Четвертый вопрос данного занятия посвящен рассмотрению нескольких основных проблем, частично решенных, а частично еще почти и не рассматривавшихся В.В. Путиным, ставшим Президентом страны 26 марта 2000 г. Вторым по количеству голосов тогда был Г.А. Зюганов, третьим - А.М. Тулеев.
В начале правления В.В. Путина, провозгласившего, в частности, курс на «диктатуру закона», можно выделить следующие основные проблемы внутренней политики (исключая чеченский вопрос, рассмотренный выше):
- опасность раскола страны вследствие серьёзных сепаратистских тенденций в ряде регионов, например, в Татарии, Башкирии и Туве;
- тихое «расползание» федерации путём раскола единого российского правового поля;
- тяжелейший кризис в экономике государства;
- появление могущественной «новой знати» - так называемых олигархов, подмявших под себя всё и вся;
- демографический кризис в обществе;
- почти полный развал в сельском хозяйстве России.
Как легко заметить, перечень этот далеко не полон, а все вышеозначенные проблемы переплетаются между собой в единый клубок, где отдельные «нити» обуславливали друг друга. По прошествии всех этих лет, к сожалению, следует констатировать, что кардинально В.В. Путин решил (будем надеяться!) лишь первые проблемы, экономические же проблемы и проблему олигархов, в лучшем случае, решены только частично. Что же качается демографического и сельскохозяйственного кризисов, то ещё не было даже серьёзных попыток их решения.
Вначале следует обсудить вопрос о предотвращении ныне действующим Президентом раскола России, в том числе и путем сохранения единого федерального правового пространства. Видимо, в конце правления Б.Н. Ельцина определёнными кругами на Западе прорабатывался даже сценарий полного распада самой России. К примеру, в таком серьёзном научном журнале, как «Вопросы экономики», появилась статья, автор которой выступал за выход Сибири из состава России и образования ею особого государства под названием «Северо-Азиатские Соединённые Штаты». В других СМИ, как печатных, так и электронных, можно было прочитать или услышать ещё и не такое. Всерьёз даже задавался вопрос о том, что же вообще связывает различные регионы России, и не следует ли нам разделиться на 89 государств. Подобного, к счастью, не произошло, российская государственность, пусть и до крайности ослабевшая, всё же сохранилась. В этом, пожалуй, основная заслуга ныне действующего Президента.
Детали его действий, разумеется, часто неясны, но общую их канву уже возможно, по всей видимости, понять. Кое-где В.В. Путину помогло и то обстоятельство, что Россия во многих регионах страны выполняет очень важную функцию арбитра в межэтнических отношениях. Особенно важно то, что В.В. Путин смог нейтрализовать сепаратистские тенденции двух наиболее мощных республик с очень амбициозной элитой - Башкирии и, особенно, Татарии – достаточно простыми, но действенными во все времена средствами – экономическими. Во-первых, государство стало платить за сернистую башкирскую нефть почти по цене гораздо более качественной тюменской. Во-вторых, согласно некоторым сообщениям прессы, в первые годы правления В.В. Путина 86% из федерального дотационного фонда перечислялись, вопреки широко распространённому мнению, не в бюджет Чечни, а в бюджет Татарии и Башкирии.
Разумеется, в решении данной проблемы Президенту помогли и многие другие факторы, которыми он мастерски воспользовался. Мы имеем здесь в виду, в частности, старые традиции добрососедства поволжского интернационального «котла» народов и вер, многонациональный состав населения самих рассматриваемых республик, в том числе и наличие большой татарской диаспоры в Башкирии, трения между самими татарами и башкирами. Серьёзное отрезвляющее значение имел, видимо, и пример чеченских событий. Однако, видимо именно экономические факторы политики В.В. Путина в данном вопросе сыграли решающую роль. Так, видимо, можно объяснить резкое изменение и риторики, и реальной политики лидеров рассматриваемых регионов Среднего Поволжья. Впоследствии Минтимер Шаймиев, – человек, который едва ли не предал анафеме даже Куликовскую битву, – был даже введён в состав основных трёх лидеров пропрезидентской «Единой России». Несмотря на то, что этот и подобные факты, разумеется, вызывают неоднозначную оценку, нельзя не признать, что подобная гибкость В.В. Путина принесла очень много пользы российской государственности, а значит, и гражданам России.
