Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Специфика восточного философствования.




Философия возникла около 3000 лет тому назад в странах Древнего Востока (Вавилон, Египет, Индия, Китай). Например, уже в Ведах (с санскрита – знание), первых памятниках индийской мысли и главных священных книгах древних индийцев 2 - 1 тысячелетия до н.э., наряду с гимнами в честь богов и ритуальными текстами встречается понятие Риты – единого мирового порядка. Веды состоят из четырёх частей: Самхиты (сборники гимнов

Ригведа, Атарваведа, Самаведа, Яджурведа); Брахманы – ритуальные тексты; Араньяки – правила поведения отшельников; Упанишады – философская часть.)

Религиозно-философские комментарии к Ведам – Упанишады (с санскрита – «сидеть около», у ног учителя, получая наставление и тайное, сокровенное знание) составлялись на протяжении 7 – 3 вв. до н.э. Они содержат идеи о бессмертии души, которая переходит от одного рождения в другое, согласно закону кармы или воздаяния. Чтобы избавится от круговорота новых рождений на Земле, человек должен размышлять о единстве своей души с духовной основой мира – брахманом или атманом.

Сложилась традиция делить все философские школы Индии на ортодоксальные, т.е. признающие авторитет Вед и на неортодоксальные, отрицающие непогрешимость Вед.

Ортодоксальные: миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, веданта.

Неортодоксальные: буддизм, джайнизм, школа чарваков - локаятиков.

Йога (с санскрита – соединение) – основана Патанджали в 1в. до н.э. Слияние индивидуальной души с божеством возможно через систему упражнений, ведущих к состоянию мистического экстаза и полного транса, в котором реальный мир исчезает.

Низшая ступень упражнений – хатха-йога (методика дыхательных и физических упражнений). Раджа-йога – система психических упражнений. Всего восемь таких ступеней. С помощью йоги можно становиться бесконечно малым, невидимым, переноситься по желанию в любое место, разрастаться до огромных размеров, видеть предметы за тысячи километров, читать чужие мысли, знать прошлое и будущее, беседовать с умершими. Так учит йога.

Буддизм (от имени Будда – просветлённый) – одна из трёх мировых религий. Жизнь – это бесконечная череда перевоплощений, смены телесных оболочек – сансара. Поступая плохо, человек пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворение. Таков закон кармы (воздаяния). Высшая цель буддистов – освобождение от кармы и выход из сансары. Состояние человека, достигшего освобождения, называется нирваной.

Истоки возникновения китайской философии восходят к началу 1 тысячелетия до н.э.

В 8-5 вв. до н.э. имело широкое распространение учение о пяти стихиях – первоэлементах природы. Древнекитайские мыслители учили, что связи этих первоэлементов – воды, огня, металла, дерева, земли – создают всё многообразие явлений и вещей.

Книга перемен (И Цзин) – оказала влияние на последующее развитие китайской философии. Именно в этой книге были даны основные понятия древнекитайской философии – Инь и Ян – противоположные и взаимосвязанные силы, действие которых – причина движения и изменчивости в мире. Инь и Ян – тёмное и светлое, женское и мужское начала в природе. Тай Ци – великое Праначало (Вселенная), соединение Инь и Ян. Изображается как круг, половины которого граничат друг с другом по линии в форме буквы S, одна половина белая, другая чёрная; обе с точкой противоположного цвета.

Человек тоже подобен Вселенной: всё тёмное в нём принадлежит Инь, светлое, обеспечивающее функционирование организма – Ян.

В 5-3 вв. до н.э. зарождаются главные философские школы древнего Китая: даосизм и конфуцианство. Конфуций (Кун-Цзы 551-479 гг до н.э.) – основал учение, смысл которого строгое соблюдение традиций (традиционализм). Именно традиция оберегает народ. В период Хань конфуцианство стало господствующей религией. По сегодняшний день конфуцианство является основой китайского образа жизни.

