Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Объективный критерий психики




 

В истории естествознания существовали различные попытки «локализовать» психику в природе. Среди них можно назвать теориюпанпсихизма (Гераклит, Анаксагор, французские материалисты, Фехнер), согласно которой душой наделена вся природа, в том числе и неживая (например, камни).

Теория биопсихизма (В. Вундт) приписывала психику всему живому, включая растения.

Сильно сужала круг обладателей психики теория антропопсихизма (Р. Декарт), согласно ей психика существует только у человека, а животные, как и растения, только «живые автоматы».

Концепция нейропсихизма (Ч. Дарвин) относила психику только к существам, наделенным нервной системой.

Согласно теории мозгопсихизма (К.К. Платонов) психика присутствует только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (соответственно у насекомых ее нет, т.к. у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга).

Во всех представлениях критерии психического были внешними по отношению к форме существования организма (предмета). Психика приписывалась какому-либо существу не потому, что оно обнаруживало определенные свойства поведения, а просто потому, что оно принадлежало к определенному классу объектов. Наличие же психики у этого класса постулировалось аксиоматически.

Углубление в филогенетическую историю психики, неизбежно приводит к вопросу о ее объективном критерии.

Очевидно, что обсуждая психику животных, нельзя пользоваться субъективным критерием: мы не знаем, что чувствует (переживает, ощущает) дождевой червь или муравей, а тем более ставить такой вопрос в отношении существ, которые жили в далеком биологическом прошлом.

Единственный путь – найти объективный критерий психики, т.е. такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика. Тогда можно будет приблизительно определить границу непсихических (допсихических) и психических форм существования материи.

Некоторые современные теории выдвигают критерии внутренние, функциональные, в отличие от перечисленных теорий, которые приводят к разной «локализации» порога психического, например:

- способность к поисковому поведению;

- способность к «гибкому» (в отличие от запрограммированного) приспособления к среде, т.е. к индивидуальному обучению;

- способность к «проигрыванию» действия во внутреннем плане и др.

Однако среди таких гипотез есть одна, которая получила наибольшее развитие и признание. Она принадлежит А.Н. Леонтьеву [9].

В качестве объективного критерия психики он предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия.

БНВ – «абиотические» – это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Сами по себе эти воздействия не полезны и не вредны; ими животное не питается, они не разрушают его организм.

Почему же оказывается полезным на них реагировать? Потому что они находятся в объективно устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, следовательно, являются их потенциальными сигналами.

Если живой организм приобретает способность, как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими. Например, звуком не питается ни одно животное, равно как от звука обычной интенсивности животные не погибают. Но звуки в природе – важнейшие сигналы живой пищи или приближающейся опасности. Услышать их – значит иметь возможность пойти на сближение с пищей или избежать смертельного нападения.

Практически все животные обнаруживают сигнальное поведение и на основании этого мы считаем, что у них есть психика.

В связи с предложенным критерием Леонтьев А.Н. ввел два понятия: «раздражимость» и «чувствительность».

Раздражимость – это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия (биотические). Например, корни растения раздражимы по отношению к питательным веществам, которые содержатся в почве и при соприкосновении начинают их всасывать.

Чувствительность- это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные (абиотические), но объективно связанные с биотическими свойствами. Именно «чувствительность» является объективным критерием психики.

Когда речь идет о чувствительности, «отражение», согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле «отражать» - значить реагировать, прежде всего, двигательно на данный агент. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента.

Раздражимость субъективного аспекта не имеет.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3800 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2338 - | 2143 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.