Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 35. Комплексная оценка




СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ. ПОНЯТИЕ

СИНЕРГЕТИКИ И ЭВРИСТИКИ

Многообразие концепций современной эпистемологии. — Семанти­ческая модель научной теории. — Тезис онтологической относитель­ности. — Осмысление синергетики: самоорганизация, стихийно-спон­танный структурозенез, нелинейность, открытые системы. — Прообраз синергетики в «Тектологии» А. Богданова. — Эвристика как решение проблем в условиях неопределенности. — Эвристика — сюрпризная сфера поиска. — Междисциплинарность эвристики. — Модели эвристической деятельности. — Эвристические постула­ты. — Методы эвристики.

Комплексная оценка современной философии науки исходит из фак­та признания того, что в современной эпистемологии причудливо сочета­ются многообразные концепции и подходы. Иногда они являются взаимо­исключающими, как, например, программа унификации науки Венского кружка и концепция личностного знания М. Полани; или же концепция роста научного знания, опирающаяся на модель эволюционной методологии, и методологический анархизм Фейерабенда, когда «допустимо все». Во мно­гом различны и устремления от верификации к фальсификации, от экзаль­тированного эмпиризма к интуитивизму и конвенциализму.

В 80-е гг. важной проблемой философии науки стала проблема разра­ботки методологии обществознания. Это также было полным опроверже­нием программы философии наук на первых этапах ее становления, ког­да бесспорную базу научных исследований составляли утверждения мате­матики, физики, химии, отчасти — биологии. Прямой перенос методоло­гических процедур из сферы естествознания в область общественных наук представлялся некорректным в силу специфичности объекта— общества и наделенных сознанием и волей составляющих его индивидов. Модель дедуктивно-номологического объяснения, представленная и К. Поппе-ром, и К. Гемпелем, мыслилась подходящей равным образом как в есте-


ственных, так и в общественных исследованиях, в частности в истории. Процедура объяснения указывала на факт существования общих законов.

В связи с этим при характеристике основных тематических разделов философии науки приходится прибегать к представлениям о полимерно­сти и нелинейности этой сферы, ее принципиальной некумулятивности, комплексной оценки философии науки. Так, нормативистская ориента­ция предполагает либо логистический вариант, где речь идет о перестрой­ке всего научного мышления в соответствии с принятыми логическими стандартами и критериями, либо исторический вариант, когда анализи­руется история науки, но под углом зрения нормативно значимых выво­дов из нее.

Особого внимания заслуживает попытка логико-методологической эк­спликации исторического материала. Так называемая семантическая мо­дель научной теории Патрика Суппеса (1922), американского логика и психолога, опирается на идею тесной взаимосвязи философии и специ­альных наук. Из этого тезиса Суппес делает вывод о том, что не существу­ет специальных философских методов исследования, отличных от науч­ных. Любая проблема переводится в ранг философских в силу ее значимо­сти или же по причине ее парадоксальности. Самый выдающийся резуль­тат концепции Суппеса — обоснование и применение к эмпирическим наукам метода аксиоматизации, заключающегося в определении теоре­тико-множественного предиката, специфического для данной теории. Резко выступая против лапласовского детерминизма, Суппес развивает вероят­ностную концепцию причинности и подвергает критике наивные концеп­ции абсолютной достоверности и полноты знания.

С 1959 г. Суппес занимает пост директора математических исследова­ний социальных наук при Стенфордском университете, и область его ин­тересов охватывает очень широкий круг проблем — от специальных воп­росов философии физики до психологии и использования компьютеров в процессе обучения и разработки специальных средств компьютерного обу­чения. Он выдвигает очень интересную концепцию методологического би­хевиоризма, или необихевиоризма, согласно которой психология как на­ука необходимо следует за особенностями наблюдаемого поведения. В ней признается существенная роль ментальных состояний.

