Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 40. Виртуалистика и феномен клонирования в контексте новой парадигмы




Целеполагание и цели моделирования виртуальной реальности. — Ди­хотомия власти образа и конкретной вещи. — Атрибутика виртуаль­ной реальности. — Полисеиантичность виртуальной реальности. —


«Бестелесая предметность» виртуалистики. — Проблема «homo virtualis». — Типологизация виртуальной реальности. — Технология кпонирования. — Целесообразен ли запрет тонирования в народном хозяйстве?— Многоаспвктность феномена кпонирования.

Современная\Јилософия науки, поставленная перед необходимостью реагировать на острые и болевые проблемы современности, столкнулась с рядом «трудноперевариваемых» явлений. Во-первых, это во всеуслыша­ние заявивший о себе феномен виртуальной реальности, во-вторых, взор­вавший общественное мнение, активно обсуждаемый процесс клониро-вания.

Проблемы виртуальности, или виртуалистики, оформились в само­стоятельное направление психологии, однако они, как и многие другие научные факты, нуждаются в философской рефлексии, в уровне анали­за, который, не искажая первоначальные данные, мог бы вписать их в систему объяснения и предсказания.

Размышляя над феноменом виртуальной реальности, прежде всего хотелось бы обратить внимание на то, что по исходу своему она укорене­на в органических потребностях человека, когда организм, сам себя до­полняя до целостности, создает требуемый ему идеальный план бытия и общения, работая, а лучше сказать — функционируя в системе виртуаль­ной реальности. Виртуальность мотивирована целеполаганием, которое, однако, может быть как осознанное, так и неосознанное. Когда вирту­альная реальность создается осознано целенаправленно, она приобрета­ет характеристики артефакта — искусственно созданного объекта — и те­ряет спонтанность и беспредпосылочность. Виртуальная реальность — это инореальность. В ней явно обнаруживается свобода, а иногда и произвол человеческих мотиваций. В этом качестве виртуальная среда предстает как очень гибкая, динамичная, полностью сориентированная на создание требуемого на данный момент жизненного мира переживаний. За такими невинными ее характеристиками, как иллюзорность, мир грез и мечта­ний, скрываются претензии на статус сущего, укорененного в психосо­матических потребностях организма, претензия к существующему в его недостаточности и недочеловечности. Состояние удовлетворенности — одна из наиболее приоритетных целей моделирования виртуальной реаль­ности. Другая цель — ясно просматриваемая — состоит в компенсации эмо­циональных или ментальных потерь. И третья, наиболее затеоретизиро-ванная, -предполагает поиск смыслов в условиях гипотетического (услов­но предполагаемого) диалога.

Можно выделить этакую демиургическую функцию виртуальной ре­альности, когда человек приобретает возможности расширения по свое­му желанию и предпочтению границ опыта своего жизненного мира. Вир­туальный план бытия позволяет человеку присвоить универсальные уп­равляющие функции, осуществить киборг-власть. И хотя считается, что идея виртуальной реальности, понимаемой как вторая реальность, по­рожденная идеальным планом бытия, разрабатывалась и в медитативных практиках, и в платоновски парадигме, когда идеи становятся зримы-


ми, в схоластических дебатах, предполагающих несомненной высшую реальность, отдаленным аналогом виртуальности всегда выступало бы­тие метафорического художественного языка, заставляющего человека воплощаться в героя, вместе с ним страдать и переживать, иногда страс­тно желая переиначить ситуацию. Отсюда ее другая функция, связанная с надэмпирическим приобретением опыта, его субъективированным про­живанием того, чего еще не было или никогда не будет в реальности. Тоска по эталонному образу жизни, времяпрепровождению, идеальным отношениям между людьми— родителями и детьми, мужчиной и жен­щиной, начальником и подчиненными и т.п.; предвосхищение счастья и любви, сопровождаемые визуальными представлениями, уже фиксируют в качестве реально существующего виртуальный пласт реальности.

