Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 37. Русский космизм. Концепции К. Циолковского и А. Чижевского




Характеристика русского космизма. — «Калужский мечтатель» и «но­вый гражданин Вселенной». — Атомарная антропология К. Циолков­ского. — Идея атомарного бессмертия. — «Космическая этика». — Циолковский о проблеме генезиса науки. — А. Чижевский — основатель космобиологии.

Уникальнейшее направление отечественной философии науки, полу­чившее название «русский космизм», осмысливало идею, рожденную в недрах сакральной мудрости человечества, — идею тождества человека как микрокосма Вселенной как макрокосму. Сознательное человеческое су­щество причастно космическому бытию, микрокосм человека вбирает в


себя космические энергии, природные стихии, органично включен в жизнь всего мироздания. Очень меткую характеристику русскому космизму дал Н. Бердяев, назвав его «космоцентристским, узревающим божественные энергии в тварном мире, обращенным к преображению мира»'. В космиз-ме важны проблемы преодоления болезней и смерти, достижения бес­смертия. Исследователи отмечают, что свою космическую философию Циолковский определял как знание, основанное на авторитете точных наук. И несмотря на то, что в русском космизме достаточно сильна эти­ческая мировоззренческая направленность, его относят к сциетизиро-ванной, естественнонаучной ветви философии науки. Сам Циолковский, оценивая свое творчество, замечает: «Мои выводы более утешительны, чем обещания самых жизнерадостных религий. Ни один позитивист не может быть трезвее меня, даже Спиноза в сравнении со мной мистик. Если и опьяняет мое вино, то все же оно натуральное.

Чтобы понять меня, вы должны совершенно отрешиться от всего не­честного, вроде оккультизма, спиритизма, темных философий, от всех авторитетов, кроме авторитета точной науки, т.е. математики, геомет­рии, механики, физики, химии, биологии и их приложений»2.

По высоким опенкам исследователей, Константин Эдуардович Циол­ковский (1857-1935)— выдающийся космист конца XIX и начала XX в., поразительно органично сочетает теософско-мистическое и позитивист­ское направление «в столь дорогой ему естественной философии». Хотя Циолковскому представлялось, что его мысль не выходит за рамки пози­тивных наук, его учение является своеобразным сплавом естественнона­учного эволюционизма и буддийских идей и элементов теософии3. «Калуж­ский мечтатель», как называли его современники, и «новый гражданин Вселенной», как называл он сам себя, с юности испытывал потребность создавать диковинные машины, расширяющие мощь человека и преодо­левающие земные пространственно-временные ограничения. Идеи кос­мического преображения человечества, которыми заразил молодого К. Ци­олковского великий аскет и изумительный философ Н. Федоров, отозва­лись серьезными философскими проектами.

Однако итоги размышлений и теоретических разработок К. Циолков­ского проникают в научные и общественные круги с большим трудом. Его научно-фантастические повести «На Луне», «Вне земли», а также труд «Исследование мировых пространств космическими прибора­ми» (1903), в котором он вывел классическую формулу ракеты, остаются долгое время никем не замеченными. Вместе с тем именно в них Циол­ковский научно обосновал применение реактивного принципа для поле­тов в мировом пространстве и возможность достижения космических ско­ростей, создал теорию прямолинейного движения ракет. Лишь в 1924 г. на гребне пафоса космизма новой эпохи исследования «безумного фантазе­ра» обращают на себя всеобщее и пристальное внимание. Появляется груп­па изучения космического движения во главе с Ф.А. Цандером, в кото­рую входил и С.П. Королев.

Как лозунг звучит фраза Циолковского: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко


проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосол­нечное пространство». Тематика его проектов разнообразна: это и регули­рование стихий, широкое использование солнечной энергии, усовершен­ствование растительных и животных форм жизни. На стадии освоения око­лосолнечного пространства размышления ученого концентрируются вок­руг создания искусственных жилищ, оранжерей, прогнозирования «лу­чистого» состояния человечества.

В 1977 г. была опубликована любопытная беседа Циолковского и Чи­жевского под названием «Теория космических эр», согласно которой че­ловечество было в состоянии эволюционировать к своей лучистой фор­ме, затем возвращаться в корпускулятно-вещественную и воспроизво­дить уже на более высоком уровне цикл развития, а затем перейти в нир-ваническое, божественное состояние.

