Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Характерные черты и особенности правовой системы Евросоюза. Особенности ее легитимации и конституционализации




 

1. Глубокое и всестороннее изучение правовой системы Европейского союза самой логикой познания с необходимостью предполагает изначальное выявление и рассмотрение ее общих черт и особенностей, формирующих о ней целостное представление и выделяющих ее среди других правовых систем.

Несмотря на то что рассмотрению данной материи, так же как и проблемам понятия и юридической природы искомой системы, в последние десятилетия уделяется довольно значительное внимание*(197), остается целый ряд теоретически и практически значимых вопросов, требующих дополнительного изучения и освещения.

И это не случайно, имея в виду, что характерные черты и особенности правовой системы Евросоюза, отличающие ее от других аналогичных феноменов национального, регионального и глобального уровней, проявляются фактически во всех сферах жизнедеятельности данной системы и ее организации.

Весьма зримое проявление они находят, как показывают исследования, в самой сущности рассматриваемой правовой системы, в ее формах, структуре, содержании, в ее "интегрированных" целях и назначении, а также в характере ее конституционности и легитимности.

Не имея возможности обстоятельно рассмотреть все характеризующие правовую систему Европейского союза черты и особенности, остановимся на раскрытии лишь некоторых, наиболее очевидных и наиболее значимых из них.

2. Одна из таких черт и особенностей, придающих правовой системе Евросоюза своеобразие, если не сказать - уникальность, и выделяющих ее среди других правовых систем, непосредственно связана с характером ее легитимации и процессом ее конституционализации.

При этом легитимация (лат. legitimus - узаконенный, законный) в общепринятом виде воспринимается как "признание большинством населения законности существования какого-либо органа власти, действий должностного лица, события, факта", как придание таким образом какому-либо явлению, институту или учреждению правового характера*(198). В свою очередь, конституционализация понимается как процесс придания правовой системе конституционного характера.

Применительно к национальным государствам и их правовым системам легитимация и конституционализация традиционно выступают как результат, или следствие, проявления воли большинства "своего" народа на всеобщих выборах или же на референдуме. "Воля народа" при этом рассматривается в качестве ключевого политико-правового и социально-психологического явления и постулата, предопределяющих наличие или, наоборот, отсутствие как легитимности, так и конституционности правовой системы.

Отнюдь не случайно поэтому данное основополагающее для современного национального государства и его правовой системы положение не только декларируется в речах многих политических и общественных деятелей, представляющих "интересы народа", но и в подавляющем большинстве случаев конституционно закрепляется.

Так, например, в Конституции Австрии (ст. 1) фиксируется положение о том, что "Австрия является демократической республикой" и что "ее право исходит от народа"*(199). В Основном законе Федеративной Республики Германии (в Преамбуле) говорится о том, что германский народ, "сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, воодушевленный стремлением служить делу мира во всем мире в качестве равноправного союзника в объединенной Европе", принял "в силу своей конституирующей власти настоящий Основной закон" и что действие этого закона "распространяется на весь германский народ"*(200).

В Конституции Швеции (гл. 1, § 1) указывается на то, что "вся государственная власть Швеции исходит от народа" и что "правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений и на всеобщем и равном избирательном праве"*(201).

Аналогичные положения, касающиеся народа как источника власти, которая, как подчеркивается в Конституции Греции, не только "исходит от народа", но и "существует для народа и нации и осуществляется путем, определяемым Конституцией"*(202), закрепляются также в конституционных актах ряда других национальных государств.

Кроме того, в конституциях некоторых европейских государств помимо принадлежности власти народу особо указывается также на то, что вместе с властью и суверенитет в стране принадлежит народу. В прямой форме это закрепляется, например, в Конституции Италии (ст. 1), где говорится, что "суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и в границах, установленных Конституцией"*(203); в Конституции Франции, где также указывается на принадлежность национального суверенитета народу, "который осуществляет его через своих представителей и путем референдума"*(204); в конституциях некоторых других национальных государств.

Закрепляя положения о принадлежности власти и суверенитета народу, формально-юридически представляя его в качестве единственного источника власти и носителя суверенитета, национальные государства тем самым "узаконивают" свою власть и самих себя как "официальных представителей" всего общества и народа, придают своему существованию характер легитимности и конституционности.