Одной из серьезных проблем виртуалистики является проблема соот­ношения между образом и вещью, дихотомия власти образа и конкретно­сти вещи. Личная или субъективная история всегда во многом виртуальна. Мы часто в мыслях возвращаемся к ситуациям, вновь их переживаем, желая их изменить. Зачастую мы так сильно сожалеем о том, что не слу­чилось, что вновь и вновь погружаемся в контекст произошедшего, доду­мывая, а вернее, достраивая иные его траектории, вздыхая: ах, если бы... Но границы конкретной реальности, проза каждодневного бытия, име­ющего самостоятельное существование, не очень подвластны идеально-преобразовательному «хотению» каждого индивидуального Я, его произ­волу и наитию. Зачастую реальные события просто закрыты для проник­новения в них переиначивающих импульсов, рожденных в идеальном плане бытия и ведущих к фундаментальным переменам в объективном мире. Фразы типа: «Давай забудем о случившемся... Останемся друзьями», — го­ворят о родственности языка и виртуалистики. Они и им подобные обра­щения есть знаковая визитка виртуальной реальности, претендующей на свое укоренение в действительности существующего. Ведь в них призыв — отменить то, что было, переиначить настоящее, выступить властелина­ми времени и пучка траекторий развития уже зачавшихся сюжетных ли­ний. Но это, — увы! — не всегда возможно.

Говоря об атрибутике виртуальной реальности недостаточно отметить, что она идентична актуальной реальности, т.е. включает в себя простран­ство, время, движение, развитие, отражение, необходимо подчеркнуть, что она обладает идеаяьно-артефактными, виртуально-специфическими свойствами. Пространственно-временные процессы не связаны жестко однозначно фундаментальными физическими константами, они могут быть проявлены в я-количестве измерений, могут нарушать порядок вре­мени, идущий из проишого через настоящее в будущее. Отражательные процессы в виртуальной реальности происходят в режиме мультимедиа, где допустим стоп-кадр, замедление, ускорение, перескоки, пропуски и перерывы, а движение не обладает статусом абсолютной изменчивости. Развитие, соответственно, может быть инверсионно, т.е. обращено вспять. Многообразие взаимодействий может проявлять загадочные свойства, не­ведомые в условиях привычной нам земной причинности. Другими слова­ми, в виртуальной атрибутике нет картезианского пространства, Ньюто-


нова времени, здесь иная этика и гуманизм. Так или иначе, но речь идет об инаковом, «параллельном мире», который не нуждается в подпитке реальной событийной эмпирией как в своем необходимом наполнении. Его наполнение — ткань процесса мышления и воображения, обретшая в настоящий период свои коммуникации во «всемирной паутине» — сети Интернет. В этом параллельном, но весьма реальном, созданном техно-генной цивилизацией мире, можно говорить о перспективах постсетевой культуры, об информационных войнах и информационном империализ­ме, об особо значимом сексуальном измерении и так называемой «куль­туре цинизма».

Принципиально новой характеристикой виртуальной реальности яв­ляется ее панорамность, когда любое событие может быть прочитано и с точки зрения собственной интерпретации, и со многих других, причуд­ливо высвечивающих данное событие точек зрения. В панорамности со­держатся возможности прочитывания и обнаружения как следов личной истории, так и фиксации формата действительности, а также акценты, соответствующие данному времени.

Другой бросающейся в глаза характеристикой реальности становится ее предельная феноменальность. Явления получают абсолют­ную независимость от причин, их порождающих, и могут сплетать канву взаимодействий, отличную от реальной власти вещных отношений в дей­ствительности.

