Проблема отношения «человек – природа» является одним из конкретных выражений вопроса философии о статусе бытия и мышления, о взаимодействии материального и духовного. В контексте философии мелиорации большое значение имеют отношения «человек – природа». Генезис отношения человек – природа соответствует эпохе выделения человека из мира животных. На ранних этапах своей истории человек осознавал себя не особенным феноменом природы, а лишь одним из многочисленных ее проявлений. Это можно рассматривать как духовное выражение определенного уровня развития первобытного общества, находившегося на стадии собирательства, т. е. абсолютной зависимости от внешней среды. Взаимоотношение человека с окружающей средой характеризуется не только с точки зрения единства составляющих это отношение компонентов, но и с точки зрения их противоположности.
Общество оказывается не в состоянии регулировать процесс обмена веществ между природой и человеком, в частности, возвращать природе ее составные части, использованные в форме средств труда, питания, одежды. Нарушаются естественные условия постоянного плодородия почвы, происходит «сдвиг» естественного равновесного состояния отношения «человек – природа». Изменение природы – процесс длительный, уходящий своими истоками в далекое прошлое человечества, в эпоху возникновения земледелия. В этот период в Месопотамии, Греции, Малой Азии и других районах планеты человек, чтобы заниматься сельскохозяйственным производством, был вынужден в широких масштабах выкорчевывать лес. Производственное воздействие на природу чревато непредвиденными последствиями, имеющими негативные последствия. Это - последствия, связанные с возможной деградацией природы в результате безхозяйственного, нерационального использования ее; последствия, приводящие к определенным социальным изменениям.
Составной элемент единой производительной силы природы – земля как природный ресурс с учетом месторасположения, имеющихся водных источников, характера ландшафта. Каждый участок земли, особенно сельскохозяйственных угодий, уникален по своим природным условиям, что определяет и их дифференцированное использование. Важную роль в увеличении продолжительности жизни человека играет комплекс естественных наук, включая биологию, химию, гидрологию, мелиорацию, почвоведение – весь комплекс наук об окружающей среде. «Положительная» связь почвы с продолжительностью жизни имеет место, поскольку почва и вода связаны с качеством пищи. «Отрицательная» связь почвы с продолжительностью жизни имеет отношение к загрязнению почв, пищевых продуктов, источников питьевой воды и окружающей среды в целом.
В настоящее время увеличение продолжительности жизни остается одной из наиболее важных идей общества, поскольку каждый из нас хотел бы как можно дольше наслаждаться достигнутым социальным и экономическим благополучием. Почва имеет значение не только как фактор продуктивности сельского и лесного хозяйства. Она является фильтром, буфером и преобразующим фактором при взаимодействии атмосферы и подземных вод, предохраняя пищевые цепи и питьевую воду от загрязнителей. Почва – основной резервуар генетического материала, поскольку служит местом обитания большого количества видов по сравнению с любым другим наземным экотопом (генофондная функция).
В области охраны водных ресурсов и почв необходимо соблюдение баланса между интересами землевладельцев и сохранением запасов и качества грунтовых вод. В связи с этим необходимо строго контролировать применение удобрений, пестицидов и других химикатов в сельском хозяйстве с точки зрения общих требований охраны окружающей среды. Необходимость охраны почв под лесными массивами приобретает все большую остроту в связи с загрязнением и закислением почв. Последнее приводит к увеличению подвижности соединений алюминия и многих других тяжелых металлов и ставит под угрозу источники питьевой воды.
Традиционный взгляд на почву как на субстрат для ведения сельского или лесного хозяйства претерпел значительные изменения в связи с развитием новых экологических концепций. Протокол Киото и другие международные соглашения ставят задачу международного сотрудничества, особенно в снижении выбросов СО2. Охрана здоровья населения – это проблема, к которой мелиорация и почвоведение имеют непосредственное отношение. Существует множество связей между почвой и экологической токсикологией, особенно в таких областях, как биология, физика и химия почв. Эта проблема далеко не изучена и весьма важна для здравоохранения. В настоящее время вопросы почвенной экотоксикологии приобретают столь же высокое значение, как и производство пищевых продуктов. Охрана вод и почв и продолжительная безопасность, особенно в части устойчивого производства пищевых продуктов остаются важнейшими, но далекими от разрешения проблемами во многих регионах мира, по-прежнему находящихся под угрозой голода. Сегодняшнее время показывает, что очень часто научные открытия не облекаются в приемлемые формы, позволяющие информировать общественность, включая политиков и лиц, ответственных за принятие решений, о важности науки для экономического, культурного и социального развития общества.
