Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 36. Формирование отечественной научной школы




Первоначальный образ философии науки. — Первые учителя. — Роль книжной мудрости.— Н.И.Лобачевский и обоснование неевклидовой геометрии. — Психофизика и физиология. — Выдающиеся имена оте­чественной философии науки. — Идея опережающего отражения. — Теория неосозначаемой психической установки. —Деформации инсти­тута науки. — Тезис о классовой борьбе в науке. — «Критический пе­ресмотр основ генетики» и противодействие «вражеским проискам и элементам».

Отечественной философии науки еще предстоит заявить о себе во все­услышание, предъявив свои основные достижения, главных героев и дей­ствующих лиц. Существует представление, что отечественная философия науки не может рассматриваться как целостное систематическое образо­вание, поскольку исконной ориентацией российской интеллектуальной мысли была экзистенциальная и религиозная ветвь философии. С ригорис­тичностью этого мнения вряд ли можно согласиться. Контекст религиоз­ной традиции безусловно присутствовал и, быть может, доминировал, но он не покрывал без остатка всех устремлений отечественной фило­софской мысли. Не только вера и экзальтация верования, но стремление к постижению законов мироздания и достижению истины, нацеленность на познание «естества», попытки естественнонаучного описания, объяс­нения и предсказания входили органичной компонентой в структуру оте­чественного мировосприятия. Они оформлялись в своеобразный научно-философский дискурс. Поэтому отечественная философия науки не мо­жет быть сведена к рецепции западного позитивизма, но имеет собствен­ную специфику и уникальную историю становления.

Задаваясь вопросом, что представляет собой первоначальный образ философии науки, необходимо проникнуть в глубины вызревания рус­ской интеллектуальной мысли. В связи с этим следует обратить внимание на поразительный исторический факт: уже в рамках византийского аске­тизма (приблизительно XVI в.) возникают первоначальные представле-


ния о существовании совокупности «внешних наук», трактуемых (не вполне лестно) как мирская мудрость, «чуждая благочестия». К так называемым внешним наукам относятся: астрономия, математика, учение о земле и спрятанных в ней металлах и самоцветах, истины о море, движении и скорости и пр. Научное знание хотя и признается важным занятием, но квалифицируется как «шаткая мудрость». Постоянным рефреном прово­дится мысль, что истинного блаженства такое знание человеку обеспе­чить не может.

Православная схоластика имеет то существенное и непреходящее зна­чение, что связывает отечественную мысль с мировой ученостью. Более того, она обращает особое внимание на то, что кроме этики существует еще и экономика, политика, земледелие, корабле плавание, логика и ис­тория. И если, как отмечают исследователи, для грекофильской ориента­ции была свойственна оппозиция «внутреннего и внешнего знания», то схоластическая традиция вела к более тонким различиям: свободных и несвободных искусств, спекулятивного и практического знания1. Следо­вательно, можно говорить об осознании практической значимости науки уже в допетровские времена.

Традиционно считается, что возникновение прослойки, обращенной к книжной мудрости и интеллектуальному труду, может быть обязано своим происхождением реформам Петра Великого, «прорубив­шего окно в Европу». Благодаря этому российский менталитет подвергся болезненным инъекциям стандартов и приоритетов западноевропейской культуры. Отсюда возможен вывод о влиянии западной образованности на отечественные интеллектуальные ориентации и о весьма сильном давле­нии «новой культурной петровской традиции, которая замыкается для начала в тесный круг» и не получает широкого распространения. Русский философ Г.П. Федотов уверен, что «Петр оставил после себя три линии преемников: проходимцев, выплеснутых революцией и на целые десяти­летия заполнивших авансцену русской жизни, государственных людей — строителей империи, и просветителей — западников, от Ломоносова до Пушкина, поклонявшихся ему как полубогу. XVIII век раскрывает нам загадку происхождения интеллигенции в России. Это импорт западной куль­туры в страну, лишенную культуры мысли, но изголодавшуюся по ней. Беспочвенность рождается из пересечения несовместимых культурных миров. Идейность — из повелительной необходимости просвещения, ас­симиляции готовых, чужим трудом созданных благ — ради спасения, со­хранения жизни своей страны»2.