Полисемантичность виртуальной реальности проявляется в том, что, с одной стороны, она обостряет проблемы личной самоидентификация, а с другой — их полностью снимает, делая личность безразличной ее объек­тивному бытию. Исследователи уверены, что обнаружение или выход на поверхность приоритетов виртуальной реальности готовился и психоана­литической концепцией бессознательного, и структурализмом М. Фуко и Ж. Делеза. Можно предположить, что основания потребности в виртуаль­ной реальности состоят в рассогласованности зова человеческой приро­ды с санкциями и нормативами социального бытия. Открытие расколото-сти субъекта, о котором во всеуслышание заявила постмодернистская философия, жаждало каких-либо форм компенсации. В плане реального бытия жизненная сила и воля человека предельно ограничены и скованы рамками экономических, институциональных, идеологических, культур­ных и прочих отношений. Человек включен и по большей части задавлен логоцентризмом, системой универсальной машинерии. Виртуальная ре­альность как бы дарит ему бытие в потенции или все имеющиеся возмож­ности (потенции) бытия. Она говорит о постоянной готовности человека к трансцендированию, т.е. к переходу за свои реальные границы, к вос­хождению от условного к безусловному. Ее многообразие заполнено нео­формившимися образами, она обильно оплодотворена всяческими воз­можностями и в силу их изначального многообразия существует как не­кая неопределенная сфера, ожидающая и обретающая свою проявлен­ность. Ибо каждый индивид способен к трансцендированию, интеллиги­бельному постижению, что на обычном языке означает: не лишен спо­собности мечтать, фантазировать, предвкушать и предчувствовать.


Иногда за качеством виртуальности закрепляется интерпре­мия — «бестелесая предметность». Расшифровывая ее, правомерно при­менить подход, который продемонстрировал отечественный философ Э. Ил&енков к проблеме идеального. С этих позиций можно понять, как ирреальная реальность, богатство в ценных бумагах, власть титулов и должностей, преклонение перед «знаковыми фигурами» и т.д. ведут/к уси­лению господства виртуального начала в обществе. Однако в данном слу­чае речь идет о виртуальности социальных феноменов, тогда как внут­ренняя субъективная виртуальная реальность моделируется в соответ­ствии с потребностями телесного и экзистенциального характера. Вирту­альная реальность как раз и создает возможные поля и срезы проявлений двойственности, а быть может, и множественности внутренней экзис­тенции человека. Насколько сильны механизмы памяти или «присутствия предшествующей истории события» (как определял память А. Бергсон) в виртуальной реальности, вопрос сложный. С одной стороны, именно эти механизмы и могут инициировать весь процесс содержательного модели­рования виртуальной реальности. С другой— ничто не мешает субъекту перестать чувствовать себя связанным памятью или историей событий в прошлом и конструировать ирреальный мир по наитию на данный мо­мент. Построение внутренней картины внешнего мира, где господствует персональная система ценностей, внутренний, дистанциированиый от общества.уклад жизни,— достаточно знакомая всем процедура. Такого рода «повседневная» виртуалистика носит интерсубъективный характер, имея в виду тот факт, что ее моделированием занимается почти каждый в процессе своей жизнедеятельности. Виртуальная реальность, бесспорно, имеет проективную природу, но насколько в ней проецируется предмет­ное внешнее бытие и происходят заимствования из сферы объективного мира, а насколько проекция искажается призмой сознания и, более того, бессознательного, — вопрос открытый.

Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать мнение, что проблема «homo virtualis» (человек виртуальный) станет центральной проблемой XXI в. Сегодня у нашего современника обнаруживают даже «ген виртуальнос­ти», который укоренен в лабиринтах мыслеобразов. Виртуальность в сво­ем техническом и физическом измерении является продуктом постинду­стриальной цивилизации и информационной электронной революции. Ее можно понимать и как необходимый план бытия информационного об­щества. Этот план имеет тоталитарные тенденции. Тотализация виртуаль­ного измерения зависит от очень многих обстоятельств: от средств массо­вой информации, особенностей коммуникации, правовых и идеологичес­ких механизмов, бытия языка, языковых клише и от так называемой мен-тальности народа. Сами характеристики— немец педантичен, америка­нец прагматичен, француз любвиобилен, русский пьян и ленив, а англи­чанин неизбежно чопорен — есть также визитка виртуалистики, выступа­ющей от имени сконструированных мышлением и воображением соби­рательных образов поведенческого мира этноса.