В 21-м веке стоят четыре основных задачи почвоведения, которые должны акцентировать внимание на изучение:
- почв в пространстве и времени;
- почвенных свойств и процессов;
-культурологических, социальных, экономических и природоохранных аспектов почвоведения на местном, региональном и глобальном уровнях.
Вода также выступает важнейшим «геологическим деятелем». Она находится в почве, а также во многих минералах и горных породах, например в глине до 14%, гипсе – 20,9%.
В далекие исторические времена народы Древнего Востока называли воду первоисточником всего существующего. Такого же взгляда на воду придерживался в 6-м веке до н. э. и древнегреческий философ Фалес из Милета. Он утверждал, что вода – начало всех вещей. Аристотель и Эмпидокл считали воду началом и холода, и влажности. Ряд ученых в то время полагали, что воду можно превратить в землю. Это мнение опроверг французский химик Лавуазье (1770 г.). Он впервые установил, что вода – соединение водорода с кислородом. Вода широко распространена в природе, она – составная часть живого на земле. Все жизненно важные процессы в нашем организме протекают в водных растворах органических и неорганических веществ. Снабжение водой стало одной из важнейших проблем в жизни и дальнейшем развитии человечества. Рациональное использование воды является социальной и экономической проблемами.
Потребности в воде растут очень быстро, а осуществление проектов по межрайонной переброске вод требует не только значительных капиталовложений, но и длительного времени. Крупные резервы экономии водных ресурсов имеются в сельском хозяйстве, где особенно много воды идет на нужды ирригации.
Если посмотреть на карту нашей страны, то можно убедиться, как богата она водными артериями. На юге и севере ее пересекают бесчисленные реки, на огромных просторах раскинулись озера и водохранилища. И, конечно, никому не придет мысль, что имея такой водный баланс, страна может испытывать недостаток в питьевой воде. Расход же пресной воды с каждым годом растет. Водоемам пополнять свои запасы нелегко. Мы становимся все расточительней: излишне много потребляем воды и загрязняем ее. Охрана водоемов – это важная сегодняшняя забота человека. Чрезмерная распашка поверхности водосбора, вырубка водоохранных лесов, непродуманное зарегулирование небольших водных источников вызывает подчас их усыхание: русла рек заиливаются, иссякают питающие их родники, снижается расход и даже прекращается течение воды.
Конечно, принимаются меры по охране и рек, и озер. Так, например, министерство мелиорации и водного хозяйства СССР утвердило «Временные правила охраны вод озера Байкал и естественных ресурсов бассейна этого озера». За последние годы только в одной Бурятии действует 70 очистных сооружений, предохраняющих от загрязнения реки, несущие свои воды в Байкал. По этим рекам прекращен молевой сплав леса.
В настоящее время производственные и коммунальные сточные воды очищаются до установленных нормативов лишь в объеме 3-4%, а основная масса сбрасывается в природные водоемы в загрязненном виде. Из 13,6 млд. м кубических возвратных вод загрязненными сбрасывается 3,2 млд. м кубических. Большая разница между объемами водозабора и возврата вод объясняется потерями воды при транспортировке, поливах и неучтенным рассредоточенным стоком воды с полей.
Большие возможности по охране и рациональному использованию вод открываются с освоением ландшафтной системы земледелия.
Применение ландшафтной системы земледелия.
Применение ландшафтной мелиоративной системы обработки почв значительно сокращает заиление рек продуктами эрозии и потерь ими дренирующего воздействия на подземные воды, снимает многие вопросы подтопления земель, осолонцевания почв, оползневых явлений. Применение ландшафтной системы земледелия является важным средством предотвращения загрязнения водоемов смытыми с полей пестицидами, нитратами, сульфатами, фосфорными соединениями, солями тяжелых металлов – наиболее опасными загрязнениями.
