Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 25. Венский кружок. Анализ




ЯЗЫКА НАУКИ. ТРЕТИЙ ЭТАП ЭВОЛЮЦИИ

ФИЛОСОФИИ НАУКИ

Язык как нейтральное средство познания. — «Лингвистический по­ворот» как методологическая программа Венского кружка. — Пози­ция М. Шпика. — Представители Венского кружка (Шпик, Непрат, Ге-дель, Фейкл, Рейхенбах, Франк, Айер, Нагель, Карнап). — Модель рос­та научного знания Р. Карнапа. — Протокольные предложения как исходный пункт научного исследования и их особенности. — Замена феноменальной трактовки протокольных предложений «вещной». — Р. Карнап о работе философа науки. — Г. Рейхенбах, О. Нейрат — активные участники Венского кружка.

Вторая треть двадцатого века — очень напряженный этап развития эпи-стемологической проблематики, в рамках которого выдвинутые и обо­снованные концепции, сталкиваясь с альтернативными им позициями, опровергались и уходили в историю. Так, провозглашаемая в начале дан­ного периода задача унификации научного знания опровергалась призна­нием социокультурных детерминант его развития, концепция верифика­ции сталкивалась с принципом фальсификации, первоначальная установ­ка на нормативность науки привела к разочарованию в логическом как таковом. От третьего этапа в философию науки как научную дисциплину перешло отношение к языку как к относительно нейтральному средству познания, предложения и термины которого адекватны результатам экс­перимента и способствуют выведению их на орбиту социальных взаимо­действий. Прекрасно эту установку выразил представитель постаналити­ческой стадии развития философии науки Р. Рорти: «Особенность языка состоит не в том, что он изменяет качества нашего опыта, или открыва­ет новые перспективы нашему сознанию, или синтезирует до тех пор бес­сознательное многообразное, или производит любой другой сорт внут­ренних изменений. Все, что получается с обретением языка, состоит в дозволении нам войти в общество, члены которого обмениваются обо­снованиями утверждений и других действий друг с другом»1.

Третий этап эволюции философии науки предложил новую тематику
ее рефлексивного анализа и ознаменовался тем, что, во-первых, от ана­
лиза содержательных основоположений науки с предложенным А. Пуан­
каре конвенциализмом осуществился переход к анализу языка науки, где
основным требованием, предъявляемым к языку, стала его унификация,
т.е. построение единого языка науки при помощи символической логики с
опорой на язык физики. Во-вторых, программа анализа языка науки, наи­
более полно представленная неопозитивизмом, стала доминирующей, в
силу чего третий этап развития философии науки получил название
аналитического. При этом из языка науки изгонялись так назы­
ваемые «псевдонаучные утверждения», двусмысленности обыденного язы­
ка. Сама же наука мыслилась жестко нормативно, как унифицированное
исследование на базе языка физики. -


В-третьих, достаточно остро была поставлена проблема логики науч­ного исследования, в частности, особую значимость приобрела rfonne-ровская концепция роста научного знания.

Программа анализа языка науки, знаменитый «лингвистический по­ворот» нашли свое воплощение в деятельности так называемого Венско­го кружка, основанного в 1922 г. на базе философского семинара руково­дителем кафедры философии индуктивных наук Венского университета Морицом Шликом (1882-1936). Как отмечают исследователи, священным для Венского кружка было понятие аргументации. Ее репрессивный по­тенциал, однако, неявно содержался в буквальном значении английско­го слова «argument», т.е. ожесточенный спор2. И в этом можно усмотреть прообраз будущего оформления идеи принципиальной фальсификации — т.е. принципиальной опровержимости.

На этом этапе развития философии науки сохранилось и признание гносеологической первичности результатов наблюдения. Процесс позна­ния начинался именно с фиксации фактов, что в дискурсе логического позитивизма означало установление протокола предложений.

Само название — Венский кружок — возникло в ходе дискуссий М. Шли-ка с Г. Рейхенбахом по поводу теории относительности А. Эйнштейна. Основной вклад в философскую ориентацию Венского кружка внесло обсуждение «Логико-философского трактата» (1921) Людвига Витгенш­тейна. Его встречи с членами Венского кружка подробно описаны Вайс-маном в книге «Витгенштейн и Венский кружок» (1967).