Лао-Цзы (род.604 г до н.э.) – основатель даосизма, учения о Дао. Дао – путь, судьба, закон развития и исчезновения. Человек не в силах познать Дао. Самое лучшее для умного человека – не вмешиваться, ничего не делать. Это пустая трата сил. Тогда страна процветает, пребывая в спокойствии и гармонии. (Принцип «У Вэй» - недеяния).

Ученики Лао-Цзы собрали его высказывания в книге «Дао Дэ Цзин». Вот некоторые из них: «Кто знает других, тот умён. Кто знает себя – тот мудр». «Кто умеет быть довольным – тот богат». «Кто превозмогает других, тот силён. Кто превозмогает себя, тот могуществен».

 

4.Античная философия – классическая форма западной философии.

Классической формы философия достигла в Древней Греции во второй пол.1 тысячелетия до н.э. Города-полисы Древней Греции стали социальным и политическим условием развития философии. Античный полис – это демократическая организация общественной жизни. Демократия предполагает совместное обсуждение проблем на основе их обсуждения.

Нужно уметь убедить в своей правоте других. Слово становится орудием влияния в обществе. Античность формирует диалектику как искусство вести спор, дискуссию, диалог, что и стало одной из главных причин высокого уровня развития философии.

Основные этапы развития древнегреческой философии:

1.Ранняя греческая философия 6-5 вв. до н.э. В центре внимания философов – проблемы природы и Космоса (космоцентризм). Фалес, Гераклит, Парменид, Демокрит, Протагор, Пифагор и др. Ранние греческие философы, наблюдая многообразие мира и его постоянное изменение, задумались над тем, что придаёт миру устойчивость и единство. Они сделали вывод, что все вещи должны были произойти из какого-то одного вечного вещественного начала (субстанции). Таким началом называли воду, воздух, огонь, землю и т.д.

Демокрит считал началом всего атомы, которые, обладая разной формой и величиной, сочетаются в процессе развития в разные вещи. Важное значение имели взгляды Гераклита, который представлял мир как процесс постоянного изменения через борьбу противоположностей.

2.Классическая греческая философия 5-4 вв. до н.э. Главные проблемы: сущность человека, смысл его жизни и смерти (антропоцентризм). Сократ, Платон, Аристотель.

Со времён Сократа (470-399 гг. до н.э.) философия ставит перед собой двуединую задачу:

исследование мира и человека в их взаимодействии. С Сократа и начинается философия в подлинном смысле слова. Сократ вводит в философию и основной метод нахождения истины – диалог как критическое сопоставление и обсуждение всех возможных точек зрения. Сократ неустанно изобличал тёмные верования людей, кумиров, которым они поклонялись, что вызвало к ему массовую ненависть. В конце концов он был казнён по приговору суда.

Продолжил идеи Сократа его ученик Платон (427-347 гг. до н.э.), создавший всеобъемлющую философскую систему. В центре философии Платона – учение об идеях и двух мирах – истинном и ложном. Мир, в котором убивают таких людей как Сократ, это не настоящий, а ложный мир. Следовательно, существует другой мир, где находятся истина, добро, красота сами по себе. Это мир идей. Они являются причиной или источником вещей, их образом и верховной целью. Назначение человека воссоединиться с миром идей. Однако Платон не нашёл решения этой задачи, что привело его к жуткой социальной утопии.

Нужно, считал Платон, создать такое государство, которое определило бы каждому своё место и решало бы за каждого, как ему жить и становиться лучше. Платоном была образована в Афинах философская школа, названная академией, просуществовавшая около тысячи лет.

Вершина античной мысли – творчество Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), синтезировавшего и обобщившего в своих произведениях практически все достижения древнегреческой культуры. К.Маркс называл Аристотеля Александром Македонским философии. В сочинениях Аристотеля содержатся практически все известные в его эпоху сведения из различных областей знания: естественных наук, медицины, истории, психологии, экономики, философии. Аристотель отверг платоновское учение о двух мирах. «Платон мне друг, но истина дороже». Он считал реальный мир действительно существующим. С 17-летнего возраста находился в академии Платона, где получил образование. В 343 г. до н.э. он стал воспитателем сына царя Македонии Филиппа, в будущем знаменитого полководца Александра. В 335 г. до н.э. Аристотель образовал в Афинах свою школу – Ликей, получившую большую известность.