Можно говорить о весьма своеобразной атомарной антропологии Ци­олковского, трактующей человеческий организм как господство атомов, которые бессмертны и путешествуют от одного конгломерата или орга­низма к другому. Распадаются не сами атомы, а их ассоциации, поэтому трагедия смерти есть всего лишь иллюзия человеческой эгоистической эмоциональности. Бессмертным мозговым атомам человечества дается воз­можность попасть в мозг «богов разных степеней», каковыми являются косможители. Тем самым Циолковский обосновывает идею атомарного бессмертия, но не в той ее форме, которая весьма близка чаяниям каж­дого верующего, что души родных и близких людей встретятся. Напротив, космос Циолковского атомарен и бездушен, это не космос христианско­го одушевленного помысла о встрече с умершими близкими, жалости, памяти, привязанности и любви. «Нет ни одного атома, который не при­нимал бы бесчисленное число раз участие в высшей животной жизни. <...> Так, входя в атмосферу или почву планет, он порою поступает в состав мозга высших существ. Тогда он живет их жизни и чувствует радость созна­тельного и безоблачного бытия. <...> С разрушением организма атом че­ловека, его мозга или других частей тела (также со времени выхода атома из организма, что совершается много раз при его жизни) попадает сна­чала в неорганическую обстановку. Вычисления показывают, что в сред­нем надо сотни миллионов лет, чтобы он снова воплотился. Это время проходит для него как нуль. Его субъективно нет. Но население Земли в такой промежуток времени совершенно преобразуется. Земной шар будет покрыт только высшими формами жизни, и наш атом будет пользоваться только ими»4.

В качестве бесспорно перспективных идей Циолковского называют его идею о том, что космос — не просто беспредельная физическая среда, вместилище материи и энергии, но будущее поприще творчества землян. Выход в космические просторы — необходимый момент эволюции чело­веческой цивилизации. Идея автотрофности — самопитания человечества, развитая Циолковским с привнесением в нее инженерного расчета, под­хватывается затем и Вернадским. В работе К. Циолковского «Живые суще­ства и космос» предлагаются различные «конструкции» таких существ, где варьируются не только размеры — от гигантов до карликов — но и


различные комбинации органов. Однако совершенно очевидно, что 'ин­женерная мысль останавливается перед таинством трансформации живо­го, его функциональных и психофизиологических зависимостей.

С именем Циолковского связывают возникновение «космической эти­ки». Она достаточно своеобразна. Императивы космической этики при­знают превосходство перспективных и совершенных форм жизни над не­совершенными. Они связаны с представлением о повсеместном колони-зировании космоса совершенными формами разума и искоренении при­митивных и неперспективных организмов. Разум совершенных у Циолков­ского приравнивается к высшему эгоизму. Это означает еще и то, что они не могут работать во вред себе5. Циолковский за разумный эгоизм, суть которого в том, что «истинное себялюбие состоит в заботе о будущности своих атомов и, значит, обо всем мировом целом, в котором они рассе­ются после исчезновения их обладателя. <...> Обмен атомами в космосе понуждает все разумные существа к нравственной круговой поруке. Доб­ром является все то, что гарантирует блаженство атомов во Вселенной и пресекает возможность их неблагоприятных «переселений». Такие усло­вия в космосе создаются сложными благоустроенными организмами с высокоразвитым разумом; поэтому процессы стратификации и усложне­ния во Вселенной являются, по Циолковскому, благом, а процессы ни­велировки и упрощения — злом»6. Муки социального и биологического развития Земли есть исключение из положительного космического состо­яния счастья.

Однако судьба человеческого существа зависит от судьбы Вселенной. В ритмах космической эволюции смерть сливается с новым рождением, в этом усматривают близость идей Циолковского и древнейшей теории ме-тампсихоза— переселения душ, концепции вечного возвращения. Циолковский резюмирует изложенное им следующим образом: А. По всей Вселенной распространена органическая жизнь. Б. Наиболее важное развитие жизни принадлежит не Земле. В. Разум и могущество передовых планет Вселенной заставляют уто­пать в ее совершенстве, органическая жизнь ее, за незаметными исключениями, зрела, а потому могущественна и прекрасна. Г. Эта жизнь для каждого существа кажется непрерывной, так как

небытие не ощущается.

Д. Всюду в космосе распространены общественные организации, ко­торые управляются «президентом» разного достоинства. Один выше другого, и таким образом нет предела личностному и индивиду­альному развитию. Если нам непонятно высок каждый зрелый член космоса, то как же непостижим «президент» первого, второго, десятого, сотого ранга?

Е Бесконечность истекшего времени заставляет предполагать суще­ствование еще ряда своеобразных миров, разделенных бесконеч­ностями высшего порядка7.

