В контрактных отношениях оппортунизм проявляется в стремлении сторон договора использовать контрактную неполноту, недостаток и асимметричное распределение информации, специфичность сделки для увеличения собственных выгод за счет партнера.
Различают предконтрактный и посконтрактный оппортунизм.
Предконтрактный оппортунизм может иметь место на стадии заключения сделки. Он состоит в стремлении навязать потенциальному партнеру условий взаимодействия, которые обеспечивают перераспределение совокупного выигрыша сторон в пользу оппортуниста. Предпосылками предконтрактного оппортунистического поведения служат асимметрия информации и разная переговорная сила сторон.
Под асимметрией информации понимают неравное распределение значимой информации о предмете сделки между ее сторонами. Например, продавец товара лучше осведомлен о его качествах, чем покупатель. Наличие информационной асимметрии может привести к ухудшению контрактной среды в форме неблагоприятного отбора. Менее информированная сторона сделки, осознавая свое уязвимое положение, опасается переплатить за приобретаемое благо и предпочитает относительно дешевые товары относительно дорогим. Товары худшего качества начинают преобладать на рынке, а товары лучшего качества вытесняются с него.
Переговорная сила представляет собой возможность одной стороны сделки влиять на поведение другой путем давления и/или способности идти на компромисс. Если стороны обладают неодинаковой переговорной силой, то более «сильная» сторона может использовать свои преимущества для перераспределения части выигрыша «слабой» стороны в свою пользу.
Постконтрактный оппортунизм может иметь место на стадии исполнения контракта. Его предпосылками являются неспособность сторон в достаточной мере контролировать поведение друг друга и затруднения, связанные с расторжением контракта. В первом случае стороны сталкиваются с моральным риском, во втором – с опасностью вымогательства.
Моральный риск возникает вследствие асимметрии распределения информации между сторонами о действительном поведении партнера после заключения контракта. Он состоит в отклонении поведения партнера от предусмотренного контрактом вследствие неполной наблюдаемости его действий либо бездействия. Моральный риск проявляется в возможности «отлынивания» партнера от выполнения своих обязательств по контракту, изменения его поведения в ущерб другой стороне, перекладывания рисков на другую сторону.
Опасность вымогательства связана с возможностью предъявления одной из сторон требования изменить ранее оговоренные условия контракта в свою пользу. Такая опасность возникает тогда, когда противная сторона не может без существенных потерь выйти из заключенного соглашения, оказывается «запертой» в данном контракте. Важнейшей предпосылкой подобного положения являются инвестиции в специфические активы, осуществленные в ходе реализации договоренностей. Расторжение контракта влечет утрату инвестировавшей стороной недоамортизированной стоимости таких активов. В числе других предпосылок - трудности в поиске другого контрагента. Издержки смены партнера могут оказаться чрезмерно высокими. Следует также сказать и такой причине, как невозможность в полной мере отстоять свои права по контракту в суде, что чревато ущербом в случае развития конфликта.
Опасаясь срыва заключенного соглашения, сторона – объект вымогательства готова уступить часть своих выгод для сохранения его в силе. Осознание контрагентом подобной зависимости партнера формирует его намерения начать шантаж с целью перераспределения части совокупных выгод от контракта в свою пользу.
Заключение и реализация контракта
Условно процесс заключения контракта можно разбить на четыре стадии:
1. Выбор контрактного поля;
2. Выбор вида контракта;
3. Согласование интересов сторон;
4. Фиксирование результатов торга.
Следует отметить, что только на третьей стадии контрактный процесс приобретает характер двустороннего принятия решений, и только на четвертой стадии его результаты фиксируются в том или ином виде.
Каждая сторона контрактных отношений имеет ресурс, который она намеревается предложить возможному контрагенту, с целью увеличения собственной полезности. Поэтому на первом этапе экономический агент должен определить для себя те сферы экономической деятельности, которые могут дать максимальную (или во всяком случае приемлемую) отдачу на вложенные ресурсы. Ввиду наличия, как правило, некоторого множества вариантов применения ресурса, обеспечивающих прирост полезности, он должен осуществить выбор из совокупности имеющихся альтернатив. Иначе говоря, потенциальный участник экономических взаимодействий должен выбрать своеобразное контрактное поле как область своего будущего экономического поведения.
