по этому поводу английский историк А. Тойнби в своем эссе под названием "Столкновения цивилизаций", "имеют склонность к короткой жизни и внезапным смертям: западная цивилизация, к которой мы с вами относимся, может просуществовать столетия после того, как с политической карты мира исчезнут Соединенное Королевство и Соединенные Штаты, как прежде исчезли их более старшие современники - Венецианская республика и Австро-Венгерская монархия"*(314).

Аналогично обстоит дело также и с порожденными на общей цивилизационной основе и в ее пределах национальными правовыми системами и соответствующими - романо-германской и англосаксонской правовыми семьями*(315).

Говоря об общей для данных правовых семей цивилизационной основе как сложном и многокомпонентном явлении, необходимо в первую очередь иметь в виду одну из ее важнейших, если не самую важную, составную часть - культуру общества вообще и правовую культуру в частности.

Именно правовая культура как часть западной цивилизации является той общей непосредственной базой, на которой возникают и развиваются как соответствующие национальные правовые системы, так и формируемые ими правовые семьи, а также их общие элементы, которые существуют и функционируют в пределах правовой системы Европейского союза.

Выступая в виде "совокупности всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившей достижения правовой мысли, юридической техники и практики", правовая культура, по справедливому замечанию В.П. Сальникова, "пронизывает" собой все право, правосознание, правоотношения, сложившийся в обществе правопорядок, а также правотворческую, правоприменительную и всю иную юридическую деятельность*(316).

Именно правовая культура как часть общей культуры того или иного человеческого сообщества, порождающей наряду с ней определенную музыкальную, языковую и иную культуру, в решающей степени обусловливает сущность и содержание, природу и характер не только различных правовых систем, но и сформированных на их основе правовых семей*(317), а также общность их существующих в пределах правовой системы Евросоюза элементов.

Из этого следует, в частности, что греко-римская или мусульманская цивилизации, по классификации А. Тойнби*(318), порождая соответствующую правовую культуру, обусловливают тем самым через нее появление не только сходных по своим основным параметрам внутригосударственных правовых систем, но и объединяющих их между собой правовых семей. В полной мере это относится также ко всем иным цивилизационным образованиям и правовым культурам, не исключая в том числе ныне существующие западные феномены.

Разумеется, говоря об общности и обусловленности романо-германского и англосаксонского права западной правовой культурой, данное явление (общность) и процесс (обусловленность) не следует абсолютизировать, а саму западную правовую культуру не следует рассматривать как некую монокультуру.

Будучи определенным типом правовой культуры, в решающей степени предопределяющим сходство исследуемых правовых феноменов по сущностным и содержательным параметрам, западная правовая культура в то же время как общеродовое явление и понятие по отношению к правовым культурам разных стран, соответственно относящихся к странам романо-германского и англосаксонского права - видовым явлениям и понятиям, а priori содержит в себе потенциальную возможность их различения как минимум по формальным (второстепенным) признакам.

Признавая, например, по существу и значимости для гражданского общества свободу слова как проявление общности романо-германского и англосаксонского права, каждая правовая семья в то же время демонстрирует свое особое отношение к данному феномену по форме.

Это проявляется, в частности, в том, что представители романо-германского права - европейцы - изначально рассматривали и рассматривают "эту свободу и право", как свидетельствуют научные источники и общественная практика, "в контексте многих других однопорядковых с ней прав и свобод", в качестве такого атрибута демократии, который может быть ограничен без ущерба для гражданского общества "при самых различных обстоятельствах"*(319).

В противоположность такому восприятию свободы слова как некоего рядового феномена представители англосаксонского права - американцы, - наоборот, придают данному феномену исключительный характер, считая свободу слова и "все непосредственно связанные с ней права" ни в коей мере не подлежащими какому-либо ограничению, "первичными правами"*(320).

Сходство и общность романо-германского и англосаксонского права в главном - в их сущности и содержании, с одной стороны, и их особенность (различие) во второстепенном - в технико-юридическом и ином формальном (не принципиальном) отношении, с другой, весьма четко проявляются не только в приведенном примере со свободой слова, которая в романо-германском праве рассматривается как некое рядовое явление, а в системе общего, в частности, американского права фетишизируется, но и во многих других случаях.

В полной мере это относится, например, к лежащим в основе исследуемых правовых семей либеральным (рыночным) ценностям, их социально-политическим (защита в первую очередь интересов имущих и власть предержащих слоев) и формально-юридическим (регулирование общественных отношений) целевым установкам, к внутренней структуре романо-германского и англосаксонского права и внешним формам их выражения (источникам), к основным задачам и функциям рассматриваемых правовых семей*(321), проявляющимся как на глобальном, так и на региональном уровне, в частности на уровне Европейского союза. Говоря о сходстве и общности романо-германского и англосаксонского права в главном и их различиях во второстепенном, нельзя не признать состоятельность тезиса, высказанного в западной литературе о том, что общее и особенное в рассматриваемых правовых семьях - это не только две стороны одной и той же медали, но и их продолжение и дополнение друг друга*(322), в том числе в пределах правовой системы Евросоюза.

