Применительно к функциям философии мелиораций термин «интегрирующий» связан с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность в мелиоративной деятельности и науке. Здесь учитывается также определение и устранение дезинтегрирующих факторов, ведущих к разобщенности системы, к чрезмерному росту относительной самостоятельности элементов (или частей) в ее составе, выявление недостающих ее звеньев (элементов или связей), активное включение которых в функционирование системы придает ей большую гармоничность и оптимальность, т. е. повышает степень ее упорядоченности, организованности. Мы будем применять термин «интеграция» в смысле, противоположном понятию «дезинтеграция».
Процесс формирования отдельных научных дисциплин, в частности, мелиоративной науки, как известно, проходил в результате отграничения предмета этой науки от предметов других наук; стержнем того или иного предмета исследования были объективные законы действительности. Но, отпочковываясь от системы протознания, дисциплины мелиоративного знания, оказывались, как правило, в изоляции друг от друга; элементы науки (отдельные научные дисциплины) становились самодовлеющими в своей автономности; естественные связи между ними нарушались, структурные взаимодействия исчезали.
Такое взаимодействие было характерно не только для отношений между крупными отраслями естествознания, мелиоративной науки, но и для отношений между дисциплинами внутри отраслевых рамок науки. В результате сама наука из целостной системы знания, какой она была в античную эпоху, все более превращалась в суммативную, хотя и с более специализированными элементами, углублявшими познание.
Взаимная размежевка наук, дифференциация изоляционистского типа являлись ведущей тенденцией в сфере науки вплоть до 19-го века. И, несмотря на большие успехи, достигнутые наукой на пути прогрессирующей специализации, происходил рост рассогласования научных дисциплин. Возник кризис единства науки. В этих условиях диалектический подход к науке (независимо от того, как он применился – стихийно или сознательно) оказался способным устранять разграничительные рубежи между научными дисциплинами и выявлять естественные их связи.
Логико-гносеологическая функция философии.
Она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания. Выработка информации, необходимой для совершенствования элементов всеобщего метода, сочетается с применением ее для развития общенаучных методов познания, например, системного подхода, метода моделирования. Будучи примененными к построению научных теорий в мелиоративной науке, принципы диалектики как логики включаются в состав их логических (или гносеологических) оснований.
Мелиоративная наука, как и частные науки, специально не изучает формы мышления, его законы, логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико- методологических средств, которые позволяли бы, «отходя» на время от объекта, в конечном счете «приходить» к нему, обогащая свое истинное о нем представление. Частные науки, в том числе и мелиоративная наука, нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания. Эту функцию выполняет диалектика как логика.
Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то диалектика как логика (вместе с формальной логикой) призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта.
Диалектика задает общие ориентиры познавательной деятельности в различных областях теоретического естествознания, теории мелиоративной науки, а разработка диалектико-логических принципов познания, проводимая в тесном единстве с обобщением новейших достижений методологии естественных наук, мелиоративной науке придает практическую значимость общеметодологической функции философии. С учетом вышеуказанных рассуждений можно четко и обоснованно ответить на вопрос, зачем и почему философия мелиорации, как особая форма духовной деятельности, нужна людям науки.
Неверно думать, будто бы философия задает ориентиры художественной и научной деятельности, определяет цели искусства и науки, философские трактаты, не в состоянии правильно решать физические, химические, математические, социальные, экономические или политические проблемы, задачи мелиоративной науки. Дело совсем в другом. Как мы выяснили, в решении всех социально-значимых конкретных задач большого масштаба, будь то задачи научные или мировоззренческие, рано или поздно возникают философские вопросы – вопросы, требующие выяснения того, осознает ли ученый мелиоратор, художник или политический деятель, что эти вопросы являются философскими, он, по существу, вынужден их обсуждать, вникать в их сущность, разбираться в их содержании для того, чтобы вернее и глубже решить свои собственные задачи, чтобы точнее определить их место и значение в общем контексте человеческой деятельности. Так как наличие сознания и сознательной деятельности является наиболее очевидной, яркой, бросающейся в глаза отличительной чертой человека, то все философские вопросы, возникающие в сфере мелиоративной науки, художественной или общественной и других сферах взаимосвязаны.