Определив подходящую сферу вложения своего ресурса, его владелец должен определить форму включения своего ресурса в экономический оборот и свою позицию в этом процессе. То есть, выбрать предпочтительный вид контракта. С экономической точки зрения, наиболее важными представляются такие виды контракта, как контракт купли-продажи, контракт найма, контракт займа и контракт аренды. Выбор вида контракта базируется на двух оснвных предпосылках: экономическими (величина ожидаемых выгод от размещения ресурса) и психологическими (предрасположенность к принятию на себя рисков в условиях неопределенности контрактной среды).
На первых двух стадиях субъект, намеревающийся вступить в контрактные отношения, определяет для себя желаемые результаты и те рамки, за которые не должно выходить будущее соглашение. То есть, формирует собственные резервные позиции как тот минимальный результат, на который он согласен. Однако в условиях неопределенности и несовершенства информационной среды для владельца ресурса существует вероятность получить больший платеж за него, и такая вероятность им учитывается на стадии ведения переговоров с потенциальными партнерами. Исходным моментов переговоров становится объявление желаемой величины платежа, которая превышает минимально допустимый результат. Эта величина представляет открытую позицию владельца ресурса.
Процесс переговоров (торга) с потенциальными партнерами для владельца ресурса нацелен на поиск контрагента, контракт с которым обеспечивает ему максимальные выгоды (наибольший платеж за ресурс). Поскольку этот процесс является двухсторонним, такие устремления обусловливают конфликт интересов сторон и необходимость их согласования. Механизм согласования базируется на корректировке сторонами своих открытых позиций до достижения результата, устраивающего обе стороны. Если в процессе переговоров каждая из сторон смещается на собственную закрытую позицию, достигнутое соглашение обеспечивает равновесие сторон и оптимальное распределение выгод между ними. Однако переговоры не обязательно ведут к выработке оптимального контракта. Разница между выгодами позиции, зафиксированной в контракте, и резервной позиции стороны – ее выигрыш по контракту (и одновременно потери партнера).
На заключительной стадии контрактного процесса стороны фиксируют те результаты, к которым они пришли в результате переговоров. В зависимости от характера сделки фиксация результатов может предполагать большую или меньшую полноту заключаемого соглашения и разную степень его формализации.
Заключаемые контракты могут обладать различными свойствами, определяющими характер отношений между сторонами на стадии исполнения договоренностей. Во-первых, отношения между ними могут быть равными, а могут приобретать характер подчинения. Во-вторых, между сторонами могут преобладать доверительные отношения, а могут – отношения, основанные на четко очерченных правах и обязательствах. В-третьих, контракт может предполагать различные механизмы контроля за исполнением обязательств и адаптации к непредвиденным ситуациям.
На свойства контракта влияют разные факторы. В их числе: особенности самих участников (например, их отношение к риску); состояние среды, в которой реализуются договоренности (от которой зависит, например, степень неопределенности результатов сделки); особенности предмета сделки (например, его специфичность) и др.
Особенность лиц, заключивших контракт, в плане их отношения к риску, влияет на такое его свойство как распределение риска между сторонами. Контракт может быть:
- контрактом с симметричным распределением риска;
- контрактом с асимметричным распределением риска.
Наличие конфликта интересов сторон создает предпосылки их конкуренции на стадии реализации договоренностей за долю в совокупном выигрыше по контракту. В зависимости от того, в какой мере этот конфликт преодолен в процессе разработки и оформления контракта, взаимодействия сторон на этой стадии могут быть:
- неограниченно конкурентными;
- ограниченно конкурентными;
- неконкурентными.
Возможность конкуренции сторон и перераспределения выгод на стадии реализации контракта зависит от таких факторов, как неопределенность внешней среды и склонность сторон к оппортунистическому поведению. Неопределенность непредвиденным образом изменяет относительное положение сторон, что служит поводом для пересмотра условий ранее достигнутого соглашения. Наличие условий для оппортунистического поведения создает стимулы для сторон использовать свое положение для увеличения своих выгод за счет другой стороны.
