Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел II. Специфические особенности современных наук.




 

Постнеклассический этап развития науки, начавшийся в 1945 году – с развития атомной энергетики и продолжающийся поныне, характеризуется взрывным возникновением принципиально новых наук и областей исследования: кибернетика, космонавтика, генная инженерия, радиотелескопия, космология, синергетика, биоэтика, антропный космологический принцип.

Практически все они характеризуются схожим набором специфических особенностей.

Во-первых, чаще всего новые науки имеют междисциплинарный характер. Если в предыдущие эпохи господствующим было движение наук по пути узкой специализации, то сейчас возобладал обратный процесс, в связи с чем все чаще используется известное речение, что время разбрасывать камни прошло, наступило время их собирать.

Во-вторых, если в классическую эпоху человек изгонялся из картины мира, ибо считалось, что чем меньше в теории человека, тем более объективным, т.е. истинным будет наше знание, то сейчас возобладало противоположное мнение, что вне и без человека окружающий мир правильно познан быть не может. Ученые начинают все больше осознавать правоту философов, давно утверждавших, что человек есть поле пересечения всех планов бытия (Бердяев), конспект мира (Флоренский).

В-третьих, в силу указанных двух фактов, ученые во все большей степени начинают нуждаться в философии, тянутся к ней. И нередко от ученых можно услышать мнение, что мы когда-то вышли из философии, а сейчас нас тянет вернуться обратно в ее лоно.

Сказанное мы попытаемся проиллюстрировать на примере двух наук. И хотя учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере оформилось в первую половину 20 века, т.е. в эпоху неклассической науки, но по всем своим признаках оно принадлежит эпохи науки постнеклассической.

 

 

Глава 6. Человек на пути к новому диалогу с природой. (По трудам В. И. Вернадского)

 

Развитие современной цивилизации все меньше допускает простые оптимистические прогнозы относительно перспектив человечества. В первую очередь под вопрос ставится сама возможность его выживания в тех природных условиях, кото­рые созданы переходом от простого согласования с природой к сознательному и целесообразному ее преобразованию, к про­изводящей экономике. Убежденность человека в своем могу­ществе уменьшается по мере того, как «вторая природа», искусственная, приобретая все большую самостоятельность и способность к саморазвитию, приводит к устрашающему обострению экологических проблем, противопоставлению ре­зультатов индустриализации гуманистическим ценностям. Становится очевидно, что принцип покорения природы, до сих пор находящийся в основе отношения человека к окружающей среде, настоятельно требует своего пересмотра.

Во 2-й половине XX в. обнаружился широкий спектр кон­цепций, выражающих различные настроения и оценки в отно­шении взаимосвязи человека и природы. Заметным явлением в последнее время стала, в частности, ориентация на «рево­люцию в человеке», «этическую революцию». По убеждению Э. Фромма, например, «впервые в истории физическое выжи­вание человеческого рода зависит от радикального изменения человеческого сердца».[21] Сходную мысль о том, что все сводится к проблемам человека и к наукам о человеке, высказывает в отечественной литературе академик Н. Н. Моисеев.[22]

Несомненно, человечество находится на пути поиска нового диалога с природой, который требует объединения усилий специалистов различного профиля. В этом плане чрезвычай­ное мировоззренческое и методологическое значение имеет наследие великого русского ученого, академика В. И. Вернад­ского, в должной мере невостребованное до сих пор.

6.1. В. И. Вернадский о биосфере и живом веществе

В. И. Вернадский (1863—1945) относится к числу мысли­телей, научные идеи которых определили интеллектуальную атмосферу нашего столетия. Знакомство с учением великого российского натуралиста о биосфере и ее переходе в ноосферу является непременной составляющей облика современного специалиста, ибо в нем (в учении) содержится не только син­тез достижений современной мировой науки, но и прогнозы и разработки, осуществление которых — дело настоящего и бу­дущего.

Новизна многих принципиальных идей Вернадского отно­сительно взаимосвязи человека и природы проистекает от то­го, что на эту проблему он смотрит глазами биогеохимика. Для него человек не просто живое вещество, обитающее на поверхности Земли, а биогеохимическая функция, функция биосферы, неотъемлемая сторона организации биосферы и од­новременно огромная геологическая сила, ее определяющая.