Наука сейчас должна давать экологически безопасные системы и приемы, ориентирующие на интенсивные технологии земледелия и мелиорации. В настоящее время большие задачи стоят перед землеустройством. Оно включает систему мероприятий, направленных на организацию использования и охрану земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение агроландшафтов в сельскохозяйственных земледелиях. Поэтому очень важна экологизация экономики и коренная перестройка природопользования. Не решая эффективно экологические проблемы, мы подрываем природный, а значит, продовольственный, сырьевой и в целом экономический потенциал страны, наносим вред здоровью человека.
Сейчас происходит существенное изменение в понимании проблемы взаимодействия общества с окружающей средой: от концепции диктата природе с неограниченными бесплатными природными ресурсами и предупреждения негативных процессов мы переходим к концепции сосуществования с природой с ограниченными платными ресурсами и предупреждения негативных изменений в ней.
Природа стала испытывать на себе все большее антропогенное влияние, которое приближается к катастрофическому уровню. В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности человека влиять на природу безгранично, всеобщая компьютеризация и т. д.), а природа почти подчинена человеку. Главная проблема (и опасность) современного антропогенного влияния заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических потребностей человечества и почти безграничных возможностей самой природы. В связи с этим возникает проблема охраны окружающей среды от пагубного влияния человека. Самыми опасными направлениями этого влияния являются: истощение недр Земли, загрязнение земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами; уничтожение растительного и животного мира, создание условий, при которых техническое развитие (дороги, заводы, электростанции и т. д.) нарушают привычный образ жизни растений и животных, изменяют естественный баланс флоры и фауны: вырубка лесов; применение атомной энергии. В последнее время среди экологических вопросов выделяется проблема социальной экологии – охрана человека, его личности, здоровья, общества в целом от последствий научно-технического прогресса.
Современный человек (который биологически почти изменился на протяжении последних тысячелетий) подвергается уже не влиянию природы, а массированному влиянию общества и техники. Человек сейчас живет в перенасыщенном информацией обществе, под беспощадным воздействием средств массовой информации, а также становится все более зависимым от кибернетики. Растет урбанизация – большинство людей в настоящее время живет в городах – мегаполисах, зачастую в очень больших, насчитывающих от 10 до 25 млн. населения и насыщенных высокими технологиями, полностью подчиняется ритму, давлению мегаполиса, теряет свою индивидуальность.
Человек также испытывает сильное влияние общества и государства – мораль, традиции, законы, налоговая система, правоохранительная система, политические институты. Таким образом, человек находится «в тисках» современного высокоорганизованного общества, рискует себя потерять. И задача социальной экологии – оградить человека от негативного влияния общества и научно-технического прогресса.
В зависимости от контекста под природой понимается все сущее, естественная и искусственная среда обитания человека, внутренняя сущность вещей. Отношение и интеллектуальное осмысление человеком природы, а в контексте ее мелиорации претерпело значительную эволюцию. Известно, что первобытный человек распространял коммуникативные отношения на окружающую его природу, трактуя свое взаимодействие с ней как своеобразное «межсубъективное», где природа выступала ведущей стороной диалога, а человек ее прилежным учеником и, исходя из потребностей жизни, окружающей природы, стал заниматься мелиорацией. Мифологическое сознание исходило из двух установок: признания господства природы над человеком и персонификации природных явлений. В мелиоративном контексте это означало установление гармонии в отношениях человек-природа, единство гуманитарной и технической составляющих. В античном обществе, когда искусство человека играло не менее важную роль, чем природное содержание материала, устанавливаются равноправные отношения человека с природой, а мелиорация является необходимой составляющей античного хозяйства, т. к. без ирригации невозможно было вообще земледелие, также как и на Древнем Востоке. Человек уже не следует за традиционным порядком природы, а живет по своим правилам, лишь частично соответствуя законам природы. В результате реализуется эстетическое совершенствование природы, когда представления о мире организуются не только логикой рассудка, но и