Если внешней среде присуща неопределенность, а надежных способов защиты от оппортунизма нет, то отношениям между сторонами в ходе исполнения контракта будет свойственна постоянная борьба за увеличение своей доли в общих выгодах. В этом случае их отношения будут неограниченно конкурентными. Напротив, когда и неопределенность контрактной среды, и возможности для оппортунистического поведения отсутствуют, доли сторон в общем выигрыше будут стабильны, а их отношения – неконкурентными. Если имеет место либо неопределенность среды контракта, либо возможность недобросовестного поведения, то возникает ситуация ограниченной конкуренции сторон.
Важнейшей особенностью предмета контракта, влияющей на характер взаимоотношений сторон в процессе реализации договоренностей, является его специфичность. Контракт по поводу общих ресурсов предполагает независимость сторон в правовом, экономическом, технологическом смысле на постконтрактной стадии их взаимодействия. Замещение общих ресурсов специфическими обусловливает фундаментальную трансформацию контрактных отношений: из независимых сторон партнеры превращаются в зависимых друг от друга, а их взаимодействие из обезличенного – в персонифицированное.
Контрактные отношения, обусловленные фундаментальной трансформацией, могут складываться по-разному в зависимости от того, насколько стороны контракта на этапе его разработки и оформления сумели снять проблему неопределенности и создать барьеры на пути оппортунистических устремлений друг друга. В этом плане можно выделить следующие виды контрактов по поводу специфических ресурсов, каждый из которых полагает свой особый тип отношений сторон:
- идеальные контракты;
- контракты, основанные на планировании;
- контракты, основанные на доверии;
- контракты, основанные на текущем управлении.
Идеальный контракт предполагает отсутствие неопределенности развития событий на стадии их исполнения, т.е. содержит исчерпывающее описание всех значимых условий. Одновременно у сторон такого контракта отсутствуют стимулов для использования непредвиденных изменений ситуации в свою пользу. В результате между сторонами складываются отношения, которые принимают вид «контрактной идиллии».
Контракт, основанный на планировании, также составлен таким образом, что неопределенность на стадии его реализации отсутствует. Его отличие от идеального контракта состоит в том, что в процессе выработки соглашения стороны не сумели (либо не имели стимулов) создать механизмы, блокирующие недобросовестные действия друг друга. Однако сам факт, что стороны в контракте исчерпывающим образом оговорили свои будущие взаимодействия, делает невозможным изменение согласованного ими распределение долей выигрыша в чью-то пользу. Недобросовестное поведение здесь становится однозначно выявляемым и наказуемым, а потому бессмысленным. Отношения сторон в этой ситуации принимают вид «планирования» – безусловного исполнения совместно разработанного порядка действий.
Контракт, основанный на доверии, является неполным вследствие неспособности сторон при его разработке устранить неопределенность будущего состояния контрактной среды. Наличие пробелов в нем создает условия для пересмотра сторонами своих обязательств. Однако, на деле такая возможность блокируется на основе разработки сторонами, заинтересованными в устойчивости контрактных отношений, специальных мер – достоверных обещаний (достоверных обязательств и/или достоверных угроз). Достоверные обещания делают оппортунистическое поведение экономически не целесообразным. Поэтому изменение долей сторон в ходе исполнения контракта может быть связано только с объективной необходимостью для сохранения отношений. Отношения, складывающиеся при таком положении дел – это отношения, основанные на доверии.
Контракт, основанный на текущем управлении, так же не исключает неопределенности условий будущих взаимодействий сторон. Однако в отличие от контракта на доверии в нем отсутствуют какие-либо механизмы, блокирующие оппортунистические устремления сторон. Поэтому при каждом непредвиденном изменении ситуации стороны будут стремиться использовать его в свою пользу. Такое поведение постоянно воспроизводит конфликт интересов и создает угрозу для контрактных отношений, в устойчивости которых стороны заинтересованы ввиду их специфичности. В этой ситуации невозможность устранения конфликта интересов на стадии разработки контракта делает актуальным создание механизмов перманентного снятия этого конфликта в период исполнения договоренностей. Между сторонами возникают отношения управления, заключающиеся в текущей корректировке отношений по мере изменения внешней среды контракта и, тем самым, ограничении конкуренции сторон.