При этом для того, чтобы ни у кого не оставалось сомнений на этот счет, конституции ряда государств, по примеру Конституции Франции, особо подчеркивают, что "никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе" осуществление власти и суверенитета*(205), которые принадлежат только всему народу. Именно воля всего народа, а не отдельной ее части и тем более - индивида является единственным общепризнанным фактором, а точнее - основанием легитимности и конституционности как самого национального государства, так и его правовой системы.

3. Пытаясь решить с данных концептуальных позиций проблему легитимации и конституционализации правовой системы Евросоюза, мы неизбежно в силу объективных обстоятельств сталкиваемся как минимум с двумя группами вопросов, касающихся, с одной стороны, определения природы этой правовой системы, далеко не совпадающей с природой правовой системы национального государства. Ведь не случайно правовую систему Евросоюза в научной литературе рассматривают то как аналог национально-правовой системы; то как часть современного международного права; то как автономную, но "двойственную" по своему характеру правовую систему, сочетающую в себе черты национального и международного права*(206); то, наконец, ее идентифицируют как правовую систему так называемой консоциативной (consociative) федерации, одной из основных черт которой является сохранение государствами-членами своего суверенитета*(207).

С другой стороны, мы неизбежно сталкиваемся с кругом вопросов, касающихся определения основания легитимности и конституционности правовой системы Европейского союза.

Суть проблемы заключается в том, можно ли использовать при решении вопроса о ее легитимности и конституционности тот же критерий, или основание, - "волю народа", который используется при определении аналогичных свойств у национальных правовых систем. И если нельзя, то какой или какие при этом критерии (основания) должны быть выработаны и использованы?

Не подлежит сомнению утверждение исследователей о том, что "основным и единственным" морально-политическим и правовым базисом "для применения законодательных актов, исходящих от Европейского союза, на территории государств-членов может служить не что иное, как только воля их народов"*(208). Ибо только она согласно доминирующей в современном мире государственно-правовой концепции, придавая национальному государству и его правовой системе характер легитимности и конституционности, определяет в конечном счете границы действия национального государства.

Но вполне очевидным является и то, что сама воля того или иного народа не безгранична как в морально-политическом, правовом, так и в других отношениях*(209), включая решение вопросов, касающихся определения и установления легитимности и конституционности национального государства и права. Сфера непосредственного проявления воли одного суверенного народа заканчивается там, где начинаются границы воли другого народа.

Применительно к национальным государствам и правовым системам в практическом плане это означает, что, скажем, сфера действия воли французского народа, распространяясь, соответственно, лишь на французское государство и его правовую систему, заканчивается там, где начинается сфера непосредственного воздействия воли немецкого или любого иного народа в отношении своего государства и права, и наоборот.

Из этого следует, что воля народа как источник власти и основание легитимности и конституционности вполне естественно и закономерно проявляется лишь по отношению к вполне определенному национальному государству и конкретной правовой системе, но отнюдь не по отношению к другим государствам и их правовым системам, а тем более - не к создаваемым ими конгломератам типа Евросоюза и к возникающим в их рамках правовым системам*(210).

Любой иной вывод, допускающий возможность использования "воли народа" как источника власти в качестве основания для признания легитимности и конституционности не только национальных государств и их правовых систем, но и Евросоюза вместе с его правовой системой в целом, неизбежно окажется весьма уязвимым в силу разных причин и логических нестыковок и в конечном счете по логике вещей будет признан несостоятельным.

При этом одна из трудно решаемых проблем в процессе установления легитимности и конституционности правовой системы Европейского союза через "волю народа" заключается в том, кого считать европейским народом. Как определить этот самый европейский народ, волю которого можно было бы рассматривать в качестве основания для легитимации и конституционализации искомой правовой системы?

Ответов на данные и им подобные вопросы, судя по довольно многочисленным публикациям западных авторов, в той или иной степени затрагивающих эту тему, существует несколько, но все они, как представляется, являются далеко не безупречными.

Это касается, например, рассуждения о том, что в качестве европейского народа, чья воля может рассматриваться в виде источника власти и основания для признания легитимности правовой системы Евросоюза, следует признать "совокупность всего населения, проживающего на территории государств - членов Союза"*(211). Одновременно предлагается рассматривать Европарламент не в виде парламентской ассамблеи, как он изначально замышлялся или в виде представительного органа суверенных народов государств-членов, а в образе представительного органа "совокупного" европейского народа - "народа Европейского союза"*(212).

