Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


О.В. Козлова, С.Г.Пилецкий




Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Ярославская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

О.В. Козлова

С.Г. Пилецкий

БИОМЕДИЦИНСКАЯ

ЭТИКА

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Ярославль

 

ББК 614.253(073.8)

УДК 51.1(2)я73

К 59

В авторской редакции

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор О.Е.Баксанский

доктор философских наук, профессор Г.М. Нажмутдинов

доктор медицинских наук, профессор А.И. Варшавский

 

К 59 Козлова О.В., Пилецкий С.Г. Биомедицинская

Этика. Учебное пособие. Изд. 2-е. - Ярославль, ООО

Аверс – Плюс», 2006. – 204 с.

 

  Данная книга посвящена рассмотрению важнейших этических проблем медицины. В ней дается общая характеристика этических проблем трансплантологии, реаниматологии, эвтаназии психиатрии, и многим другим проблемам медицины и биологии. Определенное внимание уделено методологическим вопросам преподавания курса «биомедицинской этики». Для студентов медицинских вузов.   Без объявления     ãО.В.Козлова, С.Г.Пилецкий 2006

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ЭТИКИ. СПЕЦИФИКА И СУЩНОСТЬ МОРАЛИ. ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА …………..……….………….5

ТЕМА 2. ПРЕДМЕТ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ………………….……….15

ТЕМА 3. ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ……………..27

ТЕМА 4. ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РЕАНИМАТОЛОГИИ....…………………………………………………45

ТЕМА 5. ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭВТАНАЗИИ……………………...…….70

ТЕМА 6. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ ПСИХИАТРИИ…………………………………………………….…..…..91

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Биомедицинская этика – это новое интеллектуальное образование, датируемое началом 70-х годов ХХ века. Биомедицинская этика – это комплексная исследовательская программа, в которую включились различные ученые, специалисты человековедения: медики, философы, социологи, юристы, психологи, священнослужители и даже политики, поскольку вопросы обсуждаемые в ее рамках и ее контексте, не только носят глубинный мировоззренческий характер, но и затрагивают интересы широких слоев общества. Биомедицинская этика это и учебная дисциплина, обязательная для преподавания во всех медицинских ВУЗах Российской Федерации.

Проблемы и вопросы этики на слуху. Они – предмет обсуждения не только научных конференций, «круглых столов», публичных научных диспутов, научных публикаций, не только благодатная тема для ныне популярных «ток-шоу» на телевидении и радио, но и тот феномен общественной жизни, который не только надо иметь в виду, но и с которым надо считаться. Это требует определенной подготовки, пересмотра и переосмысления традиционных, устоявшихся, давно привычных медико-социальных взглядов и представлений. Речь идет и о моральном, и правовом, и о бытовом аспектах.

Биомедицинская этика – это и «оборотная» сторона научно-технического прогресса, развивающегося в геометрической прогрессии. То, что буквально двадцать лет назад (ступень воспроизводства всего лишь одного поколения) казалось мечтательными утехами ученых, научной фантастикой, «сказками» для взрослых, теперь оказалось сущей реальностью, с которой надо что-то делать, как-то с ней сосуществовать, как-то ее регламентировать. А эта новая технологическая реальность такова, что на «самотек» ее пускать человечество, после уроков II Мировой войны, позволить себе уже не может. Требуется достаточно жесткий мониторинг. Как тут в этой связи не вспомнить проблему клонирования, этико-правовые вопросы трансплантационной хирургии, новых возможностей вмешательства в репродуктивные процессы человека и т.д.

Биомедицинская этика по-новому поставила вопрос жизни и смерти человека. Речь идет, безусловно, о критериях тех самых жизни и смерти; и даже не о мировоззренческих, а именно юридических критериях начала жизни и конца жизни. Человек, кстати, единственное из существ, населяющих нашу планету, которое не только осознает смерть, но и в состоянии сделать ее предметом размышления. ХХ век подвел человека к тому пункту, что он сам вынужден определять свои границы жизни, т.е. ее начало и конец. Мало того: ошибка в обосновании, неверный выбор может быть поставлен гуманистически ему в вину. Проблема критерия смерти увязывается и логически, и мировоззренчески, и технологически, и юридически с проблемой трансплантации органов. В зависимости от того, какой в данном обществе принят медико-клинический критерий фиксации смерти, будет зависеть, считать ли, скажем, изъятие сердца для пересадки другому человеку убийством, или нет. Не менее острые этико-правовые коллизии выступают в связи с коммерческой составляющей использования тканей и органов. Количество актуальных и потенциальных реципиентов многократно превышает количество актуальных и даже потенциальных доноров.

Схожим образом обстоят дела и с проблемой критерия фиксации начала жизни. Она логически увязывается с проблемой абортов. Проблема, вроде бы, весьма интимна и деликатна, но, с другой стороны, не менее и социально остра, и социально важна. Сейчас вряд ли кто будет спорить об универсальности заповеди «Не убий!». Сторонники и противники аборта расходятся в установлении того временного интервала, за пределами которого еще нерожденный плод признается человеческим индивидом, которому приписываются права социального лица и, в первую очередь, право на жизнь. Соответственно, лишение его сего фундаментального права не может расцениваться иначе, как убийство.

А спрашивается, кто не слышал о проблеме эвтаназии, ее пассивной и активной формах? Кто не размышлял об аргументации ее сторонников и противников? Отсутствие гибкости мировоззрения современного россиянина делает актуальной эту тему. Или вот вопрос: насколько долго следует проводить жизнеподдерживающее лечение пациенту, впавшему в необратимое коматозное состояние?

Подобных проблем в биомедицинской этике много. Задача ученых, занимающихся фундаментальными исследованиями, –разрабатывать новые технологии, задача специалистов прикладной науки – не мешкая, апробировать и годные пускать в практику, задача гуманитариев – давать этико-правовую, психологическую и религиозно-нравственную экспертизу. Задача студентов – приобщаться к новому знанию. В добрый путь!

 

О.В. Козлова, С.Г.Пилецкий





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 485 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2354 - | 2220 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.