Идея преобразовательной активности космоса, с которой тесно свя­зана идея неизбежного выхода человечества в космос, — выдающееся до­стижение, которым обогатили русские космисты отечественную филосо-


фию науки. Отсюда и вера в реальность полетов человечества за пределы земной атмосферы. По Циолковскому, судьба Вселенной зависит от пре­образовательной деятельности человечества, т.е. от его совокупного кос­мического разума.

В своих взглядах на проблему генезиса науки Циолковский тяготеет к общеизвестной схеме. Генезис науки связывается с переходом от ремес­ленно-рутинных форм деятельности к сложным, требующим как осна­щения техническими средствами, так и вооружения обобщенными прин­ципами и методами. Наука, по мнению ученого, служит средством техни­ческого прогресса, преобразования Космоса и с необходимостью должна быть связана с нравственностью. Пытаясь классифицировать научное зна­ние, Циолковский выделяет:

• знание непосредственное;

• знание теоретическое, поддающееся прямой или косвенной про­верке;

• знание теоретическое, которое проверить нельзя;

• несомненно точные знания;

• знания вероятные или приблизительные, поддающиеся проверке, например, статистические данные;

• знания вероятные или приблизительные, которые пока проверить невозможно;

• знания несомненные, проверить которые принципиально невоз­можно (Циолковский относит к ним идеи о бесконечности Все­ленной);

• знание фактическое.

В качестве фундаментальных наук Циолковский рассматривал мате­матику, геометрию, механику, физику, радиологию, биологию и психо­логию. К прикладным относил: технические науки, науки о земле, науки о небесах, науки о человеке, науки об устройстве общества. Тем самым Циолковский доходчиво показывает сложность структуры научного зна­ния, акцентируя принципиальные приоритеты научного мышления, ра­ботающего в системе взаимодействия характеристик Земли и Космоса.

Александр Леонидович Чижевский (1897-1964)— основатель кюсмо-биологии, придавал огромное значение синтезу наук. В наши дни, считал мыслитель, в области наук о природе происходит процесс, имеющий огромную важность: применение методов одних наук к другим, синтети­ческое объединение различных наук воедино. Так, все плотнее и плотнее связываются математика, физика, химия, биология и др. Ему принадле­жит заслуга в новом обосновании чрезвычайно плодотворной, имеющей древнейшее происхождение идеи о связи мира астрономических и биоло­гических явлений! В глубине человеческого сознания, отмечал Чижевский, уже много тысячелетий зреет вера, что эти два мира несомненно связа­ны один с другим. И эта вера, постепенно обогащаясь наблюдениями, переходит в знание.

Идея единства всего живого со всем мирозданием наполняет подлин­ным содержанием принцип единства и понимания мира как неделимо!^*' целого. Космические импульсы пронизывают и обусловливают жизнен^


ные процессы на земле. Биосферу необходимо признать местом транс­формации космической энергии. Ученый уверен, что именно космиче­ские силы являются главнейшими для процессов развития жизни на Зем­ле. Путем многолетней кропотливой работы в архивах он показал, что эпидемии, увеличение смертности от инфарктов, динамика урожаев и пр. определяются ритмами солнечной активности. Деятельность Солнца так­же зависит от явлений галактического масштаба, от проявлений элект­ромагнитной силы Вселенной. Чижевский обращал внимание на важность этих космофизических факторов в развитии исторического процесса. Ибо не только человеческая психика, но и важнейшие события в человече­ских сообществах зависят, по его мнению, от периодической деятельно­сти Солнца. Он выдвигал представление о ритмичности экстремумов ис­торических событий и связывал революции, восстания, войны, кресто­вые походы, религиозные волнения с эпохами максимальной солнечной активности, периодичность которых составляла приблизительно 11—12 лет. Он считал, что влияние космических факторов распространяется более или менее равномерно на все земное население. Именно эти факторы, связанные с влиянием солнечной активности, трактовались им как не­кая «внеземная сила», воздействующая извне на развитие событий в че­ловеческих сообществах8.

ЛИТЕРА ТУРА

1 Бердяев Н. Русская идея // О России и русской философской культуре. М, 1990. С. 235,

2 Русский космизм. М., 1993. С. 264.

3 Роднянская И. Циолковский // Философская энциклопедия: В 5 т. Т. 5. М., 1970. С. 467.

4 Циолковский К. Э. Монизм Вселенной. Космическая философия // Рус­ский космизм. С. 274-275.

5 См.: там же. С. 273.

6 Роднянская И. Указ соч. С. 467.

7 См.: Циолковский К.Э. Указ. соч. С. 281.

8 См.: Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1973.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 368 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2305 - | 2162 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.