В других регионах страны политика Президента была аналогичной, также направленной на предотвращение «тихого» «расползания» федерации. Он, в частности, смог заставить работать по-настоящему Конституционный Суд Российской Федерации. Данный орган стал, в массовом порядке, отменять те нормативно-правовые акты регионов, которые противоречили Основному закону страны. Например, весной 2001 г. был отменён закон Республики Адыгея, предоставлявший данному субъекту федерации почти все доходы от эксплуатации недр республики. Правда, надо отметить, что в Основных законах ряда российских регионов сохранились реликты времён ослабления российской государственности. В частности, в Конституции Татарстана эта республика признаётся субъектом международного права со всеми вытекающими из этого положения последствиями.
Экономическое положение России во время правления В.В. Путина несколько улучшилось. Правда, некоторое улучшение положения, в частности, первые действенные меры, связанные с организацией бесперебойной выплаты заработной платы и пенсий работникам бюджетной сферы, были предприняты Правительством Е.М. Примакова. Одновременно следует отметить, что основной причиной этого является повышение мировых цен на нефть и газ. Пока Президент не смог добиться здесь радикального перелома. Чтобы понять, почему этого не произошло, необходимо рассмотреть все наиболее значимые зигзаги взаимоотношений В.В. Путина с «новой знатью» страны («олигархами») – от первых «лобовых» атак, выразившихся, в частности, в аресте В.В. Гусинского в июне 2000 г., до нынешней, более тонкой политики. Проблема же олигархов, разумеется, теснейшим образом связана с экономическими проблемами постсоветской России. Дело в том, что в наше время около 1500 человек, т.е. 0,00001% населения, владеют более, чем половиной национального дохода страны, тогда как 85% населения России владеют 7% национального дохода. Как легко понять, такой совершенно удивительный и не имеющий на Западе аналогов перекос вызывает множество отрицательных последствий, в том числе и фактическое подчинение политической власти новоявленным «боярам». При всём при том ясно, что данные гигантские капиталы создавались нечестным путём.
Всем было не в меньшей степени ясно, что любой Президент в таких условиях захочет стать Президентом, Президентом не только по имени. Однако, первая же проба сил – арест главы холдинга «Медиа-Мост» В.В. Гусинского в июне 2000 года – тут же сплотила олигархов, незадолго перед этим ожесточённо враждовавших между собой. Видимо, самые богатые люди страны, по крайней мере, сплотившись, были (и есть) сильнее главы государства. С данным обстоятельством, к сожалению, фактически приходится считаться всем гражданам России. Поэтому В.В. Путину поначалу пришлось отпустить В.В. Гусинского и отказаться от намерения решить вопрос цивилизованно, с помощью суда, который, как известно, обязан подчиняться только закону, а не лоббистским группировкам, порой, к тому же, более чем щедро финансируемым из-за рубежа.
Судя по некоторым косвенным признакам, после этого Президент решил действовать очень осторожно, не доводя олигархов до крайности, заключив с ними нечто вроде негласного соглашения. В.В. Путин давал обещание не покушаться на жизнь и собственность новой высшей знати. Олигархи же, по всей видимости, отказались от стремления контролировать политическую власть и значительно увеличивать свои капиталы. Наиболее одиозной фигуре ельцинской России – Б.А. Березовскому – явно были предложены гораздо более жёсткие условия. В результате он отказался от депутатского мандата и уехал из страны. М. Ходорковский нарушил оба негласных пункта соглашения: заявил, что будет баллотироваться на пост Президента и объединил две гигантские империи современной России – «ЮКОС» и «Сибнефть». К тому времени В.В. Путин, насколько можно понять, укрепил свои позиции и внутри, и вне страны, и стал действовать и более решительно, и более эффективно. «Сделка века» была расторгнута, «ЮКОС», после долгих перипетий, был куплен государственной компанией «Роснефть», а сам предприниматель-мошенник оказался в тюрьме.
