Так уж повелось, что профессия инженера означает массовость, исполнительность, функциональность, что отвечает представлению об индивиде, как одном из многих, человеке из толпы, деперсонализированном и имеющем личностные задатки. Личностные критерии традиционно используются по отношению к представителям так называемых творческих профессий – писателям, композиторам, архитекторам.
Однако, разве в духовно-практической деятельности не существует поточная модель и писатель современного детективного жанра, вовсю использующий операциональные процедуры на компьютере, является творцом по сравнению с инженером? Разве в инженерной деятельности проектирование и изобретательство играют менее существенную роль, чем творческое вдохновение, посетившее композитора в момент сочинения музыкальной пьесы? Такие риторические вопросы можно задавать до бесконечности, если не понимать, что специфика инженерно-мелиоративной деятельности связана с творчеством системности, конструированием технических систем.
Возникновение профессии инженера-мелиоратора обусловлено применением агротехнических и агромелиоративных навыков в сельском хозяйстве на основе простейших мелиоративных механизмов. Она формируется, начиная с эпохи Возрождения. На первых порах ценностные ориентации мелиоратора вплотную связаны с ценностями сельского труженика (непосредственный контакт с землей и «величие» климата, ученичество в процессе осуществления деятельности, преклонение перед производственным опытом). Но только с поворотом к знанию, когда мелиоратор становится обладателем знания, которому подлежит обучаться, появляются мелиораторы профессионалы, технические индивидуальности. К середине 19-го века зарождаются инженерно-мелиоративные школы в России. Если раньше инженеры были выходцами из сельского сословия, а чаще именитые дворяне-делитанты, принципиально новое развитие техники требует и изменения облика инженера-мелиоратора. Повсеместно начинает осуществляться потребность в кодификации мелиоративного знания, техника требует изменения науки.
Позиции инженера и ученого-экспериментатора постепенно сближаются: инженер является носителем эксперимента, новатором во внедрении технологии «изменения». Специализация приводит к положению, когда один человек не в состоянии выполнить разнообразные работы, необходимые для реализации мелиоративной деятельности. Для современной мелиорации характерна глубокая дифференциация, разделяющая инженерный труд на целый ряд видов деятельности и делающая реальной кооперированную деятельность. Иначе говоря, инженер-гидротехник часто не может обойтись без консультаций или производственного сотрудничества со специалистом – «противоэрозионщиком» или агромелиоратором. Вместе они создают совокупный результат инженерной деятельности, мелиорирование земельных угодий. Инженер-мелиоратор вовлечен в процесс технического эксперимента. Целево-инструментальное мышление постоянно выходит на проблему совершенствования технических средств и изобретательства, является адекватной потребностям мелиорации, ориентацией на технический прогресс. Конечно, в «мелиоративной» среде есть свои «Ньютоны и Эйнштейны»; занимаясь вопросами повседневной технической деятельности, они нередко решают принципиально технические задачи. На первых этапах изобретательство опиралось на эмпирический уровень и технический талант самоучек. В условиях развитой технической науки изобретения основываются на инженерных исследованиях. «Пик» изобретательства в мелиорации приходится на период профессионализации мелиоративной деятельности и выхода ее на социально престижную роль в обществе (60-70-е годы).
Крупные инженеры всегда сочетают в себе талант изобретателя и конструктора, смелость проектировщика и опыт производственника. Специалист мелиоратор «оттачивает» свой талант в профессиональной деятельности, вовсе не страдая комплексом профессиональной ограниченности. Напротив, через постижение вершин инженерии лежит надежный путь к духовной культуре. Только познав прелесть и трудность собственной профессии, человек в состоянии верно оценить профессионализм другого. Инженер-мелиоратор является наследником богатых традиций, воплощенных и в научных трактатах, и гидротехнических сооружениях. Инженер-мелиоратор является представителем технической профессии на земле, осуществляет преобразования ландшафта в соответствии с потребностями социума. Проектирование характеризует культурное своеобразие мелиоратора, склонность к рационализации, упорядочиванию природных (климатических, гидрологических) факторов.
По мнению современных исследователей инженерной деятельности, во второй половине 20-го века изменяется не только объект инженерной деятельности (вместо отдельного технического устройства объектом исследования и проектирования становится сложная человеко-техно-природная система), но изменяется и сама инженерная деятельность, которая усложняется и ей придается управленческий, координирующий смысл.
Для реализации систематической деятельности требуются специалисты – управленцы, координаторы инженерно-мелиоративной деятельности. Они по характеру своей деятельности являются носителями рефлексивного технического знания, обладают организационными и управленческими навыками.
Гуманитаризация технического образования, на наш взгляд, мыслится через демонстрацию творческих, технико-конструктивистских традиций и знаний инженера-мелиоратора. Воспитание эстетических, этических, гражданских чувств сталкивается с меньшей проблемой отторжения, если фоном выступает инженерная деятельность. Будущим инженерам полезно и поучительно узнать, что выдающиеся русские ученые-мелиораторы, организаторы отечественной мелиорации, были талантливыми, интеллигентными людьми. Сейчас, когда пришло время осознания наших исторических достижений и потерь, особенный смысл приобретает увлечение музыкой, иностранными языками, серьезное отношение к публицистике, отличавшее плеяду русских мелиораторов. В мелиорации они видели симфонию труда, драму природы и гимн человеческой страдающей деятельности. Кому-то такие сравнения покажутся странными, но в прозе жизни инженера-мелиоратора чрезвычайно важно увидеть ее конечную цель – приносить мир и достаток, преумножить общественное благо.