Общность романо-германского и англосаксонского права самой логикой их исторического развития с неизбежностью предполагает одновременно и их особенность, ибо в противном случае трудно объяснимым было бы само их относительно самостоятельное, раздельное существование, а тем более - активное функционирование. Это с одной стороны. А с другой, наличие особенностей рассматриваемых правовых семей свидетельствует о том, что между ними существует лишь общность, сходство, но не единство, что они - суть относительно обособленные друг от друга системы, но отнюдь не моносистема, не единая органическая система, что весьма отчетливо просматривается на всех уровнях взаимосвязи и взаимодействия данных правовых семей, включая общеевропейский уровень. Образование Евросоюза лишь положило начало формированию на этом уровне единой правовой системы - своего рода моносистемы, состоящей из элементов романо-германского и англосаксонского права, но не более того.

Сложность, многогранность и внутренняя противоречивость рассматриваемых правовых семей, равно как и их отношений между собой, порождают самые различные точки зрения и подходы к анализу их общих черт и особенностей.

Так, в одних случаях в процессе исследования общего и особенного у романо-германского и англосаксонского права основной акцент делается скорее на их отличительных, нежели на общих или сходных чертах и особенностях.

В основе данного подхода лежит тезис-утверждение о том, что в Западной Европе "нет единой европейской культуры, а есть лишь многообразие национальных правовых культур", которое порождает преимущественно различие, а не сходство или общность национальных правовых систем и правовых семей*(323).

В других случаях при рассмотрении проблем общего и особенного у романо-германского и англосаксонского права основное внимание концентрируется на "паритете" данных явлений и категорий*(324).

При этом утверждается, что, несмотря на существование "традиционных противоречий между общим и континентальным правом", проявляющихся, в частности, на уровне Европейского союза*(325), с одной стороны, и усиление процесса "европеизации" права и правовой культуры в пределах Европейского континента*(326), с другой стороны, в настоящее время между рассматриваемыми правовыми семьями в плане соотношения их "общего" и "особенного" сохраняется некое "равновесие".

Наконец, в третьих случаях в процессе выявления общего и особенного у романо-германского и англосаксонского права на первый план выдвигаются общие признаки и черты рассматриваемых правовых семей, а на втором плане остаются их особенности.

Применительно к праву Европейского союза, где наиболее отчетливо проявляется взаимосвязь и взаимодействие романо-германского и англосаксонского права, общность данных правовых семей, рассматриваемая иногда в виде неких "общеевропейских правовых стандартов", представляется в виде своеобразного противовеса формирующимся в результате глобализации и регионализации "общемировым правовым стандартам"*(327).

При этом презюмируется, что если общеевропейские правовые стандарты - своего рода общность исследуемых правовых семей - формируются на базе общеевропейской, т.е. фактически всей западной правовой культуры, то общемировые правовые стандарты складываются на основе формирующейся глобальной правовой культуры*(328).

Анализируя данные и иные им подобные подходы к разрешению проблем общего и особенного у романо-германского и англосаксонского права на общеевропейском, региональном и глобальном уровнях, нельзя не заметить, что в ряде случаев из поля зрения исследователей выпадает тот факт, что данные правовые семьи в отличие, например, от мусульманского или индуистского права, имея общие (однотипные) экономические, социально-политические, интеллектуальные и иные основы, а также весьма разные исторические, национальные и иные традиции, оказывающие значительное влияние как на внутреннее развитие рассматриваемых правовых семей, так и на характер их взаимоотношений, по определению не могут, с одной стороны, радикально отличаться друг от друга, а с другой - хотя бы в незначительной своей части отождествляться друг с другом.

Вполне очевидным является то обстоятельство, что, отдавая должное доминирующему во взаимоотношениях между романо-германским и англосаксонским правом общему, в то же время нельзя недооценивать, равно как и переоценивать, у каждого из них особенное.

5. В чем конкретно проявляется последнее у каждой из рассматриваемых правовых семей и в отношениях между ними на общеевропейском, континентальном и глобальном уровнях?

Отвечая на данный вопрос, западные исследователи обращают внимание прежде всего на вполне очевидное различие в самом характере романо-германского и англосаксонского права*(329). А именно - на судейский (прецедентный) характер системы общего права и статутный ("законный") характер системы континентального права.