В концепции американского философа и логика Куайна(1908) выдви­гается тезис онтологической относительности. Согласно ему предпочтение одних онтологии другим объясняется сугубо прагматическими целями. Онтологическая проблематика связывается с вопросами о переводимое™ языков, так как наше знание об объекте одной теории на языке другой теории можно рассматривать лишь в случае выяснения отношений языка последней к первой. Куайн в тезисе о невозможности радикального пере­вода отрицает и саму идею единого унифицированного языка науки. Сама же наука рассматривается исследователем как одна из форм приспособле­ния организма к окружающей среде. Куайн вводит оригинальное понятие «стимульного значения», означающее совокупность внешних стимулов, которые вызывают согласие или несогласие с произносимой фразой.


Все подобные новации, или «сюрпризы», переднего края философии науки требуют своего дальнейшего тщательного осмысления и фильтра­ции, чтобы выяснить, что же может нерастворимым осадком отложить­ся в философии науки как научной дисциплине. Тем не менее они убеди­тельно свидетельствуют о том, что философия науки продолжает актив­но и плодотворно развиваться.

В центре внимания философии науки находится и осмысление процес­сов синергетики, весьма актуальных в современных научных дискуссиях и исследованиях последних десятилетий. Синергетику характеризуют, исполь­зуя следующие ключевые слова: самоорганизация, стихийно-спонтанный структурогенез, нелинейность, открытые системы. Синергетика изучает от­крытые, т.е. обменивающиеся с внешним миром, веществом, энергией и информацией системы. В синергетической картине мира царит становле­ние, обремененное многовариантностью и необратимостью. Бытие и ста­новление объединяются в одно понятийное гнездо. Время создает; иначе выражаясь, оно выполняет конструктивную функцию.

Нелинейность предполагает отказ от ориентации на однозначность и унифицированность, признание методологии разветвляющегося поиска и вариативного знания. Нелинейность как принцип философии науки от­ражает реальность как поле сосуществующих возможностей. Принципи­ально важно, что к нелинейным системам относят такие, свойства кото­рых определяются происходящими в них процессами так, что результат каждого из воздействий в присутствии другого оказывается иным, чем в случае отсутствия последнего1.

Иногда прообраз синергетики видят в работе А. Богданова «Тектоло-гия. Всеобщая организационная наука» (1913-1917)2. Тектология (от греч. — учение о строительстве) — труд, отстаивающий единственный всеобщий объединяющий принцип. Организация — исходный пункт анализа объяс­нительных моделей и практического преобразования. Основная идея тек-тологии предстает как единство законов строения и развития различных систем, «комплексов», независимо от того конкретного материала, из которого они состоят — от атомных, молекулярных систем до биологи­ческих и социальных. Богданов высказывает тезис об изоморфизме орга­низационных систем — неорганических, органических и социальных, изо­морфизме механизмов возникновения, сохранения и преобразования та­ких систем и организационных методов различных наук, способов комби­наторики элементов.

Принцип изоморфизма позднее использовал в своей теории систем и не­мецкий исследователь Л. фон Берталанфи, причем существует предположе­ние о тесной преемственности, если не заимствовании им идей Богданова.

У Богданова можно найти и идею обратной связи (бирегулятора), ко­торую плодотворно использовал отец кибернетики Н. Винер. Общая схе­ма развития, по Богданову, включает следующие элементы.

1. Исходная система находится в состоянии подвижного равновесия. Ей, как и окружающей среде, присуща изначальная разнородность (гетерогенность). Изменения среды приводят к нарушению равно­весного состояния системы.


2 В системе, выведенной из равновесия, начинает действовать за­кон системного расхождения. Согласно ему, возможно образо­вание дополнительных связей, ответственных за повышение ин-тегративности системы. Им сопутствует и противоположная тен­денция. Системное расхождение порождает системные противо­речия, которые, повышая неустойчивость системы, ведут к ее дезорганизации и кризису. Образование новой системы, венчаю­щее кризис предшествующей, восстанавливает равновесие со средой.

В «Тектологии» Богданова исследователи усматривают естественную составляющую теории самоорганизации. Организационная точка зрения, предполагающая стратегию малых преобразований, имеет огромный эв­ристический потенциал.