Контракты, которые не устраняют конкурентности отношений сторон на стадии своей реализации, нуждаются в механизмах, разрешающих возникающие между сторонами конфликты и обеспечивающих исполнение договоренностей, – в структурах управления. Структура управления контрактом может различаться с точки зрения осуществления контроля, механизма разрешения споров и способа адаптации к изменяющимся условиям. Обычно выделяют следующие типы структур управления контрактом:
- рыночные;
- двухсторонние;
- трехсторонние;
- объединенные.
Рыночные структуры управления предполагают контроль только за фактическим исполнением другой стороной своих обязательств, обращение в суд для принуждения их исполнения, в случае нарушений, и адаптацию путем расторжения контракта или смены контрагента. Трехсторонняя структура управления контрактом отличается наличием арбитра, который в случае конфликта разъясняет сторонам их права и обязанности по контракту, и только после этого стороны могут требовать прямого принуждения к исполнению. Структуры двустороннего управления предполагают решение конфликтов и адаптацию к изменяющимся условиям на основе переговоров между сторонами контракта. Наконец, структуры объединенного управления предполагают, что улаживание конфликтов и адаптация к новым условиям происходит на основе решения одной из сторон. Как следствие, эта сторона вынуждена контролировать не только факт, но часто и сам процесс исполнения другой стороной своих обязательств.
Структуры управления контрактом отличаются не только разной степенью гибкости и учета интересов сторон, но и разными издержками. Так рыночное управление происходит во многом автоматически, и издержки его реализации минимальны. Трехстороннее управление более гибко, однако, требует издержек, связанных с обращением к арбитру. Еще более гибким и более затратным является двустороннее управление. Наконец, объединенное управление позволяет полностью удовлетворить интересы одной из сторон, зато в этом случае издержки этой стороны, связанные с контролем за исполнением ее решений, оказываются наиболее высокими.
Рыночная структура управления соответствует классическому контракту. Трехсторонняя – неоклассическому. Две оставшиеся структуры управления – варианты управления отношенческим контрактом.
На выбор организационной формы влияют: регулярность сделки, степень специфичности предмета контракта, степень неопределенности внешней среды.
Регулярность сделки. В деятельности экономического субъекта те или иные сделки могут быть одноразовыми (специально не рассматриваются), случайными (редкими) и регулярными. При прочих равных, чем меньше регулярность сделки, тем менее выгодно создание дорогостоящей системы управления контрактом.
Уровень специфичности предмета контракта. Он может иметь разный уровень специфичности. Неспецифические ресурсы не теряют своей стоимости при разрыве контракта, мало и среднеспецифические – теряют ее частично. Высокая специфичность ресурсов связана не только с потерей стоимости, но и вообще с крайней сложностью оценки их возможной стоимости за рамками сделки. Специфичность сделки делает нежелательным ее расторжение и требует создания специальных механизмов урегулирования споров.
Уровень неопределенности внешней среды. Уровень неопределенности контрактной среды может различаться, и это влияет на контрактную организацию. С ростом уровня неопределенности растут издержки взаимодействий. Стремление к их минимизации обусловливает изменения в организации взаимодействий. В первую очередь, это затрагивает сделки со специфическими ресурсами. Если увеличение уровня неопределенности на организацию стандартных сделок не влияет (здесь сохраняется рыночное управление), то для сделок со специфичными активами меняется предпочтительность использования разных структур организации. Для регулярных отношений растет предпочтительность объединенного управления в сравнении с использованием двухстороннего управления. Для нерегулярных отношений рост неопределенности снижает возможности трехстороннего управления. Это способствует отказу от него в пользу иных структур, изначально не свойственных этому типу сделок.
Таким образом, по мере роста регулярности сделки, специфичности актива и неопределенности становится выгодной все более затратная система управления, но, вместе с тем, и обладающая большей гибкостью.