Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Дилемма патерналистского и непатерналистского подходов в современной медицине и в истории психиатрии.




Дилемма патерналистского и непатерналистского подходов в современной медицине является «сквозной» для всей биомедицинской этики. Патерналистская модель взаимоотношений врача и пациента основывается на нескольких предпосылках: а) в условиях врачевания здоровье и жизнь человека являются безусловно приоритетными ценностями; б) этическая позиция врача однозначно выражается древней максимой «Salus aegroti - suprema lex», т.е. «Благо больного - высший закон»; в) характер моральных взаимоотношений здесь явно ассимметричен - всю или почти всю полноту ответственности за принятие клинических решений врач берет на себя.

Что же касается непатерналистской модели взаимоотношений врача и пациента, то она исходит из приоритета моральной автономии пациента, в силу чего ключевой категорией такого подхода становится категория прав пациента.

В условиях сегодняшнего наступления на медицинский патернализм необходимо подчеркнуть, что патернализм является определенной концепцией врачебного гуманизма. Отношение к больному с этической позиции милосердия, заботы, опеки, покровительства, снисходительности морально оправданно, если больной персонифицирует страдание, беспомощность, заведомую стесненность свободы жизнедеятельности.

Патерналистское начало сыграло чрезвычайно важную роль в истории психиатрии. С утверждением патерналистских взаимоотношений врача и психически больного связано, во-первых, самоопределение психиатрии как самостоятельной медицинской дисциплины, а во-вторых, формирование отношения общества к «помешанным» как к больным людям. До этого отношение к ним в западноевропейских странах было по преимуществу полицейским. Вот один из примеров. В 80-е годы XVIII века в Лондоне была снижена до 1 пенса плата за посещение Бедлама, где можно было видеть прикованных к стенам совершенно голых больных на соломе. Это сразу же вызвало приток публики. Отношение к помешанным как к больным людям начинает устанавливаться почти одновременно во Франции и Англии - в самом конце XVIII века.

Главная заслуга того, что сумасшедшие были подняты до достоинства больных, принадлежит французскому врачу Филиппу Пинелю, который в 1793 г. снял цепи с больных в парижской государственной больнице Бисетр. Его реформа психиатрии сразу же оказалась апофеозом врачебного патернализма. Пинель сравнивает своих пациентов с детьми, а созданный им тип психиатрической больницы - с семьей. Совет Пинеля врачам - жить среди больных - в последующем был исполнен многими психиатрами, в том числе и в России. Патернализм Пинеля - это нечто большее, чем просто этическая позиция, в патернализме суть его терапевтического метода, так называемого «нравственного лечения», в применении которого исключительная роль принадлежит врачу - его нравственному и физическому превосходству. Именно врач - носитель норм благоразумного поведения и «главный архитектор» всего больничного порядка, подчиняясь которому, соблюдая который, пациенты обретают навыки, стандарты «нормального поведения». Пинель советует разные средства: заботу, покровительство, ласку, снисходительность, кротость, назидательность, взыскательность, увещевание, шутливость, «гордое и смелое поведение» врача или смотрителя и т.д. - лишь бы добиться цели: покорить больного, завоевать его доверие. Пинель своих пациентов «учит свободе» и даже «принуждает к свободе». Идея «принуждения к свободе» трансформируется у Пинеля в допустимость в отношении некоторых больных, которые «одержимы слепой яростью», разумных мер стеснения при помощи «камзола», т.е. смирительной рубашки и временной изоляции.

Спустя 50 лет английский врач Джон Конолли углубляет собственно этический аспект врачебного метода Пинеля и предлагает исключить в отношении душевнобольных любые меры стеснения. Спор вокруг предложенной Конолли системы «No restraint», т.е. «Никакого стеснения», стал общеевропейским, а английская фраза «No restraint» стала интернациональной. Таким образом, этот исторический спор патерналистского и непатерналистского подходов оказался глубоко символичным. Более того, патерналистская модель психиатрической помощи преобладала во всем мире вплоть до середины XX века.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 718 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2172 - | 2117 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.