Идея первоначальной ассимиляции научных и культурных влияний Запада весьма популярна в контексте размышлений над спецификой оте­чественной научной мысли. Так, по мнению академика Н. Моисеева, «до начала XVIII века общий уровень образования, а тем более научной мысли в России был несопоставим с тем, что происходило в Западной Европе. И я не рискнул бы говорить, — подчеркивает ученый, — о существовании в России естественнонаучных направлений, в какой-то мере аналогичных западным». Благодаря энергичным действиям Петра в Россию приглаша­лись иностранные ученые, и русскую науку представляли немцы, швей-


царцы. Они оказались и первыми учителями русских национальных кад­ров, поэтому «начальный слой по-настоящему русских ученых состоял преимущественно из добросовестных учеников своих немецких учителей»3. Когда в тридцатые годы появились ученики русских учителей, стала фор­мироваться собственно русская национальная научная школа, которая приобрела ряд особенностей, свойственных отечественной культурной традиции. Открывались университеты не только в Москве, но и в Казани, Киеве, Варшаве, Юрьеве (Тарту).

Подтверждения подобной логики преемственности можно обнаружить в анализе воззрений русского мыслителя Г.П. Федотова, который с осо­бым полемическим задором вопрошал: «Знаете ли вы, кто первые интел­лигенты? При царе Борисе было отправлено за границу — в Германию, во Францию, в Англию — 18 молодых людей. Ни один из них не вернул­ся. <...> Непривлекательны первые «интеллигенты», первые идейные от­щепенцы русской земли. Что характеризует их всех, так это поверхност­ность и нестойкость, подчас моральная дряблость»4.

Русский историк В. О. Ключевский связывал появление феномена пер­вых отечественных интеллектуалов с возникновением книжной мудрости. «Когда среди нас стало водворяться искусство чтения и письма, — отме­чал он, — с ним вместе появились и книги, и вместе с книгами пришла к нам книжная мудрость. <...> Как взглянул русский разумный и понимаю­щий человек на просвещенный мир сквозь привозные книги, так и впал в крайнее уныние от собственного недостоинства, от умственного и пра­вового убожества. <...> Тогда русский ум припал жадно к книгам, к этим «рекам, наполняющим Вселенную, этим исходищам мудрости». С тех пор разумным и понимающим человеком стал у нас считаться человек «книж­ный», т.е. обладающий научно-литературным образованием, и самою глу­бокою чертою в характере этого книжника стало смиренномудрие лич­ное и национальное. Так народился первый достоверно известный по пись­менным памятникам тип русского интеллигента: это был нищий духом, побиравшийся под окнами европейских храмов мудрости плодами чужого ума, крупицами с духовной трапезы, на которой ему не было места...»5.

Тем самым без книжной мудрости никакая национальная образован­ная прослойка сформироваться не могла. Поскольку же книжная муд­рость — явление универсальное, то, приобщаясь к ней, данный слой людей выходил за рамки ограниченного мирка мироощущения и начи­нал размышлять в категориях универсальных, а значит — от имени всего просвещенного человечества. Таким образом, книжность, образованность, ум с самого начала осознавались атрибутами любой научной деятельно­сти. Она же, в свою очередь, начиналась с образовательной работы и в истоке своем исключала тех, которые «не все умели грамоте».

Проблема «книжной учености» состояла еще и в том, что за исходное должны браться не все подряд книги, потому что человек в подобном случае может получить поверхностные или второстепенные сведения, малопитательную пищу для ума либо просто остаться не информирован­ным в отношении важнейших вопросов. Проблема заключается в каче­стве книжной продукции, которая положена в основание развития ин-


теллекта. Все прочитать невозможно, вторичную продукцию изучать бес­полезно, остается отобрать критерии для выделения того подмножества ученых книг, которые и обеспечат преемственное развитие научной мысли.

