Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия как феномен культуры.




«Философия – это эпоха, схваченная в мыслях» Г.Гегель. Она выявляет и формирует универсалии культуры: наиболее общие идеи и представления о мироздании; моральные, общечеловеческие принципы и ценности.

Она «отсеивает» всё устаревшее, сохраняет ценное; генерирует новые идеи. «Ваш любимый девиз?» - спрашивали у Маркса. – «Подвергай всё сомнению». Под таким девизом расписались бы многие философы.

Как форма самосознания и способ духовно-практического освоения мира философия является основой творческого потенциала личности. Категории философии являются предельными характеристиками мира.

Основные философские проблемы и категории: а) проблемымира: почему есть «нечто», а не ничто?; человека: что такое человек?; сущности и существования человека; первоосновы мира: что первично? материальное или духовное?; познания: познаваем ли мир? б) категориибытие, небытие, субстанция, материя, сознание, познание, человек, истина, природа, пространство, время, движение, развитие, общество и др.

 

Вопросы для самопроверки:

 

1.Проанализируйте типы мировоззрения и покажите специфику философского мировоззрения.

2.Дайте характеристику философии как социокультурного феномена.

3.Каков статус философии в истории культуры?

4.Что такое мировоззрение? Какова его структура?

5.Проанализируйте взаимосвязь философии и науки; философии и мифологии; философии и религии.

6.Какова специфика философского знания?

7.Каковы основные философские проблемы и категории?

 

Тема 2(1): Философия древнего Востока. Античная философия.

Учебные цели:

Знать понятия: философия; история философии; исторические типы философии.

Характеризовать: специфику философского знания; сходство и различие западной и восточной философии; основную тематику античной философии.

Анализировать и интерпретировать: своеобразие восточной философии и античного мира.

 

Вопросы:

1.Понятие «история философии».

2. Западная и восточная философия: общее и особенное.

3.Философия Древнего Востока: основные направления, школы и представители. Специфика восточного философствования.

4.Античная философия – классическая форма западной философии.

 

1.Понятие «история философии».

История философии – наука о возникновении, развитии и смене философских идей. Является теоретической базой всего курса философии. Изучает исторические типы философии.

Исторические типы философии – стили мышления различных исторических эпох. Следовательно история философии есть история стилей мышления. Стиль мышления выявляется в способе осмысления мировоззренческих проблем, характере используемых в этом процессе принципов, правил, методов мышления. «Философия есть современная ей эпоха, выраженная в мыслях». Г.Гегель.

Исторические типы философии:

1. Философия Древнего Востока.

2.Античная философия.

3.Средневековая философия.

4.Философия Возрождения.

5.Философия Нового времени.

6.Философия Просвещения.

7.Философия 19-н.20 вв.

8. Современная философия.

«Чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять её философию». Б.Рассел.

 

2.Западная и восточная философия: общее и особенное.

Разнообразие философских идей, способов постановки и решения философских проблем поставили перед историей философии задачу типологизации философских учений, включая и вопрос о критериях такой типологизации. Например, весьма распространено выделение в истории философии двух противоположных линий – материализма и идеализма.

Утверждается, что любое философское учение в конечном счёте можно свести к одной из них. Философские построения различают по методу и относят к метафизике или к диалектике. Можно назвать и иные критерии, или основания типологизации философских учений Они могут быть религиозными или атеистическими (критерий – отношение к религии), сциентистскими или антисциентистскими (критерий – отношение к науке), оптимистическими или пессимистическими, т.е. смотрящими на будущее с надеждой или с отчаянием и т.д.

Выделяют также западную и восточную философию. Рассмотрим их общие и отличительные черты.

Общие черты:

- Зарождаются в мифологии как первой форме общественного сознания;

- Зарождаются с возникновением классового общества и государства в условиях расцвета культуры древнего мира;

- Обращены к общечеловеческим ценностям: решению проблем добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д., раскрывают перед человеком новые горизонты;

- имеют мировоззренческий характер;

- создают духовную традицию общества.

Различия:

- В философии Востока внимание сконцентрировано на одной проблеме – человека.

Тесное взаимодействие с религией. Специфика философских категорий: «сансара» круг перевоплощений; «карма» - воздаяние после смерти; «аскеза» - самоограничение и на этой основе достижение сверхъестественных способностей; «нирвана» - состояние души, освобождённой от материального мира. Установка на сохранение и упрочение традиций. Идея сохранения гармонии Космоса за счёт внутреннего преобразования человека.

- В философии Запада проявляется многопроблемность. Атеистическая тенденция. Философские категории: сущность, количество, качество, движение, противоположность и т.п.

Культ разума и логики. Ориентация на преобразование окружающего мира. Поиск истины, т.е. достоверных знаний о мире.

Восток дал главный толчок духовному становлению человека (мифотворчество, религии), но отдал Западу лидерство в техногенном развитии. Восток – Запад – ось всемирной истории. Мировая цивилизация развивается в постоянном противоречивом взаимодействии этих «половинок», имеющих разные модели человеческого сознания и, как следствие, различные типы цивилизационного развития. Для Запада характерны подъёмы и упадки религиозного сознания. Восток – никогда не имел периодов полного отказа от переживаний

религиозного толка.

Отсюда духовность «восточного» человека. В его менталитете доминирует идея самовоспитания, которое должно помочь достичь совершенного состояния мудреца. Согласно восточным учениям – спасение внутри каждого человека. Платон считал, что для порядка в стране нужна сильная власть, а Конфуций полагал, что к порядку ведёт не страх перед законом, а чувство стыда.

На Западе – акцент на правах человека, которые должны обеспечивать институты власти.

На Востоке – на долге и обязанностях, которые опираются на духовность человека.

«Западный» человек – это познание мира и подчинение его человеческой воле.

«Восточный» человек – это человек духовный; дал миру Библию, Коран, Бхагаватгиту, познал волю Неба и подчинение ей человека.

Взаимодействие Запада и Востока осуществляется по следующему алгоритму: окостенение Востока (волны: от высокой спиритуализации до полной ритуализации жизни. При максимальном развитии последней Восток превращается в слабый, дряхлый – окостенение) взрывается динамизмом Запада; бездуховный Запад возрождается духовностью Востока. Взаимодействие имеет маятниковый характер.

 

3. Философия Древнего Востока: основные направления, школы и представители.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2497 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2351 - | 2153 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.