Виртуальная реальность, фиксируя множество несводимых друг к другу, онтологически самостоятельных реальностей, является их моделирую-


щей имитацией. В качестве основных функций виртуальности называются: порожденность, актуальность, автономность, интерактивность1.

Однако еще задолго до оформления виртуалистики в самостоятельное направление в физике утвердилось понятие ВЧ — виртуальная частица. «ВЧ — это такие объекты в квантовой теории поля, наделенные всеми теми же характеристиками, что и реальные «физические частицы», но не удовлетворяющие некоторым существенным условиям. Например, для виртуального фотона масса его не обязательно нулевая, а энергия не является обязательно положительной. Ни одна из них не существует та­ким образом, как обычные частицы. Они не обладают бытием налич­ным, выступают как бы на мгновение из потенциальности, полностью никогда не актуализируясь»2.

Учет этимологии понятия (от лат. virtualis — «возможный; такой, ко­торый может или должен появиться при определенных условиях») делает особый акцент на механизмах процесса порождения. Виртуальная реаль­ность (ВР) существует, пока активна порождающая ее среда. Некоторые ученые связывают с ВР, образованную компьютерными средствами, мо­дель реальности, которая создает эффект присутствия человека в ней, позволяет действовать с воображаемыми объектами. Примечательно, что в качестве основных качеств ВР указывают на полную погруженность че­ловека в мир виртуальной реальности, полное ему подчинение. Получа­ется, что если убрать факт присутствия компьютера, то путешествие че­ловека в фантомах своего сознания может быть уподоблено и уподобля­ется шизофрении, а при участии компьютерной моделирующей системы те же упражнения человека с воображаемой реальностью обретают ста­тус нормального взаимодействия в виртуальном мире. И тогда виртуаль­ная реальность выступает как новейшая технология, а подобные анало­ги, не обеспеченные техническим оснащением, трактуются как пато­логия.

Словенский психоаналитик Славой Жижек уточняет, что статус ВР состоит в том, что она не имитирует реальность, а симулирует ее. Симуля­ция порождает сходство несуществующей реальности — симулирует не­что несуществующее, как шарлатаны симулируют симптомы болезни. Однако эта аналогия правомерна только в части разъяснения термина «симулирует» и акцента на создании чего-то несуществующего. Непра­вильно было бы думать, что смысл виртуальной реальности в повторе­нии мира, напротив, она направлена на егб преодоление или хотя бы дополнение.

Следовательно, встает проблема типологизации виртуальной реально­сти, где в глаза бросаются отличия ВЧ — виртуальных частиц — от психи­ческой виртуальной реальности, социальных феноменов ВР и компью­терной ВР (КВР). И если применительно к ВЧ можно говорить об их мерцающем, недовоплощенном существовании, то компьютерная ВР — это область парадоксального. Она достаточно осязаема, но предметной сущностью, бытием самим по себе не обладает. Как уже было сказано, она существует, пока ее существование поддерживается активностью по­рождающей сферы. По словам А. Севальникова, «парадоксальность тако-


го бытия состоит в том, что «существует» то, чего по сути нет»3. Он также - ^бращает внимание и на другую особенность КВР— ее существенную нёйотенциальность. Она всегда налична в своем бытии. Виртуалистика из­бирает и собственный категориальный аппарат. Статус категориальности задает исходная диалектическая пара: виртуальное — константное. К по­нятийному гнезду данного направления относят следующие понятия:

- виртуал — фрагмент виртуальной реальности;

- потенциал — субъект, порождающий виртуальную реальность;

- агент-представитель — субъект, населяющий виртуальную реаль­ность.