Вместе с тем «книжная мудрость» не является самодостаточным и исчерпывающим критерием ума и проницательности. «Не тот мудр, кто грамоте умеет, а тот, кто много добра творит», — гласит известное изре­чение. Исходя из этого, достраивание шкалы критериев должно прохо­дить по линии нравственных ориентации и предпочтений. «Сметливый ум русского книжника», в интерпретации В.О. Ключевского, предусматри­вает необходимость нравственного и умственного «домостроительства», а следовательно, предполагает умственную дисциплину, смирение и ис­ключает гордыню и самодовольство.

Именно конец XVIII в. в России рассматривают как рубеж для форми­рования двух потоков «третьего сословия» — интеллигенции и чиновни­чества. Причем первый выращивался правительством из разночинцев, которые образовали необходимый стране рынок людей интеллектуаль­ных профессий. Именно меры в области народного просвещения, учреж­дение многих учебных заведений благоприятно отразились на развитии отечественной науки.

К специфике сугубо русской традиции, по мнению Н. Моисеева, сле­дует отнести стремление к построению широких обобщающих конструкций, системность мышления. «Если наши первые немецкие учителя XVIII века приучали своих русских учеников прежде всего к тщательности конкрет­ных исследований и дали им для этого необходимую культуру и навыки, то уже первые самостоятельные русские исследования вышли из-под опе­ки традиционной немецкой школы. Они оказались связанными с попыт­ками построения синтетических теорий»6.

Впоследствии этот процесс интенсифицировался, породив своеобраз­ный культ науки. На фоне углубляющейся дифференциации знания воз­никла новая оппозиция: естественное — искусственное. Начало XIX в. со­провождается осмыслением оснований научного знания отечественны­ми натурфилософами, а вторая половина века вовлекает в эту работу уни­верситетских логиков и философов. Почерк современного отечественного естествознания начинает определяться в трудах Н.И.Лобачевского, Д.И. Менделеева, И.М. Сеченова, значительно повлиявших на судьбу ми­ровой науки.

Николай Иванович Лобачевский (1792-1856), профессор Казанского университета, открыл миру дотоле неизвестную истину, что помимо Ев­клидовой геометрии может существовать другая, отвечающая всем кри­териям научности. Этим он произвел революцию не, только в данной сфе­ре, но и в самом стиле мышления естествоиспытателей. Возникал гло­бальный вопрос: если Евклидова геометрия не единственна, то какова же реальная геометрия нашего мира? Проблемы геометрических построе­ний стали проблемами физики. Когда же была опровергнута субстанцио­нальная концепция пространства и времени, провозглашавшая простран­ство и время самостоятельными, ни от чего не зависимыми субстанция-


ми, и утвердилась реляционная, прослеживающая зависимость свойств пространства и времени от распределения масс и характера их движения, стало очевидно, что единой геометрии быть не может. Ибо геометричес­кие свойства зависят от распределения гравитационных масс. Вблизи тя­желых объектов геометрические свойства пространства начинают откло­няться от евклидовых, темп времени замедляется, что было убедительно показано в теории относительности А. Эйнштейна.

Примечательно, однако, что сам Лобачевский, высказывался в пользу того, что «первыми данными будут всегда те понятия, которые мы при­обретаем в природе посредством чувств, ум должен приводить их к само­му меньшему числу, чтобы они служили «твердым основанием в науке»7. Это удивительно именно потому, что наши органы чувств приспособле­ны как раз к восприятию мира в условиях геометрии Евклида.

Психофизика и физиология также принадлежали к сферам научного познания, которые были достаточно активно востребуемы в отечествен­ной философии науки. Выдающийся русский физиолог Иван Михайлович Сеченов (1829—1905) пестовал идеи рефлексологии. Основополагающий тезис его научной доктрины состоял в утверждении, что все акты созна­тельной и бессознательной жизни по способу происхождения суть реф­лексы8. В рефлексе выделялись два признака: быть орудием различения ус­ловий действия и быть регулятором последнего. Само чувствование трак­товалось как сигнал, на основе которого возможна саморегуляция реф­лекторной сферы, обратная связь кольцевого управления движением.

