В истории естествознания существовали различные попытки «локализовать» психику в природе. Среди них можно назвать теориюпанпсихизма (Гераклит, Анаксагор, французские материалисты, Фехнер), согласно которой душой наделена вся природа, в том числе и неживая (например, камни).
Теория биопсихизма (В. Вундт) приписывала психику всему живому, включая растения.
Сильно сужала круг обладателей психики теория антропопсихизма (Р. Декарт), согласно ей психика существует только у человека, а животные, как и растения, только «живые автоматы».
Концепция нейропсихизма (Ч. Дарвин) относила психику только к существам, наделенным нервной системой.
Согласно теории мозгопсихизма (К.К. Платонов) психика присутствует только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (соответственно у насекомых ее нет, т.к. у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга).
Во всех представлениях критерии психического были внешними по отношению к форме существования организма (предмета). Психика приписывалась какому-либо существу не потому, что оно обнаруживало определенные свойства поведения, а просто потому, что оно принадлежало к определенному классу объектов. Наличие же психики у этого класса постулировалось аксиоматически.
Углубление в филогенетическую историю психики, неизбежно приводит к вопросу о ее объективном критерии.
Очевидно, что обсуждая психику животных, нельзя пользоваться субъективным критерием: мы не знаем, что чувствует (переживает, ощущает) дождевой червь или муравей, а тем более ставить такой вопрос в отношении существ, которые жили в далеком биологическом прошлом.
Единственный путь – найти объективный критерий психики, т.е. такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика. Тогда можно будет приблизительно определить границу непсихических (допсихических) и психических форм существования материи.
Некоторые современные теории выдвигают критерии внутренние, функциональные, в отличие от перечисленных теорий, которые приводят к разной «локализации» порога психического, например:
- способность к поисковому поведению;
- способность к «гибкому» (в отличие от запрограммированного) приспособления к среде, т.е. к индивидуальному обучению;
- способность к «проигрыванию» действия во внутреннем плане и др.
Однако среди таких гипотез есть одна, которая получила наибольшее развитие и признание. Она принадлежит А.Н. Леонтьеву [9].
В качестве объективного критерия психики он предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия.
БНВ – «абиотические» – это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Сами по себе эти воздействия не полезны и не вредны; ими животное не питается, они не разрушают его организм.
Почему же оказывается полезным на них реагировать? Потому что они находятся в объективно устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, следовательно, являются их потенциальными сигналами.
Если живой организм приобретает способность, как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими. Например, звуком не питается ни одно животное, равно как от звука обычной интенсивности животные не погибают. Но звуки в природе – важнейшие сигналы живой пищи или приближающейся опасности. Услышать их – значит иметь возможность пойти на сближение с пищей или избежать смертельного нападения.
Практически все животные обнаруживают сигнальное поведение и на основании этого мы считаем, что у них есть психика.
В связи с предложенным критерием Леонтьев А.Н. ввел два понятия: «раздражимость» и «чувствительность».
Раздражимость – это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия (биотические). Например, корни растения раздражимы по отношению к питательным веществам, которые содержатся в почве и при соприкосновении начинают их всасывать.
Чувствительность- это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные (абиотические), но объективно связанные с биотическими свойствами. Именно «чувствительность» является объективным критерием психики.
Когда речь идет о чувствительности, «отражение», согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле «отражать» - значить реагировать, прежде всего, двигательно на данный агент. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента.
Раздражимость субъективного аспекта не имеет.