В качестве аргумента в пользу данной позиции авторами проводится аналогия между высшим законодательным органом ФРГ, который избирается всем немецким народом, состоящим из народов отдельных земель, и Европейским парламентом, который формируется, по версии исследователей, единым европейским народом, состоящим из народов отдельных европейских стран*(213).

Уязвимость данной аналогии и тезиса о том, что совокупность народов государств-членов и их "совокупная" воля есть не что иное, как европейский народ и его воля, служащие основанием легитимности и конституционности Евросоюза и его правовой системы, состоит, во-первых, в том, что в процессе проведения аналогии допускается заведомо недопустимое сопоставление двух таких несопоставимых по своей природе и характеру институциональных феноменов, как национальное государство в лице ФРГ, являющееся федерацией, и надгосударственное образование в виде Евросоюза, официально не признанное федерацией*(214), а во-вторых, в том, что механическое объединение народов национальных государств и такое же соединение их воли, вопреки элементарной логике и реальной действительности, выдается за нечто органически целое, единое, произвольно неделимое.

Наряду с представлением о европейском народе как о простой совокупности народов, проживающих на территории государств - членов Европейского союза, небезупречными являются и другие аналогичные мнения и суждения по этому вопросу.

В частности, небесспорными представляются попытки рассмотрения если не в качестве европейского народа, то в виде весьма близкого к нему некоего общеевропейского социума - совокупности граждан Европейского союза, которые, сохраняя одновременно в соответствии с Договором об учреждении Европейского сообщества (ст. 17) свое национальное гражданство, оказывают едва ли не решающее влияние не только на развитие национальных государств, но и всего общеевропейского сообщества в целом*(215).

Подчеркивая "диалектический" характер гражданства Европейского союза и вместе с тем акцентируя внимание на его влиянии на процесс установления и поддержания легитимности данного надгосударственного института, исследователи особо указывают на то, что если изначально гражданство Евросоюза находилось "под влиянием парадигмы национального гражданства", то сейчас все происходит наоборот, "несмотря на попытки государств-членов в корне изменить ситуацию, сделав гражданство Евросоюза полностью зависимым от национального гражданства"*(216). При этом государства апеллируют к положению, закрепленному в ст. 17 Договора, согласно которому "гражданство Союза дополняет, но не заменяет национальное гражданство"*(217).

Однако, как бы там ни было, несомненным остается то, что еврогражданство, так же как и механическая совокупность народов европейских стран и их воли, не могут претендовать на статус единого европейского народа и единой общеевропейской воли, а следовательно, не могут рассматриваться в качестве основания для определения легитимности и конституционности Евросоюза и его правовой системы.

В дополнение следует заметить, что, когда предпринимаются попытки рассмотрения совокупности граждан Евросоюза, являющихся одновременно гражданами национальных государств, в качестве основания легитимности и конституционности Союза и его правовой системы, при этом не учитывается тот общеизвестный факт, что гражданство само по себе как свидетельство принадлежности лица к государству или к надгосударственному образованию - Европейскому союзу не является первичным. Оно всегда вторично, производно от них и возникает только после них. В силу этого гражданство по определению не может выступать в качестве первопричины и основания легитимации и конституционализации Европейского союза и его правовой системы.

Осознавая уязвимость доктрины легитимации Евросоюза и его правовой системы через его гражданство, некоторые западные исследователи в стремлении укрепить свои позиции апеллируют одновременно в решении данного вопроса и к национальным государствам.

В связи с этим развивается концепция "двойной основы легитимации" (double basic of legitimacy), суть которой заключается в том, что в качестве основания возникновения данного свойства у Евросоюза и его правовой системы рассматривается не только гражданство, но и сами национальные государства, передающие сформированному ими надгосударственному учреждению часть своих суверенных прав и полномочий*(218).

Однако проблема, как отмечают авторы, критически воспринимающие данную концепцию, заключается в том, что "если воля демократического государства не может получить легитимацию иначе, как через волю народа и формирующих его выборные органы граждан", то как быть в таком случае с "двойной" легитимацией Евросоюза и его правовой системы? Если исходить из данных позиций, заключают исследователи, то возникают огромные трудности "с конструированием концепции двойной легитимации Союза и его права"*(219).