Позиция М. Шлика сводилась к тому, что он, фиксируя хаос систем и анархию философских воззрений, пришел к утверждению: предшеству­ющая философия просто никогда и не доходила до постановки «подлин­ных» проблем. Поворот в философии, который в то время переживался и который мог положить конец бесплодному конфликту систем, связан с методом, который нужно лишь решительным образом применить. «Не существует других способов проверки и подгверждения истин, кроме на­блюдения и эмпирической науки, — считал М. Шлик. — Всякая наука есть система познавательных предложений, т.е. истинных утверждений опыта. И все науки в целом, включая и утверждения обыденной жизни, есть система познавании. Не существует в добавлении к этому какой-то обла­сти философских истин. Философия не является системой утверждений: это не наука»3.

Философию, по его мнению, можно удостоить, как и раньше, звания Царицы наук — с той лишь оговоркой, что Царица наук не обязана сама быть Наукой. Философия т такая деятельность, которая позволяет обна­руживать и определять значение предложений. С помощью философии пред­ложения объясняются, с помощью науки они верифицируются. Наука занимается истинностью предложений, а философия тем, что они на самом деле означают. Таким образом, в задачу философии не входит, как считает М. Шлик, формулировка и проверка предложений. Философия — это деяние или деятельность, направленная на обнаружение значения.

Поворот в философии означает решительный отказ от представлений об индуктивном характере философии, от убеждения, что философия


состоит из предложений, обладающих гипотетической истинностью. По­нятия вероятности и недостоверности просто неприлржимы к действию по осмыслению, которое образует философию. Она должна устанавли­вать смысл своих предложений как нечто явное и окончательное.

И тем не менее наука и философия, по мнению Шлика, связаны, потому что философия предполагает прояснение фундаментальных ба­зисных понятий, установления смысла утверждений. Работа Эйнштейна, направленная на анализ смысла утверждений о времени и пространстве, была философским достижением. И все эпохальные шаги в науке «пред­полагают прояснение смысла фундаментальных утверждений, и только те достигают в них успеха, кто способен к философской деятельности»4. Таковы радикальные, но весьма последовательные — с точки зрения плат­формы аналитической философии— заключения главы Венского кружка Морица Шлика.

В Венском кружке проводилось различение и в самом понятии истин­ности. Имелась в виду истинность благодаря значению и истинность бла­годаря опыту. В этом различении подразумевался анализ «идеального язы­ка» и «обыденного языка». Модель логически строгого языка основыва­лась на требованиях, которые имели тесную связь с эпистемологией Эр­нста Маха. Научными или научно осмысленными фактами могут считать­ся только высказывания о наблюдаемых феноменах. В основе научного знания лежит обобщение и уплотнение чувственно данного. Критика все­го наличного массива знаний должна осуществляться согласно требова­ниям принципа верификации. Это означало, что все подлинно научное знание должно быть редуцировано (сведено) к чувственно данному.

В этом отношении утверждения логики и математики, которые не сво­димы к чувственно данному, — всего лишь схемы рассуждений. Законы же природы должны быть представлены согласно правилам языка науки. Та­кая платформа была оценена впоследствии самими же членами Венского кружка как узкий эмпиризм.

В число участников Венского кружка стали входить представители дру­гих стран, в частности Отто Нейрат, Курт Гедель, Герберт Фейгл, Ганс Рейхенбах, Карл Густав Гемпель, Филипп Франк, Альфред Айер, Ру­дольф Карнап и др. В 1929 г. появляется манифест кружка — «Научное по­нимание мира. Венский Кружок». С 1939 г. выпускается специальный жур­нал «Erkenntnis», а также «Международная энциклопедия единой науки» («International Encyclopedia of Unified Sciences»), которая стала издатель­ской маркой Венского кружка и его последователей. Венский кружок про­водит ряд философских конгрессов в европейских столицах, устанавлива­ет научно-организационные связи с другими группами и отдельными фи­лософами. В начале второй мировой войны Венский кружок прекращает свое существование в связи с убийством студентом-нацистом в 1936г. Морица Шлика на ступенях Венского университета.

Спасаясь от политических и расовых преследований со стороны наци­стов, почти все философы Европы эмигрировали в Соединенные Штаты и надолго там осели. И поэтому, соглашаясь с Джованной Боррадори, можно говорить, что идеи представителей Венского кружка были переса-


жены на почву Америки. Начал возрождаться интерес к логике. Антимета­физическая направленность побуждала представителей Венского кружка относиться к себе как к ученым, а не как к гуманитариям. Они изолиро­вались от метафизической проблематики, и прежде всего от множества экзистенциальных и герменевтических течений, которые воспринималась ими как нечто многословное, консервативное.