Отмечая многоаспектность виртуалистики, следует особо выделить ее дефиницию, предложенную исследователем данного направления Н.А. Но­совым с точки зрения обобщенного, парадигмального ее понимания. «Подход, основанный на признании полионтичной реальности, получил название «виртуалистика»4. Так понимаемая идея виртуальной реальности позволяет по-новому взглянуть на теоретические проблемы философии науки, связанные как с бытием мира идеальных конструктов и моделей, так и с семантикой языковых структур, процедурой концептуализации, иначе взглянуть на проблему адекватности и корреляции бытия и мыш­ления, усмотреть пересечения virti или virtus с третьим миром К. Поппе-ра и его идеей принципиальной фальсифицируемое™ научно-теоретиче­ских обобщений. Когда virtus полагается как сила, вызывающая явление к жизни, налицо родственность данного понятия с импульсом спонтанной активности, охватываемой термином «пассионарность». Они различны на уровне результирующей стадии — по эффектам своих воздействий — но весьма тесно переплетены в стадии имманентного энергетического за­рождения. Устойчивое развитие человечества сопряжено с необходимо­стью осознавания новых реалий своего космо-психо-информационного бытия, включения их в полотно современной научной картины мира и поиском духовных опор противостояния мировой энтропии.

Другой животрепещущей проблемой современности является техно­логия тонирования. Революционная ситуация в генетике взывает к де­тальной и кропотливой философской рефлексии над ближайшими и отда­ленными последствиями вмешательства в человеческий тип. Благо или зло сулят новейшие достижения в этой области? Эксперимент клонирова-ния— создания искусственным путем первого млекопитающего— овеч­ки Долли (животного, полученного из соматической клетки) — феномен, потрясший воображение всех живущих на Земле. Заметим, что соматичес­кой называется любая клетка взрослого организма, она несет в себе на­бор наследственного вещества. Половые клетки имеют половинный на­бор генов, поэтому при зачатии отцовская и материнская половины со­единяются в единый новый организм. Термин же «клонирование» (от древ-негреч. klon — побег, черенок) всегда имел отношение к процессам веге­тативного размножения, и в этом своем качестве был достаточно хоро­шо знаком. Клонирование растений черенками, почками, клубнями в сельском хозяйстве известно с древних пор. Живые организмы, например амеба, также размножаются, производя генетически идентичные клет-


ки, которые так и называются клонами. Клетки живого организма про­шли специализацию и дифференцировку, поэтому клетка печени, к при­меру, отличается от нервной клетки. У эритроцита— кровяной клетки^-вообще нет ядра и наследственного вещества ДНК. Более того, в одних клетках включены и работают одни гены, в других — другие. В клетках стареющего организма концы хромосом короткие, у молодого они длин­ные. Специализированные клетки организма теряют свою многовариант­ность. Существуют так называемые стволовые клетки, которые находятся на ранней стадии дифференцировки и могут давать начало разными ти­пам клеток. Поэтому для клонирования существенно важно получить не­дифференцированные клетки, которые могли бы размножаться и жить в пробирке и быть в любое удобное время пересажены животному-реципи­енту. В стволовые клетки могут быть пересажены разные гены, изменен­ные в нужной комбинации, и выращены организмы «с заказанным гено­типом».

В общем смысле клонированием может быть назван процесс, предпо­лагающий создание существа, генетически тождественного родительским. Изучение технологии клонирования началось в 60-е гг., однако сенса­ция, связанная с воспроизведением млекопитающего, приходится на 90-е гг. В связи с этим логическим образом вытекает проблема возможности экс­периментов клонирования над человеком. До тех пор, пока речь шла об эффективности клонирования для обеспечения сфер жизнедеятельности человека— в рыбном хозяйстве, сельском хозяйстве, растениеводстве — проблема не обретала такую остроту и не сталкивалась с подобным нака­лом страстей. Когда же речь заоша о клонировании человеческого суще­ства, потребовались усилия многих теоретиков для осмысления послед­ствий такого шага. По мнению известного американского ученого П. Дик­сона, любой способ, который испробован на млекопитающих, может быть применен к людям. В этом случае мы получим копии взрослых лю­дей, копии своих родственников, друзей и вообще попадем в ситуацию реальной множественности, в которой и не отличить, где генетически подлинное человеческое существо, а где артефакт— искусственно со­зданное.

