Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вводные замечания. Классификация игр.




Основы теории игр

Предмет теории игр и основные понятия

“…… теория игр представляет собой набор инструментов для построения моделей в экономической и политической теориях”

Э. Мулен

Вводные замечания. Классификация игр.

На практике в большинстве случаев приходится принимать решения в условиях несовпадения интересов действующих сторон. Раздел математики, в котором исследуются математические модели принятия решений в условиях несовпадения интересов сторон, когда каждая стремится воздействовать на развитие ситуации в своих собственных интересах, называется теорией игр..Под игрой понимают идеализированную математическую модель коллективного поведения, когда: несколько индивидуумов (участников, игроков) влияют на ситуацию (исход игры), причем их интересы (выигрыши при различных возможных ситуациях) различны. Антагонизм интересов рождает конфликт, в то время как совпадение интересов сводит игру к чистой координации. В большинстве игр, возникающих из анализа политических или социально-экономических ситуаций, интересы не являются ни строго антагонистическими, ни точно совпадающими. Продавец и покупатель согласны, что в их общих интересах договориться о продаже, конечно, при условии, что сделка выгодна обоим. Однако они энергично торгуются при выборе конкретной цены в пределах, определяющихся условиями взаимной выгодности сделки. Большинство напоминающих игры ситуаций общественной жизни порождают как конфликтное, так и кооперативное поведение. Теория игр является полезным логическим аппаратом для анализа мотивов поведения участников в подобных ситуациях. Она располагает целым арсеналом формализованных сценариев поведения, начиная с некооперативного поведения и до кооперативных соглашений с использованием взаимных угроз.

Таким образом теорию игр можно рассматривать как теорию математических моделей принятия решений в условиях неопределенности, когда принимающий решение субъект (ЛПР – «игрок») располагает информацией лишь о множестве возможных ситуаций, в одной из которых он находится в действительности, о множестве решений («стратегий»), которые он может принять, и о количественной мере того «выигрыша», который он мог бы получить, выбрав в данной ситуации данную стратегию..Причем неопределенность в теории игр является следствием сознательной деятельности другого лица, отстаивающего свои интересы. Игры можно классифицировать по различным признакам: а)по наличию коалиций – бескоалиционные, включая кооперативные, и коалиционные; б) по выигрышу игры – на игры с противоположными интересами (антагонистические) и игры с непротивоположными интересами (игры с ненулевой суммой); в) по характеру получения информации – игры в нормальной форме (вся информация у игроков имеется до начала игры) и динамические игры (информация игрокам поступает в процессе игры); г) по количеству стратегий – на конечные и бесконечные игры.

В теории игр имеется три основных формы представления игры. Это 1) расширенная форма (дерево игры), 2) нормальная форма (стратегические матрицы) и 3) форма характеристической функции. Форма представления игры выбирается в зависимости от класса. Простейшей является игра с двумя игроками, а множество стратегий конечно. Такую игру удобнее всего представлять в нормальной форме. Для каждой игры в нормальной форме использование различных кооперативных и некооперативных концепций равновесия, как правило, приводит к различным исходам. Их сравнение является основным принципом теоретико-игрового анализа и, по-видимому, источником строгих и вместе с тем содержательных рассуждений о побудительных мотивах поведения, вытекающих только из структуры игры в нормальной форме.

Предварительные понятия

 

В игре участвуют игроки. Множество игроков обозначается буквой N. В конкретный игре игроки могут иметь имена, однако в общетеоретическом плане игроков обычно нумеруют (первый игрок, второй игрок и т.д.). Таким образом, элементами множества N можно считать числа – номера игроков. Например, если в игре участвуют три игрока, то N={1, 2, 3}.

Каждый игрок имеет множество действий (альтернатив), которые он может осуществлять. Если каждый из игроков осуществил какое-то действие, то говорят, что реализовался исход игры. Исходы имеют для игроков разную ценность. Рациональный игрок должен стремиться к достижению как можно более благоприятного для себя исхода. Однако никакой игрок не в состоянии обеспечить наилучший для себя исход только за счет собственных действий. Принимая решение о выборе действия, он должен учитывать интересы и возможные действия других игроков, влияющие на исход игры. В этом состоит отличие теоретико-игровой постановки задачи принятия решений от задачи оптимизации.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 340 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.