Разработка ведущей идеи синергетики о стихийно-спонтанном струк-турогенезе предполагает наличие адекватного этой спонтанности катего­риального аппарата. Существенным достижением философии науки на ру­беже столетий стало осознавание возможностей эвристики как универ­сальной установки, санкционирующей поиск и решение проблем в усло­виях неопределенности. Когда Лакатос использовал понятие «положитель­ной» и «отрицательной» эвристики, он закреплял за последней лишь одно из многих связанных с ней значений. В этом контексте эвристике были свойственны ограничения объема поиска. В первоначальном же смысле эвристика (от греч heurisko) означает «обнаруживаю, открываю». Исполь­зование термина «эвристика» связывают с именем древнегреческого уче­ного Пагша Александрийского (III в. до н.э.). Она предстает как особое собрание принципов, предназначенных для тех, кто желает научиться решать математические задачи. «Секреты искусства» всегда держались в строгой тайне и описанию не поддавались. Изложить эвристику как науку об открытиях оказывалось задачей не из легких во все времена. Не была исполнена затея Г. Лейбница об «Искусстве изобретения». Б. Спиноза хоть и подчеркивал, Что правильный метод должен обеспечить оптимальный выбор, содержать правила познания неизвестного, определять порядок отсечения бесполезных возможностей, теории такового так и не создал. Проблема состояла в том, что эвристику нельзя было свести к комбини­рованию уже известного материала, истолковать аналогично отношени­ям подражания.

Сферу эвристики заполняют все вторичные, неточные методологи­ческие регулятивы, которые изгоняются из конкретно-научного знания. Поэтому нередко эвристика связывается с переживанием, вдохновени­ем, инсайтом. В строгой системе методологического мышления эвристика часто воспринимается как достаточно неосознаваемая, но избыточная по своему потенциалу сюрпризная сфера поиска и находок. С ней могут быть связаны логические предпочтения, бессознательные откровения, этакое самораскрытие любой из сфер. Интуитивно ясным оказывается про­тивопоставление формально-логических методов эвристическим — как за­висящим от всех перечисленных и еще множества иных ментально-ког­нитивных факторов. Во всех возможных случаях с эвристикой связывают-


ся ожидания по расширению содержательного потенциала знания, воз­никновение нового, неизвестного ранее.

Наиболее часто понятие «эвристика» употребляется в связке с мыш­лением как его спецификация — эвристическое мышление. Можно ска­зать, что во всех подобных случаях речь идет о порождающей функции мышления. Причем, как замечают методологи, «в западной философии выделяют три группы теорий, пытающихся объяснить эвристическое мышление: теория «тихой воды», или усредненного труда; блицкрига, или инсайта; лучшей мышеловки, или оптимального методологического регулятива3.

Эвристика как раздел методологии не получила еще официального признания. Однако совершенно очевидно, что в каждой области научно­го знания эвристика является стратегией выбора самого быстрого, эф­фективного и оригинального решения и что эвристические методы и прин­ципы наталкивают на поиск и использование нетривиальных шагов. Ха­рактерным признаком этой уникальной сферы является ее принципиаль­ная мсждисциплинарность. Но эвристичность имеет место и внутри дис­циплинарного знания. Эвристическое чутье сопровождает чуть ли не каж­дый шаг научного поиска, принципиально не поддаваясь формализации. Редукция, заимствование методов, интеграция приемов гуманитарных и технических наук, выбор практического внедрения тех или иных научных разработок, сам решающий эксперимент явно или неявно основываются на эвристических допущениях. Эвристика предстает связующим звеном научного и вненаучного знания, рациональности и внерациональных ори­ентации, Она — верная помощница в выборе тактики поведения и в избе­жании тупиковых шагов развития. Как мера творческого риска эвристич­ность всегда приветствовалась в качестве неотъемлемой компоненты раз­вития научного знания, а в постнеклассической картине мира качество эвристичности теории выдвинуто на роль критерия научного знания. Эв­ристичность позволяет изменить и сам процесс трансляции знания, сде­лать его творческим, проблемным, игровым.