Согласно публикациям5, в 1998 г. американский физик из Чикаго Ри­чард Сид на симпозиуме по репродуктивной медицине громогласно зая­вил о намерении приступить к работам по клонированию человека. Есть и желающие участвовать в этом эксперименте: группа медиков и группа лиц, стремящихся обрести свои копии или быть донорами.

Если говорить о деталях клонирования овечки Долли, то следует от­метить, что начало этому организму дала материнская клетка, содержа­щая двойной набор генов матери. Иными словами, овца не имеет отца, но есть три матери: овца, которая дала свой генетический материал, овца, от которой взяли клетку, и овца-реципиент, которая вынашивала знаме­нитого ягненка. Исследователи подчеркивают, что можно получить гене­тически идентичную копию только с материнского организма, потому что ядра пересаживаются в яйцеклетку. В цитоплазме яйцеклетки есть не­большая часть генетического материала, митохондриальная ДНК, кото-


рая передается зародышу только от матери и обусловливает материнскую наследственность. В сперматозоиде такой ДНК нет. Поэтому любой чело­век, как и животное, получает больше информации от матери, нежели от отца.

Путь к клонированию пролегал через определенные вехи:

• 1883 г. — открытие яйцеклетки.

• 1943 г. — оплодотворение яйцеклетки в пробирке. Десятилетие спу­стя перенос яйцеклетки.

• В 1973 г. — профессор Л. Шетлз из Колумбийского университета в Нью-Йорке заявил, что готов произвести на свет «бэби из пробир­ки», однако последовало категорическое вето из Ватикана.

• 1977 г. — сообщение о клонировании лягушек.

• 1978 г. — рождение ребенка из пробирки в Англии — Луизы Браун.

• 1981 г. — получены три клонированных эмбриона (зародыша чело­века), развитие которых было приостановлено.

• 1985 г. — рождение девочки у первой суррогатной матери.

• 1987 г. — клонирование 32 человеческих зародыша, после чего они были уничтожены.

• 1996 г. — рождение пяти ягнят без участия барана.

• 1997 г. — рождение овечки Долли. В конце июня 1997 г. президент США Клинтон направил в Конгресс законопроект, запрещающий создавать человеческое существо путем клонирования и ядерного переноса соматической клетки.

• 1998 г. — заявление российских академиков Л. Эрнста и И. Кузне­цова, которые на пресс-конференции в Российской Госдуме под­твердили технологическую возможность клонирования человека6. Подобного мнения придерживается и член-корреспондент РАН А. Монин, полагая, что научные исследования всегда шли и будут идти, любые запретительные попытки в отношении клонирова­ния имеют ограниченный характер7.

Целесообразен ли запрет клонирования в народном хозяйстве: в расте­ниеводстве, животноводстве, рыбном хозяйстве? Ведь получение копий ценных животных и растений, огромное количество экземпляров живот­ных-рекордсменов, которые будут точной копией родительского ррга-низма или необыкновенно ценными растительными лекарственными препаратами, — не зло, а благо. Целые стада элитных коров, лошадей, пушных зверей, сохранение исчезающих видов животных — все это гово­рит о еще одной революции в сельском хозяйстве. Причем здесь просмат­риваются самозамыкающиеся технологии, ибо кормлением может слу­жить такое вещество, как калус, представляющее собой скопление деля­щихся клеток, из которых любая может дать жизнь новому организму-растению. Производство инсулина, синтез животных и растительных бел­ков также даст экономический эффект. Иногда исследователи усматрива­ют возможность посредством клонирования восстанавливать вымершие виды, так как в ископаемых костных останках можно обнаружить сохра­ненную ДНК.