чувством красоты, взаимодействием субъекта и объекта. Поэтому для древних греков характерна идея гармонии человека и природы, и в контексте ее мелиорация выступает как одно из связывающих звеньев человека с природой, микро – и макрокосмоса, где красота выступает выражением разумности бытия. Средневековый человек жил в едином мире и мир для него – творение Божье, причем творение совершенное и прекрасное. Место человека – Земля, которая – центр мира. Сам он выступает одновременно в двух ипостасях: естественной и Божественной. В таком благом мире упорядочивать и менять следует только человеческую душу, побуждая ее к гармоническому созерцанию миру и единению с Богом. Природу, а в рамках ее мелиорацию, средневековый человек рассматривал под влиянием эсхатологических представлений о конечности всякого бытия и ожидания второго пришествия Христа. Поэтому здесь природа обесценивается и теряет значимость будущего: не природа дает эталон человеку, а бесконечный дух. Среди творений Бога, именно человек занимает приоритетное место, а не природа, и смысл человеческого бытия – в возвышении над природой. Здесь уже не гармония, а обособление, когда человек и природа, и в ее контексте мелиорация, живут по своим законам, реализуя цели божественного замысла. Отсюда и отрицательное отношение к экспериментальному освоению природы. Однако и в этот период существовала потребность построить картину природы, которая бы соответствовала сути Священного Писания. Решать эту задачу стали с помощью символа как знака договора. Символизм стал универсальным, ибо мыслить означало вечно открывать скрытые значения. Природные вещи трактовались как знаки, смыслом которых являются идеи, вложенные в мир Богом, а задача человека – расшифровать эти скрытые смыслы божественного плана творения. Эпоха Возрождения возвращает человека к естественному мироощущению, но здесь не статическая гармония человека и природы и в ракурсе ее мелиорации, а динамическая, где человек пытается подчинить природу. Человек как бы превращается в земного Бога, который должен сотворить природу и взаимодействие с ней в соответствии со своими потребностями. Эта идея становится ведущей в сознании 17-18 веков. Орудием этого господства становится экспериментальная наука и естествознание.
Ученому Нового времени необходимо было решить задачу, связанную с поисками средств, способных раскрыть «Книгу природы». Такой подход позволял построить объективную картину природы и организовать ее систематическое исследование. Новоевропейская наука и философия исходили из уверенности в естественной упорядоченности устройства природы, наличия в ней гармонии, доступной рациональному постижению. Природа понималась и воспринималась как менее активное по сравнению с человеком начало, лишенное внутренней способности к самообновлению, она – всего лишь объект скрупулезного анализа и возможной переделки на человеческую потребу. Итак, в Новое время получает распространение утилитарно-прогматическое отношение к природе и в ее контексте к мелиорации, как безмерной кладовой для удовлетворения человеческих желаний. С этих пор такая парадигма мышления стала доминировать во всех техногенных цивилизациях вплоть до наших дней. Но, практически во все времена существовала и определенная оппозиция подобной установке: так на гармоническое взаимодействие с природой были ориентированы культуры древнего Востока, где мелиорация являлась не только потребностью, но и отражала «согласие» человека и природы, романтическая традиция в западной мысли, философия русского космизма и т. д. И тем не менее именно принцип преобразующей деятельности задавал основные нормы человеческой цивилизации и привел, в конечном итоге, к появлению глобальных проблем, в том числе и проблем, связанных с мелиорацией. Таким образом, можно отметить три основных подхода в философии к проблеме взаимодействия человека и природы, а в рамках этого мелиорации: 1) мифологический (подчинение человека природе); 2) научно-технологический (господство человека над природой); 3) диалогический (гармония человека и природы), формирующейся в настоящее время и ориентирующий человека на сотрудничество с природой, равноправный с ней диалога. Именно эти подходы характеризуют философию мелиорации.
Эпоха Нового времени, эпоха становления опытного естествознания и современной парадигмы научного исследования расколола целостную антропоморфную картину Вселенной. Мир человека и мир объективного бытия противопоставляются друг другу и философия Нового времени пытается восстановить целостность мировоззрения. Натурфилософия (философия природы, а в ее контексте философия мелиорации) – феномен, возникший в результате «раскола» единого поля культуры и бытия общественного человека.