С весомыми теоретическими приращениями в деятельности Венского кружка связаны исследования ведущего австрийского логика Рудольфа Карнапа (1891-1970). Его модель роста научного знания кладет в основу протокольные предложения, которые выражают чувственные переживания субъекта. «Сейчас я вижу зеленое», «здесь я чувствую теплое» — перечень подобных примеров можно продолжить. Предложения типа «я сейчас чув­ствую голод» или «я испытываю боль» для формулирующего их субъекта, если он не симулянт, являются безусловной истиной.

Протокольные предложения как исходный пункт научного исследова­ния имеют следующую форму. «NN наблюдал такой-то и такой-то объект в такое-то время и в таком-то месте». И сам процесс познания представ­лял собой фиксирование протокольных предложений и последующую их обработку с помощью теоретического аппарата науки.

Первоначально члены Венского кружка считали, что достоверность протокольных предложений обеспечивает достоверность всех научных предложений, в случае если последние сведены к протокольным. Прото­кольным предложениям приписывались такие особенности:

- они выражают чистый чувственный опыт субъекта;

- абсолютно достоверны;

- нейтральны по отношению ко всему остальному знанию;

- гносеологически первичны— именно с установления протоколь­ных предложений начинается процесс познания;

- в их истинности нельзя сомневаться.

«Ясно и — насколько мне известно — никем не оспаривается, что по­знание в повседневной жизни и в науке начинается в некотором смысле с констатации фактов и что «протокольные предложения», в которых и происходит эта констатация, стоят— в том же смысле— в начале на­уки», — утверждал М. Шлик5. Первое свойство протокольных предложений заставляло принимать язык, на котором они были сформулированы, как принципиально нейтральное средство познания. В том же случае, если это ставилось под сомнение, опрокидывалась вся предложенная Венским круж­ком конструкция. И сама форма протокольных предложений его предста­вителям виделась по-разному. Если для Р. Карнапа они сводятся к чув­ственным впечатлениям, то О. Нейрат считал необходимым внести в них имя протоколирующего лица, а М. Шлик утверждал, что подобные «кон­статации» должны фиксироваться словами «здесь» и «теперь».

В свете подобных воззрений деятельность ученого выглядела достаточ­но операционально и графологично (описательно). Во-первых, он (был связан с необходимостью установления новых протокольных предложе­ний. Во-вторых, он должен был работать над изобретением способов объе­динения и обобщения этих предложений. Как отмечает А.Л. Никифоров,


«научная теория мыслилась в виде пирамиды, в вершине которой нахо­дятся основные понятия, определения и постулаты; ниже располагаются предложения, выводимые из аксиом; вся пирамида опирается на совокуп­ность протокольных предложений, обобщением которых она является. Прогресс науки выражается в построении таких пирамид и в последую­щем слиянии небольших пирамидок, построенных в некоторой конкрет­ной области науки, в более крупные...»6. Эта первоначальная, наивная схема встречала возражения со стороны самих научных позитивистов.

Вместе с тем весьма спорным оставались предположения и о чистом чувственном опыте. Он, по крайней мере, не способен сохранить свою «чистоту» от языка, посредством которого должен быть выражен. Кроме того, каждый субъект вправе рассчитывать на свой собственный чувствен­ный опыт, а следовательно, встает проблема интерсубъективности на­уки, использующей язык протокольных предложений7. Или же нужно отыс­кивать интерсубъективный протокольный язык, который был бы общим для всех индивидов.

В 30-х гг. состоялась дискуссия по поводу протокольных предложений. Феноменальная трактовка протокольных предложений была заменена «вещ­ной». Последняя предполагала протокольный язык, предложения и тер­мины которого обозначают чувственно воспринимаемые вещи и их свой­ства. Теперь эмпирический каркас науки строился на предложениях, ко­торые не считались абсолютно достоверными, однако их истинность ус­танавливалась наблюдением и в ней не следовало сомневаться. «Листья деревьев оставались зелеными», а «небо голубым» и для Аристотеля, и для Ньютона, и для Эйнштейна. Их протокольный язык был одним и тем же, несмотря на различие их теоретических представлений. Все высказы­вания, претендующие на статус научности, должны быть сведены к про­токольным предложениям. Исходя из данной концепции, смыслом обла­дают только те предложения, которые могут быть сведены к протоколь­ным. А центральным теперь оказывалась процедура наблюдаемости. Вско­ре с данным понятием возникли трудности, опять-таки по причине со­мнений в интерсубъективности наблюдений. Индивидуальные различия наблюдателей в процессе наблюдений, приборная ситуация, когда в роли прибора могут оказаться даже очки или оконное стекло, — всё это стави­ло под сомнение достоверность протокольных предложений.

