Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В) соотношения целей и средств.




Нравственная цель и средства: существует ли между ними неразрывная связь или они безучастны друг к другу? Есть ли какие-либо ограничения в выборе средств для достижения нравственной цели? Определяются ли эти ограничения характером цели или характером средств? есть ли в системе нравственных целей объективно высшая цель, которая бы определила ценность и способы достижения всех других целей и потому служила бы решающим аргументом морального выбора? Таков круг вопросов, составляющих стержень проблемы соотношения нравственной цели и средств.

Альтернативные решения этой ситуации выкристаллизовывались в концепциях «иезуитизма» и «абстрактного гуманизма».

Термин «иезуитизм» произошел от названия католического монашеского ордена Иисуса и исторически связан с церковно-политической организацией иезуитов, основанной при папском престоле в XVI в. Деятельность иезуитов отличалась крайней беспринципностью в выборе средств для достижения своих целей. На вопрос: «Оправдывает ли цель средства?» – иезуитизм дает безоговорочный положительный ответ. Под «оправданием» понимается полное безразличие цели к нравственному характеру средств: не существует средств «подлых» и «святых». Для достижения цели можно не считаться с нравственным характером средств – цель освящает любые из них. Ложь и предательство, яд и кинжал – все допустимо, если кратчайшим путем ведет к желанной цели.

Противостоящая иезуитизму концепция «абстрактного гуманизма» рельефнее всего выявила себя в известной теории «непротивления злу насилием». Ее сторонники утверждают, что цель ни в коем случае не может оправдывать средства. В своих требованиях они претендуют на применение таких средств морального выбора, которые были бы и нравственными и целесообразными, несли одно только «добро» без малейшей примеси «зла». Злу можно и нужно противиться, но не с помощью насилия, ибо «зло нельзя уничтожить злом» так же, как «огнем нельзя погасить огня», как утверждал Л.Н. Толстой.

С точки зрения теории «непротивления злу насилием» средства управляют целью и изменяют ее: «мы пожимаем то, что посеем». Однако, из отрицания иезуитского противопоставления цели и средств (в ущерб нравственной ценности средства) данная теория выдвигает правило, тоже противопоставляющее цели и средства, но теперь уже в ущерб самим целям: «цели мы не знаем, для нас важны только средства – это все». Таким универсальным средством гармоничного равновесия цели и средств объявлялось «ненасилие».

Разумеется, было бы ошибочно и несправедливо критически уравнивать две рассмотренные выше концепции выбора средств. На стороне «абстрактного гуманизма» – благородство мотивов, нравственных исканий, без которых невозможен прогресс человечества. Глубокого уважения заслуживают действия таких поборников «абстрактного гуманизма», как Л.Н.Толстой, А.Швейцер, Махатма Ганди, М.Л.Кинг и др. за то, что они неустанно пробуждали в людях совесть, направляя ее против жестокости, аморализма, деспотизма, оправдания зла «необходимой целесообразностью», неизбежно перераставшей в признание все того же принципа «благая цель оправдывает любые средства». К сожалению, приходится признать, что практика жизни сурово и неумолимо пресекает «абстрактный гуманизм» и искренних его реципиентов на переход из статуса со злом борющихся и его поражающих в статус поверженных и поражаемых.

Общее свойство рассмотренных концепций – метафизическая односторонность, абсолютизация роли либо цели, либо средств. Противопоставление этих двух сторон неразрывного акта деятельности порождает ту антиномию выбора, которую можно охарактеризовать как противостояние «беспринципной силы» и бессильного принципа». Анализ диалектики нравственной цели и средств позволяет сделать следующий вывод: нравственно и целесообразно то средство, которое необходимо и достаточно для достижения положительной цели, но которое при этом не противоречит более высокой, а, возможно, и высшей цели, не изменяет ее морального характера. В этом выводе слиты два требования к средствам выбора – эффективность и нравственная ценность; целесообразность средств начинает облекаться в нравственное качество.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 606 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2394 - | 2151 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.