Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Формирование инженера-мелиоратора: философский аспект




 

Так уж повелось, что профессия инженера означает массовость, исполнительность, функциональность, что отвечает представлению об индивиде, как одном из многих, человеке из толпы, деперсонализированном и имеющем личностные задатки. Личностные критерии традиционно используются по отношению к представителям так называемых творческих профессий – писателям, композиторам, архитекторам.

Однако, разве в духовно-практической деятельности не существует поточная модель и писатель современного детективного жанра, вовсю использующий операциональные процедуры на компьютере, является творцом по сравнению с инженером? Разве в инженерной деятельности проектирование и изобретательство играют менее существенную роль, чем творческое вдохновение, посетившее композитора в момент сочинения музыкальной пьесы? Такие риторические вопросы можно задавать до бесконечности, если не понимать, что специфика инженерно-мелиоративной деятельности связана с творчеством системности, конструированием технических систем.

Возникновение профессии инженера-мелиоратора обусловлено применением агротехнических и агромелиоративных навыков в сельском хозяйстве на основе простейших мелиоративных механизмов. Она формируется, начиная с эпохи Возрождения. На первых порах ценностные ориентации мелиоратора вплотную связаны с ценностями сельского труженика (непосредственный контакт с землей и «величие» климата, ученичество в процессе осуществления деятельности, преклонение перед производственным опытом). Но только с поворотом к знанию, когда мелиоратор становится обладателем знания, которому подлежит обучаться, появляются мелиораторы профессионалы, технические индивидуальности. К середине 19-го века зарождаются инженерно-мелиоративные школы в России. Если раньше инженеры были выходцами из сельского сословия, а чаще именитые дворяне-делитанты, принципиально новое развитие техники требует и изменения облика инженера-мелиоратора. Повсеместно начинает осуществляться потребность в кодификации мелиоративного знания, техника требует изменения науки.

Позиции инженера и ученого-экспериментатора постепенно сближаются: инженер является носителем эксперимента, новатором во внедрении технологии «изменения». Специализация приводит к положению, когда один человек не в состоянии выполнить разнообразные работы, необходимые для реализации мелиоративной деятельности. Для современной мелиорации характерна глубокая дифференциация, разделяющая инженерный труд на целый ряд видов деятельности и делающая реальной кооперированную деятельность. Иначе говоря, инженер-гидротехник часто не может обойтись без консультаций или производственного сотрудничества со специалистом – «противоэрозионщиком» или агромелиоратором. Вместе они создают совокупный результат инженерной деятельности, мелиорирование земельных угодий. Инженер-мелиоратор вовлечен в процесс технического эксперимента. Целево-инструментальное мышление постоянно выходит на проблему совершенствования технических средств и изобретательства, является адекватной потребностям мелиорации, ориентацией на технический прогресс. Конечно, в «мелиоративной» среде есть свои «Ньютоны и Эйнштейны»; занимаясь вопросами повседневной технической деятельности, они нередко решают принципиально технические задачи. На первых этапах изобретательство опиралось на эмпирический уровень и технический талант самоучек. В условиях развитой технической науки изобретения основываются на инженерных исследованиях. «Пик» изобретательства в мелиорации приходится на период профессионализации мелиоративной деятельности и выхода ее на социально престижную роль в обществе (60-70-е годы).

Крупные инженеры всегда сочетают в себе талант изобретателя и конструктора, смелость проектировщика и опыт производственника. Специалист мелиоратор «оттачивает» свой талант в профессиональной деятельности, вовсе не страдая комплексом профессиональной ограниченности. Напротив, через постижение вершин инженерии лежит надежный путь к духовной культуре. Только познав прелесть и трудность собственной профессии, человек в состоянии верно оценить профессионализм другого. Инженер-мелиоратор является наследником богатых традиций, воплощенных и в научных трактатах, и гидротехнических сооружениях. Инженер-мелиоратор является представителем технической профессии на земле, осуществляет преобразования ландшафта в соответствии с потребностями социума. Проектирование характеризует культурное своеобразие мелиоратора, склонность к рационализации, упорядочиванию природных (климатических, гидрологических) факторов.

По мнению современных исследователей инженерной деятельности, во второй половине 20-го века изменяется не только объект инженерной деятельности (вместо отдельного технического устройства объектом исследования и проектирования становится сложная человеко-техно-природная система), но изменяется и сама инженерная деятельность, которая усложняется и ей придается управленческий, координирующий смысл.

Для реализации систематической деятельности требуются специалисты – управленцы, координаторы инженерно-мелиоративной деятельности. Они по характеру своей деятельности являются носителями рефлексивного технического знания, обладают организационными и управленческими навыками.

Гуманитаризация технического образования, на наш взгляд, мыслится через демонстрацию творческих, технико-конструктивистских традиций и знаний инженера-мелиоратора. Воспитание эстетических, этических, гражданских чувств сталкивается с меньшей проблемой отторжения, если фоном выступает инженерная деятельность. Будущим инженерам полезно и поучительно узнать, что выдающиеся русские ученые-мелиораторы, организаторы отечественной мелиорации, были талантливыми, интеллигентными людьми. Сейчас, когда пришло время осознания наших исторических достижений и потерь, особенный смысл приобретает увлечение музыкой, иностранными языками, серьезное отношение к публицистике, отличавшее плеяду русских мелиораторов. В мелиорации они видели симфонию труда, драму природы и гимн человеческой страдающей деятельности. Кому-то такие сравнения покажутся странными, но в прозе жизни инженера-мелиоратора чрезвычайно важно увидеть ее конечную цель – приносить мир и достаток, преумножить общественное благо.