В основных работах Р. Карнапа «Значение и необходимость», «Фило­софские основания физики. Введение в философию науки», переведенных на русский язык, содержится очень много плодотворных идей в области логической семантики и техники определения предикатов и теоретиче­ских терминов, моделей формализационного языка, способного выра­зить содержание научной теории. Вместе с тем гонение на традиционную метафизическую проблематику не ослабевает. Те предложения, для кото­рых процедура верификации или редукции (сведения) к чувственно дан­ному или данному в наблюдении оказывается невозможной, должны быть устранены из науки. Философия, направленная на обсуждение и пости­жение интеллигибельных сущностей (т.е. исконной философской пробле­матики), с этой точки зрения оказывалась не имеющей смысла. Филосо-


фия может присоединиться к делу очищения от бессмысленных псевдопредло­жений с помощью логического анализа языка науки. Однако дело это нелег­кое. «Как, •— спрашивает Куайн, — антропологу различать предложения, с которыми чистосердечно и постоянно соглашаются говорящие на мес­тном языке относительно случайных эмпирических банальностей, с од­ной стороны, и необходимые концептуальные истины, с другой сторо­ны?» Селларс спрашивает, каким образом авторитет отчетов первого лица, например отчетов о том, какими являются нам вещи, об испытываемой нами боли и мыслях, проходящих перед нашим умом, отличается от ав­торитета отчетов эксперта, например, отчетов об умственном стрессе, брачном поведении птиц, цвете физических объектов. «Мы можем соеди­нить эти вопросы и просто спросить, откуда наши партнеры знают, ка­ким из наших слов стоит доверять, а какие из них требуют дальнейшего подтверждения?»8. Эти и множество других вопросов показывают, сколь бесконечна проблемная область изучения языка науки.

Р. Карнап отводил большое внимание проблеме, определяющей ста­тус и специфику работы философа науки, отмечая, что «старая филосо­фия природы была заменена философией науки. Эта новая философия не имеет дела ни с открытием факта и законов (задача, которую должен решать ученый-эмпирик), ни с метафизическими рассуждениями о мире. Вместо этого она обращает внимание на саму науку, исследуя понятия и методы, которые в ней используются, их возможные результаты, формы суждения и типы логики, которые в ней применяются.... Философ науки исследует логические и методологические основания психологии, а не «природу мысли». Он изучает философские основания антропологии, а не «природу культуры»9.

Р. Карнап уверен, что не следует слишком разграничивать работу уче­ного и работу философа науки — на практике эти две области обычно перекрещиваются. «Творчески работающий физик постоянно сталкивает­ся с методологическими вопросами. Какого рода понятия он должен ис­пользовать? Какие правила регулируют эти понятия? С помощью какого логического метода он может определить эти понятия в суждения, а суж­дения в логически связанную систему или теорию? На все эти вопросы он должен отвечать как философ науки. Очевидно, что на них нельзя ответить с помощью эмпирической процедуры. С другой стороны, нельзя сделать значительную работу в области философии науки без основатель­ных знаний эмпирических результатов науки... Если исследователь в обла­сти'философии науки не будет основательно понимать науку, он не смо­жет даже ставить важные вопросы о ее понятиях и методах»10.

Карнап считает, что одной из наиболее важных задач философии на­уки является анализ понятия причинности и разъяснение его значения. «По-видимому, — замечает он, — понятие причинности возникло как проекция человеческого опыта. Люди примитивной культуры могли вообразить, что элементы природы являются одушевленными, как и они сами, благодаря душе, которая хочет, чтобы происходили некоторые вещи. Это особенно видно по отношению к таким явлениям природы, которые вызывают большой ущерб. Гора будет ответственна за причинение'обва-


ла, а ураган — за разрушение деревни. <...> В настоящее время, — уверен мыслитель, — такой антропоморфный подход к природе более не встре­чается среди цивилизованных людей, и конечно, среди ученых. Строго говоря, причинность — это не вещь, которая может вызвать какое-либо событие, а процесс. Когда ученый пытается объяснить значение «причи­ны», то обращается к таким фразам, как «производит», «вызывает», «со­здает», «творит»11.