Сам термин «философия природы» употреблялся еще Сенекой в связи с характеристикой платоновской философии. Он был введен в общеупотребительный философский лексикон (наряду со своими синонимами: натурфилософия, метафизика природы, спекулятивная физика) только в 17-18 вв. Итак, появилась особая философская дисциплина, имеющая своим предметом изучение природных феноменов и взаимодействие человека с природой. Почему же мыслители разных направлений почувствовали необходимость в разработке особой философской дисциплины, исследующей природу и взаимодействие человека с природой. Ответ на этот вопрос в первом приближении выглядел бы, как сказал бы И. Кант, аподиктические ясным. Появление философии природы как философской дисциплины со своими целями и задачами, объектом и способом исследования было связано с изменением строения духовной культуры, а именно: с возникновением противостояния, неизвестного для предыдущих эпох, гуманитарных наук и естествознания. 18 век положил конец антропофорному изучению природы и гармоничному взаимодействию человека с природой, мир точной науки отгородил себя от гуманитарной сферы знания, получил особую значимость именно этот мир точной науки, где ученый является своеобразным орудием добычи истины. В этих условиях естествознание постепенно становится эталоном научного знания и все более противопоставляется сфере гуманитарной культуры. Отсюда были тревожными рассуждения Руссо об отрицательном воздействии науки на человека, отсюда гамлетовский вопрос Канта: быть или не быть философии как науке? Позитивная часть кантовской философии недаром открывалась натурфилософией («Метафизические начала естествознания» 1786 г., «Об основанном на априорных принципах переходе от метафизических начал естествознания к физике» 1798-1803 гг.).
Мыслители Нового времени с помощью натурфилософского системосозидания пытались разрушить стену отчуждения между гуманитарной сферой и естествознанием. Философия мелиорации как философия природы, можно сказать, также с древних времен являлась философией, сохраняющей гармоничную целостность человека с природой, гуманитарной и естественнонаучной сфер. Именно философия природы, а в ее контексте философия мелиорации, пыталась преодолеть противостояние естественнонаучной и гуманитарной сфер, наметившиеся в 17 веке и принявшие глобальные размеры в современной культуре в виде сциентистских утопий. Понимание феномена раздробления единой, антропоморфно окрашенной картины универсума, сложившейся в традиционном обществе (Древний Восток, например) и выделение в качестве объекта познания сферы объективно безличных связей, лежит в расщеплении целостного процесса человеческой деятельности и явилось результатом становления капиталистического машинного производства и порождаемого им мира вещных, внечеловеческих отношений. В докапиталистическом хозяйстве связи между людьми, основанные на личной зависимости были ясными и определенными. С возникновением капиталистического производства отношения между людьми овеществляются, а это ведет к высвечиванию в качестве объекта познания природного мира как овеществления. Впервые «мир, рассматривается сквозь призму деятельности овеществления, впервые в истории культур предстал перед человеком как совокупность чисто вещных, лишенных антропоморфных элементов, связей» (113.С.11).
Природа как некая целостность независимых от нашего сознания феноменов хоть и существовала всегда в качестве объективной реальности, но стала предметом изучения как физическая реальность только с появлением вещной деятельности и соответствующей ей системы безличностных связей рыночной экономики. Тогда же, можно сказать, появляется, в рамках философии природы, философия мелиорации как одно из ее проблемных полей. Оказалось, что возникшее в Новое время общество узко утилитаристски подходило к человеку, как одному из необходимых компонентов функционирования экономической и политической машины. Разорванность бытия общественного человека отразила несовместимость различных парадигм – гуманитарной и естетвеннонаучной. Философы гуманисты разных школ и направлений пытались объединить гуманитарное и естественнонаучное знание, философия природы (и в ее рамках проблемное поле философии мелиорации) пыталась снять противостояние гуманитарного и естественнонаучного знания, пытаясь соединить мир вещного автоматизма с миром человека, миром разума целеполагания и активности. Если классическая философия природы пытается систематизировать естественнонаучные взгляды о мире, то постклассическая философия природы, а в ее ракурсе и философия мелиорации, используя достижения современной науки, пытается естественнонаучным образом решать проблемы гуманитарной сферы знания. Метод натурфилософствования остался прежним: происходит дедуцирование системы мира из абсолютного начала, а в качестве такого стали выступать естественнонаучные положения. В философии природы (как раньше в Древнем Востоке в мелиорации) осуществлялась попытка объединения гуманитарного и естественнонаучного знания. Теоретики Нового времени видели в природе сферу проявления внечеловеческого, а значит и внеразумного и пытались соединить ее с философией, осмысляющей духовный мир человека. В результате философия природы, а в ее контексте и философия мелиорации, рассмотренная с философских позиций предстает как феномен, в своеобразной форме отражающий рефлексивные устремления мыслителей, их стремление преодолеть клетку профессионально ограниченной деятельности, снять возникающий в обществе кризис и раскол. Таким образом, философия мелиорации выразила парадигму гармоничного взаимодействия человека с природой, идеи целостного системосозидания и нерасколотого сознания человека.