Сеченов пытался вскрыть психофизиологический механизм логичес­кого мышления. Согласно его представлениям, исходные логические опе­рации заложены в чувственной деятельности организма и потому ника­кой априоризм в их объяснении не состоятелен. В пику вульгарно-матери­алистическому подходу Сеченов отстаивает своеобразие и уникальность нервно-психологических регуляций по сравнению с чисто физиологичес­кими. К числу выдающихся открытий, пополнивших сокровищницу ми­ровой науки, относится открытие так называемого центрального тормо­жения, указывающего на факт тормозящего влияния высших нервных центров на мышечную систему.

Владимир Михайлович Бехтерев (1857—1927) помимо деятельности по специальности— невропатология, психиатрия и психология— выступал по проблемам философской онтологии и теории познания. Он пытался связать психические явления с реакцией на физические и социальные раз­дражители. В 1918 г. по его инициативе был создан Институт мозга, кото­рый впоследствии долгие годы возглавляла его внучка Наталья Бехтерева. Сам Бехтерев предлагал взглянуть на психические процессы и явления с точки зрения их энергетического содержания. По его мнению, именно единый энергетический поток позволяет слиться воедино психическому и физическому. Поэтому широко известному психофизиологическому па­раллелизму он противопоставляет позицию энергетического монизма. Обращая энергетический монизм на сферу социальных явлений, он фор­мулирует концепцию рефлексологического мировоззрения. «Наблюдения и опыт приводят нас к выводу, что основные законы соотносительной


деятельности собирательной личности те же, что и для всей вообще жи­вой и неживой природы. Здесь путем анализа раскрываются те же косми­ческие законы, как закон сохранения энергии, тяготения, отталкива­ния, противодействия равного действию, подобия, ритма, энтропии, эво­люции, дифференцировки, обобщения или синтеза, приспособляемос­ти, отбора, инерции и т.п.»'.

Рефлексологическое мировоззрение, по мнению ученого, обосновы­вается тем простым фактом, что в социальной жизни, в деятельности общественных движений и больших коллективов мы встречаемся с теми же рефлексами, с таким же их развитием и течением, какие находим в жизнедеятельности отдельного индивида. Коллективы людей следует рас­сматривать как «собирательные личности», а основу общественной жиз­ни искать в коллективных рефлексах, т.е. в реакциях коллективов людей — «собирательных личностей» — на различные стимулы внешней среды.

Энергетический монизм в своем последовательном проведении за­ставлял обращать внимание на космические энергетические процессы, а именно на влияние космических факторов на исторические события. В свя­зи с этим В.М. Бехтерев не чурался идеи составления политического го­роскопа, а также пытался связать революционные события и волнения со временем, характеризующимся наличием максимального количества пятен на Солнце.

Нобелевский лауреат, русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849—1936)— родоначальник объективного экспериментального изуче­ния высшей нервной деятельности. В развитие учения о рефлексах Сече­нова он выразил свой подход в трех главных положениях: детерминизм, связь динамики с конструкцией, единство анализа и синтеза.

Вывод о сигнальной функции психического был основополагающим для развития учения о высшей нервной деятельности. «Существо принци­па сигнализации состоит в том, что он определяет такие формы приспо­собления организма, когда последний в своих ответных действиях пред­восхищает течение будущих событий»10. Огромное значение для филосо­фии науки имеет и концепция возникновения второй сигнальной систе­мы, понимаемой в качестве физиологической основы абстрактного мыш­ления. «Если наши ощущения и представления, относящиеся к окружаю­щему миру, есть для нас первые сигналы действительности, конкретные сигналы, т.е. специально, прежде всего кинестезические раздражения, идущие в кору от речевых органов, есть вторые сигналы, сигналы сигна­лов»11. Следует особо подчеркнуть, что исследования в области киберне­тических систем, моделирующих конкретные аспекты деятельности го­ловного мозга, опирались на результаты естественнонаучных разработок Павлова.