Из современных попыток приблизиться к секретам эвристики можно отметить «мозговую атаку» А.Ф. Осборна. В ней наряду с традиционными приемами изобретательства, связанными с замещением, переносом, объ­единением и разделением, отмечаются приемы, стимулирующие вообра­жение: система сжатых сроков, обсуждение проблемы в свободной обста­новке без критики, создание атмосферы состязательности, а также вы­движение шуточных предположений. Однако более традиционным счита­ется мнение, кстати, принадлежащее представителю эвристического на­правления Д. Пойя, что разработка безотказно работающих правил твор­чества (или эффективного решения проблем) — задача неосуществимая.

Действительно, эвристика как своеобразная методология, т.е. сово­купность методов творческой деятельности, выставляет определенные тре­бования,

• Она опирается на методы, применение которых позволяет сокра­
тить время решения проблемы по сравнению с методами простого
перебора. ]


i

 

 


• Используемые методы могут значительно отличаться от традици­онно принятых и устоявшихся.

• Использование методов сопротивляется внешним ограничениям, накладываемым на параметры исследования.

• Модели осуществления поиска значительно индивидуализированы и тесно связаны с психической и мотивационной деятельностью субъекта познания.

Обычно выделяют ряд моделей эвристической деятельности. Самая эле­ментарная — модель слепого поиска. Более распространенная — модель «лабиринта», в которой поиск решения уподобляется блужданию по ла­биринту.

Особого внимания заслуживает структурно-семантическая модель Г. Бу­ша, отражающая структуру и смысловые связи между объектами, образу­ющими поле задачи. Работа с данной моделью распадается на ряд этапов:

• выделение в потоке входящей информации дискретных объектов (селективный отбор);

• выявление связей между ними;

• актуализация выделенных объектов связи, которые связаны с по­ставленной задачей;

• абстрагирование от периферийных связей и объектов;

• формирование обобщенных объектов;

• нахождение связей между обобщенными объектами;

• поиск по полученному обобщенному лабиринту.

Метаморфозы эвристики связаны с тем, что она заняла определенное место в логике, где предстала как разновидность логического анализа, оперирующая строгими методами построения доказательства. Этим своим инобытием она воспротивилась интуитивному и этимологическому тол­кованию, которое связано с противопоставлением неформальному, не­строгому, спонтанному творческому процессу строгого, формализован­ного и нетворческого логического рассуждения.

Другая метаморфоза эвристики предполагает ее инобытие на почве синергетики, где она указывает на свойство теории выходить за свои пре­делы.

К эвристическим постулатам причисляют следующие.

• Методология творческого изобретательства эвристична.

• Класс изобретательских задач бесконечен, класс методов изобре­тения конечен.

• Метод поиска решения всегда содержит субъективную сторону, его, эффективность зависит от мастерства изобретателя.

• Новые методы решения задач редко приводят к положительному результату, но найденные с их помощью решения отличаются яр­кой степенью оригинальности.

• Всегда существует противоположный метод решения задачи как альтернатива уже найденному.

• Ни одна изобретательская задача не решалась без определенного осознанного или неосознанного метода, стратегии или тактики поведения и рассуждения4.


В отличие от скупого и сжатого набора постулатов в геометрии или физике, эвристические постулаты стремятся отразить все возможные эв­ристические отношения. Например, один из эвристических постулатов отмечает, что нет таких исследовательских задач, которые бы не проти­вились действительности и в принципе не могли быть решены. А сам поиск решения исследовательской задачи следует начинать с наиболее простых вариантов. Интуитивный поиск эффективен после проведенной сознательной работы мозга. Интересно измеряется степень оригиналь­ности решения изобретательской задачи, которая зависит от расстоя­ния между старым решением и новым. Эвристические постулаты отме­чают атрибутивность эвристичности, т.е. то, что она присуща любому субъекту деятельностного процесса, а также то, что творческие воз­можности могут развиваться и культивироваться. Бесспорным является утверждение, что творческий, эвристический процесс начинается с формулировки изобретательской задачи, которая есть не что иное, как звено между известным и неизвестным, существующим и искомым, между знанием и незнанием.