Стиль работы Р. Карнапа позволяет сделать вывод, что логик размыш­ляет в категориях новой неклассической парадигмы мышления. «Мы дол­жны включить сюда, хотя мы этого не делаем в повседневной жизни, процессы, которые являются статическими», — настаивает он12:- Стати­ческие процессы, на конечный результат которых влияет множество фак­торов, обозначают любую последовательность состояний физической си­стемы, как изменяющихся, так и неизменных.

Сотрудничавший с Венским кружком член Берлинской группы фило­софии науки Ганс Рейхенбах (1891—1953), немецко-американский фило­соф и логик, ввел важное для философии науки различение между «кон­текстом открытия» и «контекстом обоснования» знания и придавал боль­шое значение установлению понятия объективной истины. Он также ана­лизировал вопросы естествознания: квантовой механики и теории отно­сительности — с целью создать адекватную им философию природы. Его произведения «Направление времени», «Философия пространства и вре­мени» содержат весьма ценные заключения по специальной методологии «координативных дефиниций» как способа задания семантики абстракт­ных математических пространств.

Отто Нейрат (1882-1945), австрийский философ и экономист, был одним из наиболее активных участников Венского кружка. После захвата Австрии немецкой Германией переехал в Голландию, затем в Англию, где до конца жизни преподавал в Оксфордском университете. Нейрат за­нимал радикальную позицию по двум проблемам, обсуждавшимся пред­ставителями Венского кружка: протокольных предложений и единства науки. Он считал, что протокольные предложения не обладают никакими преимуществами по сравнению с другими видами предложений. Критери­ем истинности является не достоверность протокольных предложений, а непротиворечивость утверждений науки. И именно такое непротивореча­щее другим предложениям данной науки суждение может быть выбрано ученым по соглашению с другими учеными в качестве исходного, прото­кольного. Само же соглашение есть личное дело ученого. В этих утвержде­ниях фиксируется соединение конвенциализма и логического позитивизма.

В лице Нейрата задача установления единства знаний объявляется важ­нейшей задачей философии науки. Здесь вновь проводится точка зрения радикального физикализма, согласно которому единство знания достига­ется с помощью единого универсального языка, опирающегося на язык физики и математики. Именно на основе единого языка можно решать следующие проблемы объединения научного знания: установить логиче­ские связи между науками, выработать единую методологию, разработать классификацию наук и проанализировать основные понятия. В отношении


классификации наук Нейрат призывал отказаться от традиционного деле­ния на физические, биологические и социальные. В пределах унифициро­ванной науки и природа, и общество должны изучаться одними и теми же методами. Природные факторы должны пониматься как столь же важ­ные, как и факторы общественной жизни.

Он горячо поддерживал и развивал идею создания унифицированного языка науки, способного обеспечить единство научного знания. Такой язык с необходимостью должен опираться на язык физики и математики. Пос­ле распада Венского кружка все его интересы были сосредоточены в об­ласти экономических исследований.

Деятельность представителей Венского кружка с точки зрения разви­тия научной коммуникации, контактов и единого проблемного поля мож­но рассматривать как образец научного сообщества. Вместе с тем этот этап имел свою ярко выраженную специфику, так как, вытекая из общей дельты философии науки, ответвился в собственное русло развития— в направление аналитической философии.

ЛИТЕРА ТУРА

1 Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1991. С. 137.

2 Американский философ Джованна Боррадори беседует с Куайном, Дэвид­соном, Патнэмом и др. М., 1998. С. 27.

3 Шлик М. Поворот в философии // Хрестоматия по философии. М., 1997. С. 135.

4 Там же. С. 137.

5 Цит. по: Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998. С. 26.

6 Там же. С. 24.

7 Современная западная философия. Словарь. М., 1991. С. 253. 3 Рорти Р. Указ. соч. С. 128.

9 Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971. С. 252-253.

10 Там же. С. 253-254.

11 Там же. С. 255, 256.

12 Там же. С. 257.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 672 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2551 - | 2214 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.