Извечная философская проблема об отличии живого от неживо­го на уровне естественнонаучного анализа упиралась в универсальное оп­ределение жизни, возникшее еще во второй половине XIX в.: «Жизнь — это способ существования белковых тел». Наиболее важными компонен­тами живого считаются белки, аминокислоты, нуклеиновые кислоты. От­личительной способностью живого является воспроизведение, рост и


обмен веществ. Способность к самовоспроизведению обеспечивается та­ким типом химических реакций, который не встречается в неживой при­роде и называется матричным синтезом. В.А. Энгельгардт указывает на еще одну существенную характеристику живых систем, а именно способ­ность «создавать порядок из хаоса», т.е. антиэнтропийный характер жиз­ненных процессов. Живые организмы способны творить упорядоченность из хаотического теплового движения молекул. Существенным при этом становится принцип интегратизма.

Информационно-отражательные процессы в живой природе, обеспе­чивающие основание всех типов адаптации, есть одно из приоритетных направлений исследований отечественной философии науки. Они изуча­ются универсально и просматриваются в виде реакций раздражи­мости простейших одноклеточных и растений, возбудимости нервных тканей, а также в виде психического отражения на уровне жи­вотных, осуществляющего регуляцию их поведения. Биологическое отра­жение — свойство, без которого невозможна адаптация — приспособле­ние ж(1вых организмов к условиям их существования, предполагает нали­чие двух процессов. Во-первых, в отражении воспроизводится такая струк­тура отражаемого, которая несет в себе специфику и информацию обо всех (более низших) формах отражения. Например, под воздействием тепла любое тело, и организм в том числе, нагревается. Во-вторых, особенно­сти отражаемого корреспондируются специфическими процессами отра­жения, присущими только живым системам. Применительно к приведен­ному процессу можно заметить, что происходит не просто нагревание организма, но и его обезвоживание. Растение испаряет влагу, человек по­теет, изменяют нормальное функционирование все его внутренние сис­темы. Согласно Павлову, структуру любого отражения представляют два основных компонента: внешний, проявляющийся в форме реакций меж­ду предметами, и внутренний, который существует в форме внутренних состояний, следов, возникающих в результате взаимодействий.

К психической форме отражения наряду с ощущением относятся ин­стинкты, условные рефлексы, восприятие, эмоции, так называемое «руч­ное» мышление. Инстинкт выступает как сложное наследственное пове­дение, одинаковое у всех представителей данного вида. Однако инстинкт целесообразен в крайне узких пределах. Пчелы умело изготавливают соты, совершенные по форме и прочности. Но если срезать дно ячейки, пчела не обратит на это внимание и будет по-прежнему заливать ячейку медом. Отличительной характеристикой отражения на уровне живого организма является то, что изменения, протекающие в живых системах в виде акту­альных отражений, сохраняются и накапливаются в опыте индивидов и свойствах видов.

Идея опережающего отражения принадлежит отечественному исследо­вателю Петру Кузьмину Анохину (1898-1974), ученику В.М.Бехтерева и И.П. Павлова. Он обратил внимание на тот простой факт, что основные формы движения материи в пространственно-временных рамках суще­ствовали в неорганической природе задолго до появления живых организ­мов. Живая материя как бы «вписалась» в уже готовую пространственно-


временную структуру мира и не могла не отразить на себе ее свойства. Возникла необходимость приспособления к существующим условиям, в процессе которого огромное значение имели внешние временные пара­метры, а точнее, последовательности. Анохин разделил их на две группы.

1. Существенные, регулярные и устойчивые ряды последовательно­стей, которые повторяются, возобновляются, характеризуясь рит­мичностью и цикличностью (день — ночь; весна — лето — осень — зима).