По событиям последних лет можно уже с определённой уверенностью сказать, что Президент переходит в наступление. За 13 миллиардов долларов государство покупает «Сибнефть» - одну из крупнейших нефтяных компаний не только России, но и мира. Ещё раньше, явно не без помощи новой высшей политической элиты, некоторые второстепенные нефтяные компании получают преимущественные права в бизнесе. Например, к величайшему удивлению очень и очень многих, в 2002-2003 гг. суд решил одно важное дело не в пользу «ЮКОСа», а в пользу «Севнефти», и именно эта компания получила право разрабатывать огромные месторождения на территории Ненецкого автономного округа. В начале же 2006 г. Генеральная прокуратура стала серьёзно добиваться от властей Великобритании выдачи Б.А. Березовского как уголовного преступника.
К настоящему времени можно уже констатировать, что В.В. Путин смог поставить под государственный контроль самую богатую отрасль экономики страны в наше время – нефтегазовую. Особую надежду питает тот многозначительный факт, что он поставил её именно под контроль государства а не свой собственный или же под контроль близких ему людей. Таким образом, можно рассчитывать на то, что «убивший Дракона не станет Драконом сам», подобно тому, как это сделали в своё время и М.С. Горбачёв, и Б.Н. Ельцин, постепенно ставшие людьми, ненавистными большинству населения страны. Разумеется, в этом подчинении крупного нефтяного бизнеса государству тоже есть определённые минусы, о которых подробно и со вкусом говорит праволиберальная пресса. Однако, ныне действующий Президент, надо отдать ему должное, старается таким образом выйти из того совершенно невыносимого положения, в которое олигархи ввергли страну.
Наконец, стоит сказать несколько слов относительно тез двух проблем, решать которые В.В. Путин, собственно говоря, ещё не начинал. Речь идёт о демографическом и сельскохозяйственном кризисах, постигших нашу страну в постсоветские времена. Судя по всему, недостаточное внимание к ним может стоить стране очень дорого. Когда в России смениться поколение, её население составит максимум 60% от нынешнего. Особенно катастрофическим будет положение дел у государствообразующего народа – у русских. В большинстве современных семей – по одному ребёнку или же вообще нет детей.
Для почти не населённой по западным стандартам страны, обладающей колоссальными природными ресурсами, это гибельно. Разумеется, такого страшного падения рождаемости, как это было в ельцинские времена, уже нет, но необходимо именно радикальное улучшение. Более, чем робкие попытки решить данную проблему, имеющие место, в частности, в Астраханской области, на самом деле не меняют практически ничего. Не менее гибельно, чем «простое» вымирание, и стремление выправить ситуацию с помощью приглашения большого количества иммигрантов. Подобные попытки, как помнят все, едва не привели Польшу и Чехию к «растворению» в чуждой этнокультурной среде. Стратегически неверными, по нашему глубокому убеждению, являются и порой весьма изощрённые рецепты, ставящие своей целью «превращение» китайцев или представителей иных народов в «россиян». Подобные «россияне» всё равно будут представителями совсем иных цивилизаций, чем современные граждане России.
Необходимо кардинальное изменение демографической ситуации у самих восточных славян – без этого, как и без ракет «Тополь-М», говорить о будущем нашей страны нет никакого смысла. Рекомендации, как это следует сделать, были уже неоднократно озвучены в литературе. Видимо, не обойтись без выделения комнаты, а лучше – квартиры - на каждого ребёнка. Условия же здесь не должны быть откровенно нищенскими, как это иногда практикуется сейчас при «поощрении» многодетных семей. Чтобы рождение детей не превратилось в вид своеобразного бизнеса, недвижимость должна выделяться только в том случае, если родители не имеют наркотической, алкогольной или токсической зависимости и удовлетворяют определённому образовательному цензу.
Однако, даже продуманная политика по экономическому поощрению многодетных семей, видимо, не решит проблему. Пример, иллюстрирующий справедливость подобного заключения – это пример современного Запада, где рождаемость ненамного выше, чем в России. Следует полностью изменить всю психологию общества, возродить уничтоженный у восточных славян к середине XX века культ многодетности и многодетной семьи. СМИ и представители государственной власти, опираясь на разработанные к настоящему времени методики формирования общественного мнения, должны сделать всё возможное и невозможное для того, чтобы такие семьи не становились предметом вечных насмешек, а порой - откровенной травли.