Современная массовая культура иррациональна, и обладает моникулятивными установками. В этом отношении инженер-мелиоратор оказывается посторонним в сонме «крутых профессий», которые, впрочем, не являются социально лакунными, эксплуатируют тягу к развлечениям невысокого качества. Трудовая и профессиональная этика инженера-мелиоратора содержит духовное родство с религиозно-нравственными и традиционными нормами. Универсализм инженерной деятельности воплощается в универсальном отношении к природе. Специализация, конечно, влияет на селекцию ценностных ориентаций: для инженера рассуждения о космическом и социальном порядке покажутся странными в отрыве от непосредственного бытия, от профессиональной культуры.

Культурный потенциал мелиорации как средообразующей деятельности, используется не только в технических схемах: сегодняшняя сложная динамическая действительность воспроизводит «ориентационные ситуации», точки выбора инженера-мелиоратора. Неблагоприятные социальные условия, падения престижа в обществе инженерных профессий могут способствовать перемене профессиональной деятельности и определяющую роль имеет степень освоенности профессиональной культурой. Профессиональный уровень поддерживается специалистами, энтузиастами мелиорации. Эволюция инженерной деятельности в сторону гуманитарных ценностей происходит только в условиях «полноты» профессионального самочувствия. Если профессия измеряется словом «доход», трудно говорить о профессиональной этике и культуре труда.

Как бы не провозглашали экономическую мотивацию в творческих инженерах, на первое место неизменно выдвигается проблема духовности. Инженер-мелиоратор должен реально ощущать традиции мелиорации, менее всего они увлекательны в сухом изложении официальных инструкций и распоряжений. За мелиорацией – огромный вклад в развитие общества, уникальная человеческая мысль и реализация изречения Ф.М.Достоевского «сначала научитесь жить, чтобы понять ее смыл». В изречении великого русского писателя содержится мысль о непреходящей ценности активного отношения к жизни. Сознание ответственности, как внутреннее качество инженера-мелиоратора, передает связь с обществом и общественными установками. Мелиорация возникла как разумный ответ на «неприспособляемость» определенной природой среды на запросы человечества и вполне интегрирована в поиски человечеством разумного социального устройства через преумножение технических, материальных ресурсов человека.

Принижение человеческих потребностей является следствием отхода от творческих начал человеческой деятельности, воспроизведения потребительства и бегства от действительности. Гуманизация инженерно-мелиоративной деятельности концентрируется на инженере, труженике героической технической эпохи (А.Платонов). Гидротехник по профессии А.Платонов различал труд и энергию преобразования, поэзию человеческого творчества. Наступление нового века Платонов связывает с преодолением стихий, с тем, чтобы солнце «работало» на человека.

Мелиорация не претендует на «революцию духа»: она служит целям социального благосостояния, озадачена неотложными нуждами людей. Рамки соотнесения для конструирования утопий у инженера-мелиоратора отсутствуют, рациональность и здоровая «приземленность» становятся условиями призвания действовать немедленно, «здесь и сейчас». Прагматизм действия сочетается с нравственностью профессиональных позиций. Технологии превращаются в душу эволюции. Инженер-мелиоратор несет конструктивно-созидающее начало в социальной среде, подверженной различным тенденциям.

Материально-гуманная тенденция мелиорации противостоит холодному потоку экономически целесообразных проектов, в которых остается за скобками потребность человека творчески преобразовывать землю. Вовсе не случайно, мелиорация критикуется за медленную экономическую отдачу, инженер-мелиоратор формируется под влиянием культурных ценностей, «молчаливо действующей внутри нас силы» (нем. Ученый Совиньи). В основе поисков адекватного образа мелиоратора лежит идея гармонии человека и природы. Это достигается обращенностью к «космической традиции», эволюции человека и природы в совместной истории. Постигая внутри предметные связи и отношения, мелиоратор органично входит в материальную культуру человечества.

Личность инженера-мелиоратора слагается из трех уровней: специалиста, гражданина и носителя культуры. Современность, на первый взгляд, вызывает интерес к специалистам, но внешнее впечатление обманчиво: инженер-мелиоратор должен обладать и узко специальными знаниями, и быть «универсалистом» в социальном общении, управлении людьми. Личность состоялась, если ее деятельность отмечена определенными профессиональными результатами. Мелиоратору не приходится строить «воздушные замки», его деятельность предметна. Воспитание профессиональных навыков имеет в качестве «фактора соучастия» актуализацию инженерной традиции, пластов профессиональной культуры, которые отошли в прошлое, на самом деле живут в исторической памяти поколений мелиораторов. Личности свойственна самостоятельность профессионального выбора и будущее мелиорации во многом зависит от того, как будет развиваться ее конструктивно-созидающая роль, каким образом мелиорация будет определять динамику социальных и экономических процессов. Мы коротко обозначили три составляющие философии мелиоративной науки: деятельность, познание, личность мелиоратора как ученого и инженера. Остановимся далее поподробней на этих составляющих, рассмотрев прежде всего философские и теоретико-методологические аспекты отношений «человек-природа» в контексте философии мелиорации.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 964 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2315 - | 2171 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.