Вернадский начал работу над проблемой биосферы в на­чале XX в. Этот период характеризуется крутой ломкой мно­гих естественнонаучных представлений: закладываются осно­вы квантовой механики, создается теория относительности,— которые подводят черту под господством классической меха­ники и формируют новую картину мира.

Классическая, или ньютонианская, механика занимала до­минирующее положение в естествознании XVII—XIX в. Ос­новные принципы ее состоят в следующем: в природе все события однозначно определены начальными условиями, ис­ключающими случай; между прошлым и будущим нет прин­ципиального различия, время обратимо; природа — грандиоз­ный механизм, не нуждающийся в человеке. Человек вопрошает природу, но не участвует в ее событиях; место человека — вне природы, цель его— изучать и подчинять природу.

Теория относительности А. Эйнштейна является, строго говоря, теорией конкретности пространства-времени и с необ­ходимостью требует включения в систему координат, т. е. в определенную систему природных связей, человека. Неожи­данно оказалось, что квантовая механика тоже требует вклю­чения человека в свой аппарат: математические формулы — язык квантовой механики — отображают не природу как та­ковую, а человеческое знание о ней; естествознание дает не картину природы, как ее понимала классическая механика, а картину отношения человека к природе.

Но если современной физике проблема человека была как бы навязана самими выводами науки и до сих пор еще не на­шла своего решения, то Вернадский независимо от Эйнштейна и творцов квантовой механики и одновременно с ними присту­пил к созданию концепций, синтезирующей явления жизни и явления мертвой природы, которые с геологической точки зре­ния оказываются моментами единого процесса. Отрицая абст­рактные концепции физики и механики, он выступил за созда­ние теории, в которую входил бы элемент живого. Он привет­ствовал появление теории относительности Эйнштейна, по­тому что «с принятием представлений о пространстве, време­ни, тяготении, материи и энергии, отвечающих теории относи­тельности, физическое мировоззрение чрезвычайно приближа­ется к натуралистическому, и мы теперь находимся у предела нового великого синтеза представлений о природе, послед­ствия которого нам сейчас даже трудно учесть при всех усло­виях нашего проникновения в будущее».[23]

Обобщая громадный естественнонаучный материал, Вер­надский убедительно показал, что живое вещество и. челове­чество как часть живого вещества представляют собой неотъ­емлемые элементы процессов, которые происходят в земной коре и обнаруживаются в биосфере.

Как геологическое явление биосфера — земная оболочка, обнимающая весь земной шар и имеющая четко выраженные размеры. В разрезе планеты она в среднем поднимается на 20—25 км выше уровня геоида и опускается на 4-—5 км. ниже этого уровня. Но, считает Вернадский, в морских глубинах биосфера может опускаться глубже 11 км,«а в стратосфере она зашла уже за 40 км и быстро поднимается. В ходе геологиче­ского времени наблюдается, по-видимому, процесс непрерыв­ного расширения границ биосферы. Биосфера является планетным образованием космического характера. Она может рассматриваться как область земной коры, занятая трансформаторами, которые переводят косми­ческие излучения в действенную земную энергию — электри­ческую, химическую, механическую, тепловую и т.д.

Структурно биосфера состоит из природных тел, которые подразделяются на живые и косные. Живые природные тела включают в себя организмы, начиная от бактерий и кончая человеком, а косные — это, например, газы, атмосфера, гор­ные породы, химические элементы, кварц и т. д. Помимо этих тел в биосфере огромную роль играют разнородные природ­ные тела, состоящие из живых и косных природных тел, био­косные природные тела, например илы, почвы, поверхностные воды. Биосфера, таким образом, является сложным планет­ным биокосным природным телом. Различие между живыми и косными природными телами так велико, что переход одних в другие в земных процессах никогда и нигде не наблюдается. Вместе с тем между живыми и косными природными телами идет непрерывный материальный и энергетический обмен.

Материальный и энергетический обмен между живыми и косными природными телами вызывается живыми природны­ми телами и выражается закономерно меняющимся, непре­рывно стремящимся к устойчивости равновесием. Это устой­чивое равновесие есть непрерывная, никогда не прекращаю­щаяся связь, которая может быть выражена как непрерывный биогенный ток атомов из живого вещества в косное вещество биосферы, и обратно. Благодаря этому процессу в биосфере поддерживается динамическое равновесие, организованность: «биосфера живое вещество».