Ответ на поставленную проблему упирается в необходимость четкого осознания многоаспектное™ феномена клонирования. Есть медицинский, этический, философский, религиозный, экономический и прочие ее ас­пекты. Клонирование, как очень сложная экспериментальная техноло­гия, в принципе может приводить не только к воспроизводству эталонов (когда цель согласуется с результатом), но и к воспроизводству уродцев. С методологической точки зрения речь идет о повсеместно проявляющем­ся процессе рассогласования первоначально поставленных целей и полу­ченных результатов. В условиях клонирования на человеке это аморально и преступно. Кроме того, неизвестно, как поведет себя клонированный организм в социальном контексте, а в случае с животным— в стадном контексте. Ведь всем известен факт сложной стадной жизни высших жи­вотных, их ролевого разделения и амплитуды поведенческого агагуа. Из­начальная жесткая генетическая запрограммированность может во мно­гом ограничить данный организм в его универсальности. Он может ока­заться странным уродцем.

Все религиозные институты настаивают на том, что рождение челове­ка должно происходить естественным образом, иначе у родившегося не будет души.

В формировании человека нужно стремиться к раскрытию образа и подобия Бога в нем, а не к созданию кощунственной пародии на его личность. Клонирование, на их взгляд — это вызов всемирной религиоз­ной морали, измена ее принципам. И хотя в клонировании можно усмот­реть возможность избежать грехопадения и отдаленный аналог непороч­ного зачатия, для православного человека, отмечает И. Силуянова, кло-нирование — это серьезное искушение выйти на уровень «массовой свя­тости» путем клонирования. И «волки сыты» (соблюдены нормы аскети-ки — нет полового акта — нет лазеек для передачи первородного греха) и «овцы целы» (соделаны стада невинных и чистых «святых»). Клонирова­ние — это еще и возможность прельщения для монашенствующих как способ продлить свой род, сохраняя плотское воздержание8.

Интересно, что в памятниках мировой интеллектуальной мысли с лег­костью обнаруживаются следы обсуждения данной проблемы, задолго до ее постановки на волне научно-технического прогресса. Так, тексты каб­балы запрещают саму возможность помыслить о создании человека по заданным параметрам, ибо за этим стоит космическое всевластие во мно­гом нравственно несовершенного существа. Такой сверхчеловек устраня­ет саму идею Бога. Доктор Фауст Гете пытается создать искусственного человека — гомункулуса и при этом присутствует сила зла — Мефисто­фель. Проблема сверхчеловека, поставленная Ницше, напрямую связана с выводом: «Бог умер!» Хаксли в романе «О дивный новый мир» описыва­ет генетические манипуляции с эмбрионами. И наконец, идеологический заказ на советскую евгенику, предполагающую вмешательство в природу человека, использование достижений генетики в целях государственной политики, формулирование идеи искусственного отбора в условиях ос­лабленного естественного, свидетельствует о вероломстве псевдонауки.


Евгенический эксперимент включает в себя психологическое тестирова­ние, медицинское обследование, сбор сведений об успеваемости и т.п., а также искусственное осеменение на основе отобранной спермы. Цель по­добных мероприятий— повышение «умственных способностей населе­ния»9.

Медицинский аспект клонирования, предполагающий производство подверженных деформации органов и тканей, столь необходимых в хи­рургии и травматологии, влечет за собой проблему организации произ­водства такого рода материала, поскольку донорами в любом случае дол­жны стать живые люди. А это, в свою очередь, может привести к социаль­но негативным последствиям и криминальному бизнесу.

Клонирование человека как технология во многом уязвимо и в том отношении, что гении зачастую страдают серьезными патологиями. По­дагра, шизофрения, циклотемия, эпилепсия и ряд разнообразных нервно-психических расстройств— лишь незначительный набор характеристик гениальных личностей10. Гениальный Циолковский, например, после пе­ренесенной им в детстве болезни стал глухим лунатиком в возрасте от 6 до 14 лет и оставался фантазером все последующие годы. Гениальность связана с социальным признанием, с возможностью превзойти заданную социумом планку обычного развития способностей, и гений прошлого века может стать рядовым существом в следующем.

