Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Влияние правозащитных движений на психиатрию.




 

Правозащитное движение последней трети XX века стали заключительным этапом почти 500-летней эволюции общественного сознания в Европе, начало которой положила Реформация как борьба за веротерпимость. Новая концепция свободы, автономии человека через персональный характер его отношений с богом спустя 200 лет, (в XVIII в.) приобретает секуляристские черты, а вместе с этим и универсальный характер, что нашло отражение в понятии «естественные неотъемлемые права человека». Это понятие легло в основу первых конституционных хартий - «Декларации независимости» США (1776г.) и «Декларации прав человека и гражданина Франции (1789г.). В последующей 200-летней истории европейской цивилизации содержащийся в них идеал человеческой свободы приобретал конкретное воплощение в институтах современных демократий, в возрастании роли и масштабов социальных программ, в характерных изменениях социального сознания и т.д. С точки зрения рассматриваемой проблемы особенно важна происшедшая в этот период эволюция правосознания. На смену формуле законности «Все, что не разрешено, запрещено» приходит новая формула: все, что не запрещено, разрешено».

Преступления против человечества тоталитарных режимов оказались одновременно своего рода социальным экспериментом, идеологией которого стало «концептуальное презрение» к идее прав человека. Примером подобного преступления является уничтожение в Германии 180 тысяч душевнобольных по тайному приказу Гитлера. Принятая в ООН в 1948г. «Всеобщая декларация прав человека» становится выражением самосознания людей как единого человеческого рода, пережившего реальную угрозу самому своему существованию. Декларация стала важнейшим документом международного права, апеллирующим к юридическим гарантиям прав - свобод человеческой личности.

Правозащитная идеология начинает оказывать значительное воздействие на психиатрию на рубеже 70-х годов. К тому времени уже добились очевидных успехов в борьбе за свои гражданские права представители национальных меньшинств, инвалидов, феминистских движений и т.п. Особенно это характерно для психиатрии США, где уже в начале 70-х годов суды стали своеобразными форумами отстаивания, защиты гражданских прав лиц с психическими расстройствами. Волна правозащитного движения в американской психиатрии слилась с антигоспитальным движением. Эти события развертывались на фоне биоэтических дискуссий, обнаживших родство этических дилемм в психиатрии с современными этико-гуманистическими проблемами медицины в целом.

В 1972г. Американская больничная ассоциация принимает первый в мире «Билль о правах пациента». Он начинается так: «Пациент имеет право на: внимательное и уважительное отношение при получении медицинской помощи...». Аналогичное начало имеет место в международном документе, подготовленном одной из комиссий по правам человека ООН. В нем сформулированы «минимальные этические нормы» в психиатрии: «Ко всем лицам, страдающим психическим заболеванием, следует относиться гуманно и с уважением к достоинству человеческой личности». Российский закон «О психиатрической помощи и правах граждан при ее оказании» также утверждает: «Всем лицам, страдающим психическими расстройствами, гарантируются уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства».

Конечно, приведенные положения с морально-этической стороны выглядят азбучными. Но с точки зрения правозащитной логики они вызвали радикальные изменения в социальной психиатрии в последние годы. Ведь лица с психическими расстройствами - это особо уязвимая социальная группа и уважительное отношение к их личному достоинству, защита их гражданских прав требует социальных гарантий. Другими словами, имея в виду современную формулу правового гуманизма «что не запрещено, то разрешено», следует поставить вопрос: а что запрещено в цивилизованном обществе в отношении душевнобольных людей? Ответ будет нетривиальным уже потому, что он имеет юридическое содержание. Социальное отчуждение, стигматизация, неоправданное ограничение прав, в том числе дискриминация и эксплуатация, презрительное или пренебрежительное отношение, другие формы унижения человеческого достоинства душевнобольных - все это теперь подлежит правовой оценке и регуляции с помощью юридических механизмов.

Тезис об особой уязвимости в обществе лиц с психическими расстройствами в известном смысле может быть распространен на все «проблемные ситуации», которые исследует биомедицинская этика. Социальные, моральные и юридические проблемы душевнобольных, умирающих, добровольцев, на которых испытываются новые лекарства, «детей из пробирки» и т.д. имеют что-то общее, что можно увидеть с помощью следующей аналогии. У здорового человека функция легких или почек осуществляется таким образом, что мы специально не задумываемся, как это происходит. Другое дело - больные. Например, у тех. у кого применяются аппараты «искусственные легкие» или «искусственная почка», ведь они работают эффективно при условии детального изучения функции дыхания или мочеотделения. А их сутью является то, что они есть «как бы легкое» и «как бы почка». Точно так же подавляющая масса живущих в современном обществе людей ежедневно реализует свои «естественные, неотъемлемые человеческие права». Однако никто из них не читал «Всеобщую Декларацию прав человека». Другое дело - «проблемные ситуации», которые требуют как бы «протезирования гарантий прав человека».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 488 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2488 - | 2181 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.