2. Ряд последовательностей несущественных и случайных, которые не повторяются впоследствии на протяжении жизни данного орга­низма (например, ураган, землетрясение). При существовании толь­ко последних жизнь не могла бы развиваться, живой организм не мог бы иметь устойчивой и прочной структуры, ибо она есть ре­зультат отражения ритмически и периодически повторяющихся воздействий внешнего мира на организм. Взаимодействия, подчи­ненные природным ритмам, действуют на организм миллионы лет. Они фиксируются в самом устройстве организмов, благодаря чему он оказывается способным к опережающему отражению. Примером опережающего отражения может служить следующий. Осень: опадает листва, физиологические процессы замедляются, деревья обез­воживаются, готовясь встретить зиму, однако холода еще не наступили. Следовательно, изменение организма (субъекта) произошло раньше, чем на него подействовали внешние обстоятельства (объект). Опережающее отражение — это реакция живого организма, подготовленная сериями пре­жних повторяющихся воздействий со стороны неорганического мира, окружающей среды. Это основная форма приспособления живой материи к пространственно-временной структуре неорганического мира, в кото­рой последовательность и повторяемость оказываются важнейшими па­раметрами.

Сущность феномена опережающего отражения можно объяснить та­ким образом. На живое тело (клетку, организм) в течение длительного времени действует цепь последовательных ритмически повторяющихся процессов А, Б, В,... К. В силу этого систематического повторения в про­топлазме живого происходит формирование соответствующего ряда хи­мических реакций а, б, в,... к. При появлении только первого компонента внешней последовательности событий «А» в действие приводится вся внут­ренняя цепь биохимических реакций вплоть до «к». Их быстрота обеспечи­вает опережение проявлений последовательности внешних влияний в по­ведении организма. Влияние среды приобретает сигнальное значение. Про­цесс разворачивания реакции в протоплазме опережает ход событий во внешнем мире. С точки зрения наблюдателя оказывается, что организм отражает то, чего еще нет. Можно сказать, что опережающее отражение возможно вследствие разновременности физического (внешнего) и био­логического (внутреннего) времени12. Опережающее отражение делает живые системы надежными и устойчивыми в мире, полном изменений. У человека способность к опережающему отражению перерастает в форму научного предвидения и прогностики.


В отечественной науке после острого увлечения проблематикой бес­сознательного в ее психоаналитическом варианте в 20-егг.'Интерес к ней угас вплоть до 50-х гг. Благодаря деятельности Дмитрия Николаевича Уз­надзе (1886-1950)— грузинского психолога и философа, одного из орга­низаторов Тбилисского университета — в качестве альтернативной моде­ли фрейдовского «бессознательного» была создана «теория неосознавае­мой психической установки»13. Согласно последней действия, реакции, по­ступки и мысли человека всегда зависят от особого психического состоя­ния — готовности к данному процессу. Кардинальной формой бессозна­тельного оказывается установка, связанная с направленностью личнос­ти на активность в каком-либо виде деятельности,' общей предрасполо­женностью к деятельности. Установка возникает при встрече двух факто­ров: потребности и ситуации удовлетворения этой потребности. Она опре­деляет направление проявлений психики и характер поведения субъекта. Установка обладает сложной структурой, содержит эмоциональные, смыс­ловые и поведенческие аспекты предрасположенности к восприятию или действию в отношении социальных объектов и ситуаций.

Д. Узнадзе экспериментально и теоретически доказал, что установка как неосознаваемая психическая деятельность является составляющим элементом любого акта человеческого поведения. Особенно велика ее роль в творческих процессах, в области межличностного общения, в сфере избирательной целесообразной активности.

В контексте отечественной философии науки невозможно обойти пе­риод деформации института науки в связи с тоталитарным режимом и си­стемой репрессивно-террористического контроля, установленного над всеми сферами общества. Угроза нависала над судьбой не только отдель­ных ученых, но и целых научных направлений. Собственно научные цели и задачи искажались под давлением вненаучных, идеологе-политических принципов и ориентировок. Широко известный в марксизме тезис о клас­совой борьбе в науке обернулся многообразными акциями разоблачения вредительства. Парадоксом было то, что не только прожектеры, парток­раты и лжеученые, но и настоящие ученые пользовались термином и принципом классовой борьбы, искренне стремясь быть полезными тота­литарному государству. Так, видные биологи Н.И. Вавилов и А.С. Сереб-ровский в 1932 г. призывали к реконструкции науки на основании внедре­ния в нее принципа классовости и партийности. Тип старого, кабинетно­го, ученого был назван чучелом и пугалом и подвергался всяческой кри­тике'4.