Если в основе процесса становления и развития англосаксонского права, отмечается авторами, лежит правотворческая деятельность судов, то в основе романо-германского права - правотворчество парламента. Следовательно, если в системе источников общего права на протяжении почти всей истории его развития центральное место занимал прецедент, то в системе источников континентального права ведущая роль неизменно отводилась закону, а точнее - системе нормативно-правовых актов, принимаемых "не только законодательными, но и исполнительными органами, а также - путем проведения народного референдума (popular referendum)"*(330).

Разумеется, говоря о прецедентном характере англосаксонского права и статутном характере романо-германского права, не следует впадать в крайности и противопоставлять в связи с этим рассматриваемые правовые семьи друг другу.

Нельзя упускать из виду, в частности, тот очевидный факт, что в системе источников каждой из этих правовых семей имеет место как закон, так и прецедент и что каждая из них обязана своим существованием и развитием как парламенту, так и суду*(331).

Речь идет лишь о неодинаковом месте закона и прецедента в той или иной правовой системе и правовой семье, а также о разной степени обязательности их существования и развития по отношению к парламенту и суду.

Кроме того, речь идет о такого рода отличительных особенностях рассматриваемых правовых семей и формирующих их национальных правовых систем, как порядок образования и деятельности судебных и иных правотворческих органов, порядок подготовки и принятия ими решений, юридическая сила тех или иных решений и др.*(332)

Нетрудно заметить, что такого рода отличительные черты и особенности не касаются самой сути и содержания романо-германского и англосаксонского права, а затрагивают и отражают лишь их внешнюю, порожденную внутренними особенностями их правовой культуры, сторону. Помимо всего прочего, это создает основу не только для более тесной связи и взаимодействия данных правовых семей, но и для формирования в пределах Европейского континента единой правовой системы на уровне моносистемы.

Аналогичным образом обстоит дело на практике и с другими отличительными признаками и чертами каждой из этих правовых семей, которые, как правило, в западной литературе не только выделяются, но и довольно обстоятельно раскрываются.

При этом имеются в виду также такие особенности романо-германского и англосаксонского права, которые проявляются, во-первых, в их структуре, в частности в более раннем и более четком делении романо-германского права по сравнению с англосаксонским на публичное и частное право. "Такая классификация, имеющая лишь весьма приблизительный ("латентный", "подразумеваемый") характер в общем праве, - подчеркивают аналитики, - является базовым элементом для понимания континентального ("цивильного") права"*(333).

Во-вторых, в более масштабной и более строгой кодификации романо-германского права по сравнению с англосаксонским правом.

Отмечая огромное значение кодификации для развития и, соответственно, идентификации романо-германского права, Р. Давид писал, что кодификация "давала возможность покончить с дробностью" этого права, с "множественностью обычаев, часто связывавших практику", наконец, она не только помогала "слиянию теоретического и практического права", но и "позволяла в то же время путем просвещенного вмешательства законодателя положить конец слишком укоренившимся повсюду архаизмам"*(334).

В-третьих, в большей приверженности "цивильного" права к доктринальному восприятию правовой материи по сравнению с общим правом.

Если в странах романо-германского права особое внимание уделяется, подчеркивают исследователи, общим теориям права, касающимся общих принципов, источников или же эволюции правовых систем и правовых семей, то в странах англосаксонского права предпочтение отдается преимущественно "анализу конкретных судебных решений с целью их классификации и выделения содержащихся в них норм"*(335).

В-четвертых, в различном стиле романо-германского и англосаксонского права, который определяется, по мнению К. Цвайгерта и X. Кетца, такими факторами, как историческое происхождение и развитие правовой семьи; господствующая правовая доктрина и "ее специфика"; наиболее важные и "выделяющиеся своим своеобразием правовые институты"; основные источники права и "методы их толкования"; "идеологические факторы"*(336).

Наряду с названными романо-германское и англосаксонское право отличаются друг от друга и другими особенностями, такими, в частности, как правовые и неправовые обычаи, отдельные традиции, особенности правового сознания и мышления, особенности правового судебного рассмотрения уголовных и гражданских дел и др.*(337)

Однако все они, равно как и другие им подобные особенности, подчеркивая своеобразие одной рассматриваемой правовой семьи по отношению к другой, неизменно носят, по сравнению с их общими признаками и чертами, производный второстепенный характер. Из этого, как представляется, следует исходить при рассмотрении романо-германского и англосаксонского права в плане выявления у них общего и особенного, элементов сходства и различия, проявляющихся как на глобальном, так и на региональном уровнях, в частности на уровне правовой системы Европейского союза.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 561 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2307 - | 2158 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.