Многодетные же родители должны восприниматься всеми как люди, достойные всяческого почёта и уважения, как граждане, выполнившие чрезвычайно важную для страны функцию. Всяческих льгот, причём не только налоговых, достойны и те деловые люди, которые не относятся к категории однодневок, и начинают «выращивать» свою рабочую силу ещё до рождения. Религиозные конфессии также должны быть подключены к этой важнейшей работе. Необходимо будет даже изменить эстетический идеал Женщины и Мужчины, поскольку в настоящее время он соответствует лишь семье с одним-двумя детьми. Ещё раз повторимся. Если для относительно плотно заселённого Запада победа над демографическим кризисом, в первую очередь, - это победа в борьбе за мировое господство над Исламским миром и Китаем, то для России – это проблема выживания. Следовательно, она должна восприниматься такой же важной, как и, к примеру, вопрос о сохранении мощного термоядерного щита. Послание Президента Федеральному Собранию 10 мая 2006 г., в котором он предложил реализовать целый комплекс мер по поддержке деторождения в стране, в том числе и выплачивать по 250 тысяч рублей на второго ребёнка, является новой вехой в истории России. Если данные меры будут претворены в жизнь, можно с уверенностью говорить о том, что положение нашей страны и всей Славяно-Православной цивилизации довольно резко улучшится, а сам В.В. Путин золотыми буквами впишет своё имя в историю Руси.
Сельскохозяйственный системный кризис, затянувшийся в нашей стране уже на долгие годы, также весьма опасен. Эта, на первый взгляд, чисто внутренняя проблема, на самом же деле оказывается тесно связанной с вопросами национальной безопасности России. Не затрагивая даже очень важную экономическую составляющую рассматриваемого кризиса, тот факт, что наша страна каждый год недополучает миллиарды долларов, несмотря на то, что её сельскохозяйственные ресурсы колоссальны, нельзя не упомянуть и о других аспектах данной ситуации. По официальным данным, во время правления Б.Н. Ельцина Россия завозила 40-50% потребляемой сельхозпродукции, а по независимым оценкам - не менее 60-70% подобной продукции. Сейчас, согласно официальным оценкам, граждане нашей страны потребляют около 30% импортной сельхозпродукции, а по данным независимых аналитиков – 40-50%.
Специалистам эти числа говорят очень обо многом. Согласно канонам геополитики, любая страна, как бы могущественна она ни была, если она ввозит 30% сельскохозяйственной продукции, не может считаться независимой. Комментарии и здесь, как мы видим, излишни. В качестве примера принципиально иного отношения руководства государства к данной проблеме можно вспомнить, в частности, Саудовскую Аравию. Эта страна, к примеру, выращивает на песках своих пустынь пшеницу, наращивая на них искусственный грунт. Такое зерно обходится примерно в два раза дороже привозной. Однако, королевская семья идёт на это, поскольку подобная политика нужна для обеспечения независимости страны. Бывали и другие примеры, когда странам Азии и Африки перекрывали поток импортного продовольствия, и они, причём без единого выстрела, капитулировали перед Западом. Памятуя о данных событиях, легко понять порой чрезмерную, просто поражающую мягкость В.В. Путина во внешней политике. Другого выбора, видимо, иногда у него просто не бывает.
Выводы.
Внутренняя политика ныне действующего Президента России характеризуется стремлением хотя бы частично решить основные проблемы, оставшиеся в наследство от прежнего режима. В.В. Путин в целом смог решить проблему «расползания» федерации, похоронив (хочется думать, окончательно) и планы полного расчленения государства. Экономические же трудности он пока не смог переломить, поскольку не смог полностью справиться с новой знатью страны – так называемыми олигархами. Некоторое улучшение ситуации здесь, в первую очередь, - результат повышения цен на нефть и газ на мировом рынке. Что же касается демографического и сельскохозяйственного кризиса, то В.В. Путин, к сожалению, даже не пытался до мая 2006 г. добиться здесь радикального перелома.
Послание Президента Федеральному Собранию 10 мая 2006 г., в котором он предложил реализовать целый комплекс мер по поддержке деторождения в стране, в том числе и выплачивать по 250 тысяч рублей на второго ребёнка, является новой вехой в истории России. Если данные меры будут претворены в жизнь, можно с уверенностью говорить о том, что положение нашей страны и всей Славяно-Православной цивилизации довольно резко улучшится, а сам В.В. Путин золотыми буквами впишет своё имя в историю Руси.