Лозунги типа: «Догнать и перегнать природу!», «Борьба с природой!», «За революцию в природе!» — выдавали чудовищно агрессивный настрой лженауки. В контексте новой науки — евгеники — планировалась и борьба за перестройку собственно человеческой природы. Проектами быстрого преобразования человеческого рода были одержимы А.С. Серебровский, всемирно известный ученый-врач С.Н. Давиденков.

Большой урон понесла археологическая наука: прекратили свое суще­ствование Русское и Московское археологические общества, были арес­тованы десятки выдающихся археологов, некоторые из них расстреляны.


Широкую практику имели массовые репрессии среди музейных работни­ков, места которых отдавались воинствующим невеждам. Уничтожение культурных ценностей, икон, библиотек, повсеместное разрушение цер­квей, соборов и архитектурных памятников было атрибутом тоталитар­ной системы, стремящейся к реализации механизма безусловного и бес­прекословного подчинения. Квазинаука культивировалась активной без­дарностью и непрофессиональностыр. Вместе с тем ей удалось поглотить, сделать своей питательной массой действительно видных и выдающихся ученых. Такая ситуация объяснялась наличием механизма силового при­нуждения, где на карту была поставлена жизнь ученого и его родных.

В качестве критерия истины выступали идеи и замечания «корифея всех наук» и «отца всех народов» — товарища Сталина. Примечательно, что когда научные конференции, прошедшие в 1947-1948 гг. в стенах МГУ, подвергли сокрушительной критике взгляды Т.Д. Лысенко, его поддер­жал сам Сталин, и вся мощь научной критики стала недействительной. Бесконечный страх, переходящий в ужас перед государственной репрес­сивной машиной,1 делал науку угоднической лженаукой. «Отец всех наро­дов» волюнтаристски определял правильность или ошибочность направ­лений многообразных научных исследований. Выдержки из письма Т.Д. Лы­сенко весьма убедительно иллюстрируют механизм развития лженауки: «Дорогой Иосиф Виссарионович! Спасибо Вам за науку и за заботу, пре­поданную мне во время Вашего разговора со мной в конце прошлого года по ветвистой пшенице. Этот разговор я все больше и больше осознаю. Вы мне буквально открыли глаза на многие явлеййя в селекционно-се­меноводческой работе с зерновыми хлебами»15.

Когда же перед Институтом генетики от имени того же «корифея» была поставлена задача «критического пересмотра основ генетики», весь Институт мучительно переживал этот период. Директор Института Н.И.­Вавилов отказался от подобной программы, заявив, что при таком кри­тическом пересмотре нужно сжечь всю мировую литературу на большом участке биологии, наиболее тесно связанном с практикой. В 1940 г. он был арестован и на пост директора назначен Т.Д. Лысенко, который употре­бил все силы для выполнения поставленной задачи.

Кроме жесткого механизма насилия советская тоталитарная система использовала еще один специфический механизм — соревновательность и так называемую необходимость противодействия «вражеским проискам и элементам». Ситуация, сложившаяся в отечественной философии науки, отличалась ярым идеологическим неприятием открытий квантовой физи­ки и всех следующих из нее мировоззренческих переориентации, откро­венным шельмованием ее сторонников. Причем работы по созданию атом­ной бомбы, основанные на превращении вещества и энергии, которые вытекали из новых теорий, всячески стимулировались. И в то же время готовилась крупномасштабная кампания по обличению новой физики как псевдонауки. То, что она не вылилась в массовые репрессии, в кулуарах объяснялось так: «Физики отбились от своей лЫсенковщины атомной бомбой»16. Однако идеологическая кампания была развернута. Она имела своей целью освободиться от самостоятельно мыслящих теоретиков, чьи