Дело в том, что национальные государства как суверенные образования и субъекты международного права на законных основаниях и по традиции могут создавать лишь международные союзы и учреждения, придавая им при этом характер легитимности и правосубъектности. Но как быть с легитимностью Евросоюза и его правовой системы, сочетающих в себе черты международных и внутринациональных феноменов? Вполне очевидно, что прежние, традиционные, модели и способы получения легитимности через волю народа в этом случае не работают, поскольку нет самого соотносящегося с Европейским союзом и его правом европейского народа. Национальные государства не могут подменить собой народ и, следовательно, также не могут придать Евросоюзу легитимность в силу того, что в юридическом и практическом плане он выступает не только и даже не столько как международно-правовое, сколько как псевдогосударственное образование.

Во избежание неопределенности и двусмысленности в решении проблем легитимации Евросоюза и его правовой системы вполне очевидной является необходимость разработки новых моделей и подходов к рассмотрению данного вопроса, берущих за основу волю народа как непременное условие и первопричину легитимности исследуемых явлений и при этом в полной мере учитывающих их специфику. Без этого легитимность Евросоюза и его права, находясь в состоянии юридической неопределенности и двусмысленности, будет постоянно подвергаться профессиональному сомнению.

Судя по настрою западных исследователей, которые по вполне понятным причинам уделяют гораздо больше внимания проблемам Евросоюза и его правовой системы, чем другие авторы, это будет происходить и уже происходит, несмотря на то что в некоторых официальных документах Евросоюза, таких, например, как проект несостоявшейся Конституции 2004 г. или его "заменитель" - Лиссабонский договор 2007 г., а точнее - его проект, в "явочном" порядке (в преамбулах) заявляется об "отражении" в них "воли граждан и государств Европы к построению общего будущего", о "демократической легитимации Союза" и т.д.*(220)

4. Наряду с легитимацией правовой системы Европейского союза некоторые спорные, тесно связанные с ней вопросы возникают и в отношении конституционализации, т.е. придания этой правовой системе конституционного характера.

Анализируя процесс конституционализации правовой системы Евросоюза, исследователи не без оснований указывают на то, что в нем не только смещен акцент в оценке этой системы и Европейского союза в целом с традиционного их понимания как международных феноменов в сторону внутриевропейского, квазигосударственного представления, но и одновременно усилены их наднациональные интегративные элементы*(221).

Широко известно, что ни в Европейских сообществах, ни в объединившем их в единое целое Евросоюзе никогда не было и до сих пор нет конституции в общепринятом применительно к национальному государству смысле как его Основного закона, характеризующегося особым содержанием, особой юридической силой, а также особым порядком принятия и изменения.

В отличие от национальных правовых систем, конституционализация правовой системы объединенной Европы как процесс и явление, во-первых, возникает не сразу, со времени появления самой правовой системы, а по истечении довольно длительного времени ее существования и функционирования. В частности, только в 1986 г. Европейский суд справедливости признал Договор о Европейском экономическом сообществе в качестве "основного" конституционного акта*(222).

Во-вторых, в качестве основополагающего, своего рода конституционного для Евросоюза акта рассматривался не отдельный акт под названием "Конституция", а все учредительные договоры Европейских сообществ, составившие основу первичного права*(223).

И, в-третьих, конституционализация правовой системы Евросоюза, в отличие от национальных правовых систем, осуществляется не высшими законодательными органами, принимающими, изменяющими и отменяющими конституционные акты, как это обычно происходит, а Европейским судом справедливости.

Именно Суд при рассмотрении конкретных дел неоднократно подчеркивал основополагающее значение учредительных договорных актов и указывал на то, что в интегрированной Европе на основе этих актов создается особый правовой порядок.

Так, еще в 1963 г. Европейский суд пришел к выводу о том, что "Сообщество создает новый международный порядок, ради установления которого государства-члены ограничили, хотя и в узких сферах, свои суверенные права и субъектами которого являются не только сами государства, но и их граждане"*(224).

Одной из особенностей этого правопорядка, по определению Суда, является то, что "правом Сообщества" на каждого отдельно взятого индивида возлагались "не только обязанности", но и представлялись определенные права, "которые становились частью его правового статуса". Причем одна часть этих прав прямо следовала из учредительных договорных актов, в то время как другая часть корреспондировалась и предопределялась обязанностями лица "как по отношению к другим лицам, так и по отношению к государствам-членам и институтам Сообщества"*(225).

Характеризуя этот "новый тип правопорядка, действующего в международно-правовой, или наднациональной, сфере" и фактически приравниваемого к одной из разновидностей конституционного правопорядка, авторы особо акцентируют внимание на том, что это не обычный, а строго ориентированный на дальнейшее развитие процесса интеграции правопорядок, ведущий к формированию "союза европейских государств и народа"*(226).