Современная массовая культура иррациональна, и обладает моникулятивными установками. В этом отношении инженер-мелиоратор оказывается посторонним в сонме «крутых профессий», которые, впрочем, не являются социально лакунными, эксплуатируют тягу к развлечениям невысокого качества. Трудовая и профессиональная этика инженера-мелиоратора содержит духовное родство с религиозно-нравственными и традиционными нормами. Универсализм инженерной деятельности воплощается в универсальном отношении к природе. Специализация, конечно, влияет на селекцию ценностных ориентаций: для инженера рассуждения о космическом и социальном порядке покажутся странными в отрыве от непосредственного бытия, от профессиональной культуры.
Культурный потенциал мелиорации как средообразующей деятельности, используется не только в технических схемах: сегодняшняя сложная динамическая действительность воспроизводит «ориентационные ситуации», точки выбора инженера-мелиоратора. Неблагоприятные социальные условия, падения престижа в обществе инженерных профессий могут способствовать перемене профессиональной деятельности и определяющую роль имеет степень освоенности профессиональной культурой. Профессиональный уровень поддерживается специалистами, энтузиастами мелиорации. Эволюция инженерной деятельности в сторону гуманитарных ценностей происходит только в условиях «полноты» профессионального самочувствия. Если профессия измеряется словом «доход», трудно говорить о профессиональной этике и культуре труда.
Как бы не провозглашали экономическую мотивацию в творческих инженерах, на первое место неизменно выдвигается проблема духовности. Инженер-мелиоратор должен реально ощущать традиции мелиорации, менее всего они увлекательны в сухом изложении официальных инструкций и распоряжений. За мелиорацией – огромный вклад в развитие общества, уникальная человеческая мысль и реализация изречения Ф.М.Достоевского «сначала научитесь жить, чтобы понять ее смыл». В изречении великого русского писателя содержится мысль о непреходящей ценности активного отношения к жизни. Сознание ответственности, как внутреннее качество инженера-мелиоратора, передает связь с обществом и общественными установками. Мелиорация возникла как разумный ответ на «неприспособляемость» определенной природой среды на запросы человечества и вполне интегрирована в поиски человечеством разумного социального устройства через преумножение технических, материальных ресурсов человека.
Принижение человеческих потребностей является следствием отхода от творческих начал человеческой деятельности, воспроизведения потребительства и бегства от действительности. Гуманизация инженерно-мелиоративной деятельности концентрируется на инженере, труженике героической технической эпохи (А.Платонов). Гидротехник по профессии А.Платонов различал труд и энергию преобразования, поэзию человеческого творчества. Наступление нового века Платонов связывает с преодолением стихий, с тем, чтобы солнце «работало» на человека.
Мелиорация не претендует на «революцию духа»: она служит целям социального благосостояния, озадачена неотложными нуждами людей. Рамки соотнесения для конструирования утопий у инженера-мелиоратора отсутствуют, рациональность и здоровая «приземленность» становятся условиями призвания действовать немедленно, «здесь и сейчас». Прагматизм действия сочетается с нравственностью профессиональных позиций. Технологии превращаются в душу эволюции. Инженер-мелиоратор несет конструктивно-созидающее начало в социальной среде, подверженной различным тенденциям.
Материально-гуманная тенденция мелиорации противостоит холодному потоку экономически целесообразных проектов, в которых остается за скобками потребность человека творчески преобразовывать землю. Вовсе не случайно, мелиорация критикуется за медленную экономическую отдачу, инженер-мелиоратор формируется под влиянием культурных ценностей, «молчаливо действующей внутри нас силы» (нем. Ученый Совиньи). В основе поисков адекватного образа мелиоратора лежит идея гармонии человека и природы. Это достигается обращенностью к «космической традиции», эволюции человека и природы в совместной истории. Постигая внутри предметные связи и отношения, мелиоратор органично входит в материальную культуру человечества.
Личность инженера-мелиоратора слагается из трех уровней: специалиста, гражданина и носителя культуры. Современность, на первый взгляд, вызывает интерес к специалистам, но внешнее впечатление обманчиво: инженер-мелиоратор должен обладать и узко специальными знаниями, и быть «универсалистом» в социальном общении, управлении людьми. Личность состоялась, если ее деятельность отмечена определенными профессиональными результатами. Мелиоратору не приходится строить «воздушные замки», его деятельность предметна. Воспитание профессиональных навыков имеет в качестве «фактора соучастия» актуализацию инженерной традиции, пластов профессиональной культуры, которые отошли в прошлое, на самом деле живут в исторической памяти поколений мелиораторов. Личности свойственна самостоятельность профессионального выбора и будущее мелиорации во многом зависит от того, как будет развиваться ее конструктивно-созидающая роль, каким образом мелиорация будет определять динамику социальных и экономических процессов. Мы коротко обозначили три составляющие философии мелиоративной науки: деятельность, познание, личность мелиоратора как ученого и инженера. Остановимся далее поподробней на этих составляющих, рассмотрев прежде всего философские и теоретико-методологические аспекты отношений «человек-природа» в контексте философии мелиорации.