выводы и исследования были малопригодны для подтверждения ортодок­сальных норм сталинизма и примитивно сформулированных положений диалектического материализма. Основная часть отечественных физиков разделяла представления копенгагенской школы Бора и Гейзенберга. А фи­лософская реакция не скупилась на ярлыки и обвинения в космополитиз­ме, реставрации махизма, отступлении к идеализму и агностицизму. Все открытия квантовой физики огульно именовались чертовщиной. А.А. Жда­нов в речи, произнесенной в 1947г. по поводу книги Г.Ф.Александрова «История западноевропейской философии», в отношении квантовой фи­зики едко заметил: «Кантианские выверты современных буржуазных атом­ных физиков приводят их к выводам о «свободе воли» и у электрона, к попыткам изобразить материю только лишь как некоторую совокупность волн и прочей чертовщиной»17. Усиление идеологического контроля, с одной стороны, приводило к отказу от достижений мировой научной мысли. С другой — служило пусковым механизмом к осознанию противостояния, к попыткам формирования такой научной позиции, которая бы соответ­ствовала современным разработкам и достижениям мировой философии науки и ограничивала бы притязания идеологической партийной филосо­фии. Статьи М.А. Маркова, опубликованные в самом разгаре кампании в новом журнале «Вопросы философии», преследовали именно такие цели. Шквал критики со стороны посредственных физиков и ортодоксов-фило­софов с обвинениями в игнорировании партийной лояльности и принци­па партийности обрушился не только на автора, но и в адрес редактора журнала Б.М. Кедров!. Над всеми довлела атмосфера, созданная резким неприятием идей новой физики.

Ликвидация урона началась лишь в 60-е гг., когда в изменившейся со­циально-политической ситуации, названной «оттепелью», возродился под­линный интерес к проблемам философии науки в их новой, свободной от диктата идеологических ^интерпретаций форме. Одновременно возникают и условия взаимодействия с трудами западных мыслителей. Однако труд­ности пройденного этапа отложились в концепции социальной детерми­нации науки. Отечественные методологи выделили три уровня воздействия социума на научное познание. Внимание фиксировалось:

• на социальной природе познания;

• социокультурной обусловленности всех культурных компонентов познания;

• социокультурной детерминации процесса научного познания. >, Осознание относительной автономности науки и ее принципиальной спецификации по отношению к другим сферам общественного сознания вылилось в направление, получившее название «философские вопросы естествознания». Концептуальное содержание следующего периода разви­тия философии науки сводилось к анализу идеалов, норм и ценностей научного познания, изучению проблем научных революций, к поискам критериев разграничения теоретического и эмпирического в качестве уров­ней научного познания и стадий развития науки, а также выявлению ха­рактеристик рациональности и постнекяассического периода развития науки. Для современного уровня развития отечественной философии на-


уки становится ведущей тенденция сопротивления идеологизаторскому подходу, стремление предоставлять решение конкретных вопросов спе­циалистам в области конкретных наук.

ЛИТЕРА ТУРА

1 См.: Мамчур Е.А., Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П. Отечественная философия науки. М., 1977.

2 Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 418.

3 Моисеев Н. Новый рационализм. М., 1997. С. 42-43.

4 В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. М., 1997. С. 598.

5 Там же. С. 365.

6 Моисеев Н. Указ. соч. С. 43.

1 Лобачевский Н.И. Полное собрание сочинений по геометрии. Т. 1. Казань, 1883. С. 231.

8 См.: Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведе­ния. М., 1947. С. 176.

9 Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. М., 1994. С. 26.

10 Философская энциклопедия: В 5 т. Т. 4. М., 1967. С. 197-198.

11 Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Т. 3. Кн. 2. М.; Л., 1952. С. 232.

12 См.: Анохин U.K. Опережающее отражение действительности // Вопросы философии. 1962. № 7.

13 См.: Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тби­лиси, 1961.

14 См.: БергР.Л. Из воспоминаний генетика // Вопросы философии. 1993. № 7. С. 57.

15 Цит. по: Россиянов К.О. Сталин как редактор Лысенко // Там же. № 2. С. 63.

16Лешкевич Т.Г. Неопределенность в мире и мир неопределенности. Рос-. товн/Д., 1994. С. 21-23.

17 Жданов А. А. Выступление на дискуссии по книге Г.Ф. Александрова «Исто­рия западноевропейской философии» 24 июня 1947г. М., 1947.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 381 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2264 - | 2205 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.