5. Своеобразие процесса конституционализации правовой системы Евросоюза, равно как и порожденные этим процессом особенности нового общеевропейского правопорядка, которые в значительной степени отличаются от аналогичных процессов и правопорядков, сложившихся в различных государствах-членах, породили целый ряд теоретически и практически важных вопросов, ставящих порой под сомнение саму легитимность общеевропейской правовой действительности.

При этом речь идет не только и даже не столько о названии "конституционного порядка", созданного Европейским судом и именуемого в одних случаях транснациональным, в других - свехрнациональным, а в третьих случаях - даже постнациональным правопорядком. И тем более - не о терминологической идентификации общеевропейского политического порядка, рассматриваемого в виде "многоуровневой политической системы", "системы управления без правительства" и т.д.*(227)

Имеются в виду вопросы, касающиеся прежде всего сущности, содержания, а также правомерности процесса конституционализации правовой системы Евросоюза, осуществляемой через Европейский суд.

Одним из таких "наиболее значимых и не нашедших окончательного ответа вопросов, которые адресуются Европейскому суду справедливости", является, по мнению исследователей, вопрос о допустимости замены традиционного субъекта конституционализации - парламента, учредительного собрания или всенародного опроса - референдума Судом, а также вопрос о допустимости с точки зрения легитимности правовой системы Евросоюза "трансформации традиционного международного договора", каким является Договор об учреждении Европейского экономического сообщества, "в конституционный акт квазифедеральной Европы"*(228).

Ведь если строго следовать букве и духу Договора, в котором закрепляется правовой статус Европейского суда справедливости, осуществляющего процесс конституционализации правовой системы Евросоюза, то Суд, как и любой иной подобный орган, наделяется юрисдикцией в основном по принятию решений, касающихся применения и толкования права, но отнюдь не изменения характера и юридической силы того или иного акта и, в частности, превращения сугубо международно-правового акта, каковым по своей изначальной природе является Договор, в конституционный.

В данном случае, как нетрудно заметить, имеет место двойная нестыковка с точки зрения общей теории права и сложившегося применительно к национальным государствам и правовым системам представления.

С одной стороны - в отношении понимания процесса конституционализации и его субъектов, а с другой - в отношении возможности и допустимости "трансформации" одного - международного акта - в другой - конституционный акт.

Среди авторов, профессионально занимающихся проблемами конституционализации европейского права, при рассмотрении данных вопросов сложилось два диаметрально отличающихся друг от друга мнения и подхода.

Один из этих подходов, не отрицая важной роли Европейского суда в развитии обычного общеевропейского права и определенной "трансформации" договорного права, тем не менее в оценке характера учредительных договорных актов, равно как и в оценке отвергнутого в 2004 г. проекта Конституции Евросоюза, исходит из того, что все эти акты "для многих национальных институтов" как были изначально, так и остались впоследствии ничем иным, как международно-правовыми актами*(229).

Подобного мнения придерживаются не только многие исследователи общеевропейского права*(230), но и высшие судебные и парламентские органы некоторых государств-членов, такие как Conseil Constitutionnel во Франции, Конституционный суд Испании, Парламентский комитет по конституционному праву Финляндии и др.*(231)

Одним из наиболее распространенных аргументов в пользу данного подхода является констатация того общеизвестного факта, что существующие в современном мире модели конституционных актов как основных законов и процессов конституционализации могут быть применимы только к национальным государствам и правовым системам, но не к надгосударственным учреждениям, таким как Евросоюз, который "не изменил своего характера за все время своего существования и не стал государством", и не к их правовым системам*(232).

По отношению к процессу конституционализации последних, резонно отмечается сторонниками данного подхода, должны быть выработаны свои, особые, "универсальные" модели и доктрины, которые бы охватывали собой и раскрывали суть и содержание не только национального, но и "постнационального конституционализма", включая, в частности, конституционализм таких объединений, как Евросоюз и ВТО*(233).

В процессе формирования такого рода "универсальных" моделей и доктрин по весьма спорному в силу его расхождения с жизненными реалиями мнению исследователей необходимо было бы в первую очередь отказаться от таких терминов и понятий, как "суверенитет", "власть" и "управление", и заменить их "управляемостью" общества и надгосударственных учреждений, ассоциирующейся "с либерализмом и контролем над управленческим процессом со стороны населения"*(234).