Идея клонирования гениев может обернуться угрозой здоровью гено­типа совокупного родового человека. Когда возникнет индустрия культи­вирования «лучшести», реальна опасность кары так называемой «плохой плоти». Реализация же гения весьма проблематична, так как она необык­новенно зависима от условий внешней среды. Почему, собственно, нуж­но клонировать гениев, а не создавать оптимальные условия для развития естественным образом возникших способных, талантливых и гениальных молодых людей? К тому же сама чистота эксперимента клонирования в условиях резко обострившихся глобальных проблем современности (ра­диация, острая экологическая проблема, многообразные вредоносные внешние факторы, воздействующие на организм, угроза уничтожения самого человечества) под большим сомнением. Такого рода эксперимен­тирование, пусть даже под грифом «секретно», может привести к незап­ланированным мутациям, исход которых будет непредсказуем. Поэтому весьма маловероятно, чтобы клонирование давало точные копии ото­бранных образцов. Поскольку появление знаменитой овечки Долли пос­ледовало после 277 неудачных попыток, то опасения обретают еще и чи­сто технический характер. Заместитель директора Института общей гене­тики РАН Е. Платонов утверждает: «Подсчитано, что удачное клониро­вание первого ребенка потребует не менее ] 000 попыток. Появится боль­шое количество мертворожденных или уродливых детей»11.

Клонирование в целях помощи бездетным семьям также проблема­тично, ибо даже в случае положительного исхода и абстрагирования от всех социально-негативных факторов клонирование предполагает воспро­изводство не нового организма, а однояйцевого близнеца отца или мате­ри, иными словами, не ребенка, а родственника: сестру или брата. Чело-398


век-«клон» — генетический брат-близнец человека. Более того, клониро-вание в аспекте решения проблемы деторождения является поддержкой инвертированных лиц (гомосексуализм мужской или женский). Техноло­гии искусственного размножения отменяют самый веский аргумент про­тив гомосексуальных отношений — однополые семьи как угроза недовос-производства человечества. Подобные технологии откроют шлюзы раз-. личным вариациям извращенных форм семейно-брачных отношений, укрепят основание неполных семей и поставят под сомнение всю систему кровно-родственных отношений, красоту и полноту материнской и ро­дительской любви. Видимо, перспективы новых законов общежития и вос­производства людей не могут быть связаны с технологией клонирования. В Библии сказано: «Ибо ты соткал меня во чреве матери моей... я созидаем был в тайне, образуем во глубине утробы... Зародыш мой видели очи Твои» (Пс. 138, 13, 15, 16).

ЛИТЕРА ТУРА

1 См.: Носов Н.А. Полионтичные парадигмы // XXI век: будущее России в философском шмерении. Т. 1. Онтология, гносеология и методология на­уки, логика: Ч. 2. Екатеринбург, 1999. С. 282.

2 Севальников А.Ю. Виртуальная реальность и проблема ее описания // Смир­новские чтения. М.. 1999. С. 226.

3 Там же. С. 227.

4 Носов Н.А. Виртуальная парадигма // Виртуальные реальности. М., 1998.

С.91. * См.: Декларация в защиту клонирования н неприкосновенности научных

исследований // Человек. 1998. № 3; Докннз Р. Мыслить ясно о клонированин

// Там же; Лаланьянц Н. Хронология клоннровання // Знание — Сила. 1998.

№ 5; Победов В. Клонпрование: «за» и «против». И еще немножко о Сиде //

Там же.

6 См.: Силуянова И. Искушение «клонированием», пли человек как подобие человека. Московское подворье Свято-Троицкой Сергневон Лавры, 1998. С. 12.

7 См.: Монин А. Душа генетически не обусловлена // НГ-наука. 1997. № 1.

8 См.: Силуянова Я..Указ. соч. С. 32.

9 См.: Мотков С.Е. Советская евгеника. М:,1991. № 1.

10 См.: ЭфромсонВ.П. Загадки гениальности. М., 1998.

11 Клоны наступают! Спасайся, кто может? // Комсомольская правда. 1998. 2янв.С. 7.


Заключение





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 294 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2305 - | 2154 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.