3. Эллинистическая философия с 4 в.до 30 г. до н.э. Стоицизм, кинизм, эпикуреизм являются философскими учениями эпохи эллинизма. Эпикура можно назвать последним крупным философом Древней Греции (342- 270 гг. до н.э.) Он признавал существование материального мира, считал, что «ничто не возникает из небытия» и Вселенная существует вечно. Согласно с Демокритом считал, что мир состоит из атомов и пустоты и что всё существующее во Вселенной возникает в результате соединения атомов в различные ком-

бинации. Признавал существование богов, но считал, что боги находятся далеко, в межзвёздном пространстве, и в жизнь людей не вмешиваются и никак на неё не влияют.

Наиболее разумным для человека является не деятельность, а покой, атараксия.

Киники основой счастья и добродетели считали пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы личности. Наиболее известный их представитель – Диоген из Синопа.

(404-323 гг. до н.э.), который вёл до крайности аскетическую жизнь и пренебрегал всеми благами цивилизации. По преданию Диоген носил самую примитивную одежду, ночевал где придётся, пил только воду, проповедовал возврат к первобытной жизни.

Стоики также как и киники в центр своей философии поставили этические проблемы.

Главные представители – Зенон и Хрисипп. Жить надо сообразно природе. Счастье в свободе от страстей, в спокойствии духа, в равнодушии. В жизни всё предопределяется судьбой. Тот, кто этого хочет, судьба ведёт за собой; сопротивляющегося – влечёт насильственно. В первые века нашей эры стоицизм стал развиваться на римской почве.

Наиболее ярким философом Древнего Рима был поэт Тит Лукреций Кар, живший в 1 в. до н.э. Разделял взгляды Демокрита и Эпикура. Поэма Лукреция «О природе вещей» - изложение взглядов последних. Вот небольшой отрывок из этой поэмы.

«Всю, самоё по себе составляют природу две вещи:

Это, во-первых, тела, во-вторых же, пустое пространство,

Где пребывают они и где двигаться могут различно».

Из других мыслителей Древнего Рима можно упомянуть Вергилия, Горация, Лукиана, Цицерона. Видное место занимает Сенека (6 г. н.э. – 65 г. н.э.) – один из основателей римского стоицизма, воспитатель Нерона. Римский император Марк Аврелий был также философом-стоиком.

Заключение.

Философия древнего мира является «душой» его культуры, во многом определяет лицо цивилизаций Востока и Запада. Она охватила все духовные ценности древнего мира: искусство и религию, этику, право, политику, педагогику и науку. Философия Востока обращена к бытию личности, её самосознанию и самосовершенствованию через уход от

материального мира. Философия Запада нацелена на поиски истины в различных направлениях, в том числе атеистическом.

В целом философия древнего мира оказала огромное влияние на всю последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

 

 

Вопросы для самопроверки:

 

1.Дайте общую характеристику западной и восточной философии в древнем мире.

2. В чём особенности осмысления мира в восточной философии?

3. Укажите специфику восточного философствования.

4.Какова тематика восточной философии?.

5. Покажите роль полисной жизни в становлении античной философии.

6.Охарактеризуйте основные этапы развития древнегреческой философии.

7. Какова культурно-историческая роль философии древнего мира.

 

 

Тема 2(2): Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения.

Учебные цели:

Знать понятия: история философии; типы философии.

Характеризовать: своеобразие средневековой философии; спецификуренессансного мышления.

Анализировать и интерпретировать: своеобразие различных типов философствования,

их взаимообусловленность и взаимовлияние; особенности способов решения проблем отношений человека и мира, человека и природы, человека и общества в средневековье и в эпоху Возрождения.

 

Вопросы:

1.Своеобразие средневековой философии: представление о мире; новое понимание человека; соотношение разума и веры.

2. Ренессанс как синтез культурных традиций. Гуманизм как образ мышления и стиль жизни. Философия человека и философия природы.

 

1. Своеобразие средневековой философии: представление о мире; новое понимание





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2430 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2754 - | 2314 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.