Большая роль отводится методам эвристики. Среди них метод ана­логии, основывающийся на подражании всевозможным структурам; метод прецедента, указывающий на уже имеющиеся в научной практике случаи; метод реинтеграции («нить Ариадны»), кото­рый строится на создании сложных структур из более простых; метод организмической имитации (к примеру, у Тойнби при построении теории локальных цивилизаций); метод псевдоморфи-з а ц и и, т.е. использование не своей формы (оружие в виде зонтика, тро­сти и пр.).

Весьма интересен метод инверсии вредных сил в полезные; он использовался и Лакатосом в ситуации, когда через определенный про­межуток времени «аномалии» становились полем защиты доказуемой те­ории. Метод антитезиса, известный еще из гегелевской диалектики, озна­чал использование теорий, приемов и методов, диаметрально противо­положных традиционным. Плодотворным может оказаться и метод стиле­вых трафаретов, метод гирлянд и сцеплений, метод многоэтажных кон­струкций и метод секционирования5. Особого внимания всегда заслужи­вал метод антропотехники, предполагающий создание новых конструкций путем приспособления к возможностям человека.

Методы «мозгового штурма» и синектики стоят отдельным гнездом. Метод «мозгового штурма» построен на опровержении конст­руктивной роли критики, в частности на установке, что критика тормозит возникновение нового. Штурм предполагает выдвижение сколь угодно боль­шого количества гипотез по поводу решения поставленной проблемы, ко­торые следуют друг за другом и не нуждаются в доказательстве. Примеча­тельно, что на этом этапе запрещена любого рода критика, от откровен­ных опровержений до скрытых в улыбке, жестах и мимике знаков неприя­тия. Ценность выдвинутых гипотез рассматривается на уровне экспертов.

Синектика рассматривается как система методов психологиче­ской активизации мышления. Она предполагает также создание опреде-


ленных групп, которые в процессе своей деятельности накапливают опыт и разнообразные приемы, предлагая экспертные оценки.

Самым ненадежным типом эвристики считается модель слепого поис­ка, в которой исключительное значение играют интуиция и фактор удачи. Однако к ней часто прибегают, и она довольно часто оказывается эф­фективной.

Современная эвристика располагает рядом моделей, которые продви­гают мышление исследователя в направлении поиска нового и могут быть выстроены в классификационный граф.

• Модель «трансформатор» не относится к существующей пробле­ме как к окончательно сформулированной, но пытается опреде­лить ее решение только путем многократной трансформации и мно­гократного переформулирования условий и требований, видоиз­менения целей.

• Модель «ш л ю з» отталкивается от необходимости «открыть шлю­зы» изначальной творческой активности человека, прибегая к сред­ствам морального или материального поощрения.,

• Модель «сосуд» утверждает, что каждый человек есть храни­лище информации и распорядитель множества возможностей. На­капливаемое им знание имеет динамический характер и может пе­реливаться в направлении преобразования действительности.

• Модель «семя» насквозь пропитана организмическими анало­гиями. Она указывает на то, что творческая деятельность биологи­чески и социально обусловлена. Каждый человек, имея креатив­ные задатки, нуждается в их дальнейшем культивировании.

• Модель «ракет а» акцентирует важность и значимость внут­реннего импульса и энергии, которая акгивизируется всякий раз, когда человек заинтересован в том, чтобы решить жизненно важ­ную для него проблему. Модель предполагает преобразование внут­ренней энергии во внешнее действие, событие или решение.

• Модель «трамплин-барьер» анализирует ситуацию, свя­занную с преодолением психологического барьера, так часто со­провождающего субъекта творческого процесса при недостатке информации. Иногда привычный способ мышления действует как гносеологический или информационный барьер. Преодолеть его можно, используя модель трамплина, представляющую собрй со­вокупность эвристических правил и рекомендаций.