Другой подход к разрешению вопроса о правомерности осуществления процесса конституционализации Евросоюза и его правовой системы Судом и допустимости процесса "трансформации" международно-правового договорного акта в конституционный исходит из того, что поскольку в настоящее время в Европейском союзе "существует такой конституционный порядок, конституционная теория которого пока еще не выработана"*(235), то при его изучении и оценке, так же как и при решении вопросов, касающихся "трансформации" учредительных договорных актов, вполне допустимо использование Судом национальных теоретических конструкций*(236).

При этом, как правило, оставляя в стороне весьма деликатный и трудно разрешимый вопрос о правомерности придания Судом, а не иным органом или иным путем, конституционного характера международно-правовым договорным актам, авторы - сторонники рассматриваемого подхода акцентируют основное внимание на доказательстве правомерности трансформации и конституционности данных актов.

В качестве аргументов при этом указывается на то, что: а) учредительные договорные акты стоят "выше обычных международных договоров", поскольку они адресуются не только государствам-членам, но и "имеют прямое отношение к их гражданам"; б) Договор об учреждении Европейского экономического сообщества был признан Судом в качестве основного конституционного акта, в виде своего рода конституционной хартии; в) по своим конечным целям и задачам учредительные договорные акты являются весьма схожими с внутригосударственными конституционными актами.

Кроме того, в ряде случаев авторы для доказательства правомерности трансформации и конституционности учредительных договорных актов ссылаются на "волю" государств-членов, а также на конституционные принципы национальных государств и правовых систем, нашедшие свое отражение в конституционном характере учредительных договоров*(237).

Анализируя данные и другие приводимые доводы в пользу правомерности и допустимости с юридической точки зрения процесса подобной трансформации международно-правовых актов и превращения их в конституционные акты, следует заметить, что они, несомненно, заслуживают внимания и одобрения.

Однако достаточны ли они для того, чтобы положительно и с полной уверенностью ответить на все возникающие при этом вопросы? Вряд ли.

Недостаточно для этого также и ссылок на "волю" государств, выраженную в национальных конституционных актах. Тем более, как отмечают исследователи, "ни в одной конституции государств-членов нет ни одного четко выраженного положения, предусматривающего возможность участия государства в формировании конституции Европейского союза"*(238).

Скорее наоборот. Не национальные конституции воздействовали на общеевропейские конституционные акты, именуемые конституцией, а зачастую последние вызывали необходимость соответствующих изменений у первых. Так случилось, например, с Конституцией Австрии от 10 ноября 1920 г., дополненной целым подразделом под названием "Европейский союз"*(239); с Конституцией Люксембурга от 17 октября 1868 г., включившей в связи с образованием Европейского сообщества статью, согласно которой "осуществление полномочий, зарезервированных Конституцией за законодательной, исполнительной и судебной властями, может быть временно возложено договором на учреждения по международному праву"*(240); с Конституцией Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г., закрепившей "в целях осуществления идеи объединенной Европы" ряд положений, касающихся участия этого государства в жизнедеятельности объединенной Европы*(241), и др. Отдавая себе отчет в том, что идея придания международным по своей природе учредительным договорным актам конституционного характера, тем более Судом, несмотря на свою академическую оригинальность и практическую значимость, страдает с традиционной юридической точки зрения известной ущербностью, политические и государственные деятели объединенной Европы отнюдь не случайно еще в конце 90-х годов прошлого столетия поставили на повестку дня вопрос о необходимости разработки и принятия "настоящей" Конституции, которая бы "укрепила Европейский союз, которому ради достижения общих целей государства-члены уступают часть своих правомочий (competences)" (ст. 1-1, часть I проекта Конституции Евросоюза).

После провала проекта данной Конституции на референдумах во Франции и Нидерландах в 2005 г. идея разработки и принятия "настоящей" европейской Конституции фактически воплотилась, судя по духу и тексту нового документа, в ее аналоге - Лиссабонском договоре 2007 г.

Аксиоматичным при этом представляется тот факт, что не только для разработки и принятия, но и, главное, для долговременного существования и функционирования "настоящей" общеевропейской Конституции, равно как и любого иного европейского конституционного акта, нужна твердая легитимная основа как Европейского союза в целом, так и его правовой системы. Отсутствие последней будет негативно сказываться не только на процессе конституционализации Евросоюза и его правовой системы, но и на других сторонах данных общеевропейских феноменов.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 342 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2396 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.