• Модель «призм а» указывает на необходимость преломления угла зрения или поставленной задачи и рассмотрение различных гра­ней, высветившихся в связи с изменением призмы видения проблемы.

• Модель «сухое дерево» обозначает известную от Гете осо­бенность творчества и вдохновения, базирующуюся на том, что постоянный, ежедневный труд уподобляется процессу «колоть дро­ва и их сушить». Когда же вспыхнет огонь творчества, сухое дерево будет гореть ярко и искрометно.

• Модель «р а в н о п л е ч н ы е рычажные весы» под­черкивает, что для эффективного творчества необходимо, чтобы


в равновесии находились такие взаимозависимые моменты, как знание, опыт творца, целеустремленная деятельность, мотивы, воля.

• Модель «некомическое остроумие» предполагает, что творчество связано с преувеличением, пародированием, со­четанием обычного и необычного, двойным сопоставлением, со­поставлением по случайному признаку. Подобные приемы напо­минают деятельность остряка, но укоренены в творческом про­цессе мышления.

• Модель «лабиринт»— самая распространенная модель — указывает на необходимость настойчивого продвижения вперед, на интуицию, находчивость и отражает возможность как успехов, так и неудач.

Результаты эвристической деятельности могут иметь разное происхож­дение. Они могут быть родом из воображения и фантастики, из скепти­цизма и критицизма, из реализма и упорного труда, от вдохновения, праг­матизма, интуиции. Они могут иметь схоластическую закваску или быть связаны с прогнозированием, мистицизмом, иллюзиями. Они могут пи­таться солипсизмом, основываться на силе чувственных восприятий или быть окрашены сентиментализмом6.

Эвристическое рассуждение должно рассматриваться не как оконча­тельное и строгое, а как предварительное и правдоподобное. Эвристиче­ские рассуждения уподобляются лесам при построении здания. Они необ­ходимы, ибо прежде чем получить доказанный и окончательный вывод, следует опереться на правдоподобные рассуждения. Эвристические рас­суждения, как правило, основываются на индукции, абдукции, аналогии.

И какой бы динамичной и изменчивой ни казалась сфера эвристики, исследователи и методологи, ее изучающие, подчеркивают, что сама эв­ристическая деятельность предполагает уверенность, упорство, настой­чивость и напор до тех пор, пока не появится счастливая идея.

Безотказно действующие правила как условия эвристики невозмож­ны, можно говорить лишь о типических особенностях и свойствах, обна­руженных при эвристическом поиске. В сферу эвристики и попадают все приемы и операции, шаги и ходы, которые сопровождали то или иное открытие. Разумная эвристика не предполагает наличия стереотипов и регламентации, расположенных в строгой последовательности и сформу­лированных во всеобщем виде. Она представляет сюрпризную сферу, где новизна сопровождает как сам исследовательский процесс, выбор мето­дов и методик поиска, так и его результат. В нем должны отражаться и учитываться индивидуальные особенности каждого человека.

В проблемное поле философии науки эвристика включена с целью от­разить константное свойство всякой модели роста научного знания, а именно ситуацию, когда теория выходит за свои пределы и претендует на расширение. Эвристичность данного процесса, связанная с завоеванием новых содержательных плоскостей и ниш, очевидна. Эвристичность, как убедительно показано в работе В. В. Ильина7, есть свойство теории выхо-


дить за свои первоначальные границы, осуществлять экспансию и стре­миться к расширению.

ЛИТЕРАТУРА

1 Лешкевич Т.Г. Неопределенность в мире и мир неопределенности. Ро­стов н/Д., 1994. С. 81.

2 Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная науки. Кн. 1-2. М., 1988.

3 См.: Современная западная философия. Словарь. М., 1991

4 Буш Г.Я. Диалектика и творчество. Рига, 1985. С. 27.

5 См.: Буш Г.Я. Методы технического творчества. Рига, 1972. С. 62-64.

6 См.: Буш Г.Я. Рождение изобретательских идей. Рига, 1976. С. 98-102. 1 Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 421 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2348 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.