Определяющим моментом в возникновении и существова­нии биосферы является живое вещество. Согласно Вернад­скому оно не тождественно ни биологическому, ни философ­скому, ни тем более обыденному представлению о жизни; жи­вое вещество для него — эмпирическое обобщение, которое охватывает все живые организмы в их совокупности. Живое вещество, как и биосфера, обладает особой организованностью и может рассматриваться как особое естественное тело. По­следнее обладает такими свойствами и проявлениями, кото­рые не присущи отдельному организму, входящему в совокуп­ность живого вещества.

Живое вещество, будучи неотъемлемой частью и функцией биосферы, сказывается в ней в физическом, химическом, гео­логическом и биологическом отношениях, а тем самым к нему имеют причастность многие науки, но ни одна не исчерпывает его до конца. Вернадский создает новую науку — биогеохимию, которая синтезируя геологию, геохимию, химию и физику, ис­следую живое вещество в атомном аспекте. Биогеохимия по­зволяет, во-первых, выделить живое из всей массы косного на планете, во-вторых, понять взаимодействие между живым и косным веществом на материально-энергетическом уровне. Это, в свою очередь, делает возможным взгляд на биосферу как на планетный процесс космического характера, ибо помо­гает установить ее связь с Солнцем, космическими и радиаци­онными излучениями. Биогеохимия, таким образом, открывает возможность совершенно нового подхода к изучению живого вещества.

Размышляя о роли новой науки, Вернадский приходит к выводу, что в ней живое вещество должно быть выражено так же как, например, в физических науках косные тела. Тогда живое вещество могло бы рассматриваться как однородное, характеризуемое массой, элементарным химическим составом, особым пространством-временем и геохимической энергией, т.е. как аналогичное другим веществам земной жоры — воде, твердым минералам и горным породам, которые совместно с живыми организмами строят геохимические процессы.

Будучи так взятым, живой организм в биогеохимии ока­жется совершенно отличным от того же организма в биологии. Например, вид для биолога, считает Вернадский, есть сово­купность морфологически однородных неделимых; он опреде­ляется формой тела, гистологическим и анатомическим строе­нием, физиологическими функциями, явлениями питания и т. п. Числовые данные — вес, объем, способ размножения, размеры — даются далеко не всегда, а если даются, то скорее в качественном их проявлении, для иллюстрации.

Биогеохимик в отличие от биолога имеет дело с совокуп­ностями и со статистическими выражениями явлений. Биогеохимия определяет видовое живое вещество, в котором выделя­ется следующие числовые константы: а) среднее число атомов в среднем неделимом вида для всех химических элемен­тов, входящих в данное живое вещество; б) средний вес сред­него неделимого; в) средняя скорость заселения биосферы; г) особенность пространства-времени данного живого веще­ства. Кроме того, биогеохимия анализирует видовое живое вещество в биосфере как планетном явлении, тогда как биолог рассматривает вид в среде, на локализованной земной поверх­ности.

Биогеохимический и биологический подходы к виду при всем их различии, убежден Вернадский, взаимно дополняют друг друга. Живое однородное вещество биогеохимии и вид биологии тождественны, но выражены различно. Иное, чем в биологии, выражение живого вещества позволяет биогео­химии (с учетом роли живого вещества в биосфере) сделать вывод, что масса живого вещества в биосфере должна оста­ваться в общем неизменной в течение всего геологического времени и колебаться в пределах 0,25% от общей массы био­сферы. Отсюда вытекает, что в течение всего геологического времени существования биосферы в ней происходили в преде­лах живого вещества только перегруппировки химических элементов, а не коренные изменения их состава и количества.[24]

Биогеохимичеркий подход позволяет представить живое вещество и его роль в истории химических элементов Земли как биогенную миграцию химических элементов биосферы — такое их перемещение, которое вызвано живым веществом. Биогенная миграция является частью другого процесса био­сферы — общей миграции ее элементов, которая идет под влиянием энергии Солнца, энергии тяготения и воздействия внутренних частей земной коры на биосферу. Существует не­сколько значительно различных форм биогенной миграции, но все они теснейшим образом связаны с веществом живого ор­ганизма. Именно эта связь допускает возможность проследить эволюцию видов живого вещества с биогеохимической точки зрения. Исследуя живое вещество, Вернадский пришел к выводу, что все без исключения геохимические функции живого ве­щества в биосфере могут быть осуществлены простейшими одноклеточными организмами, что один какой-либо организм не мог бы исполнить все геохимические функции и что в ходе геологического времени происходила смена организмов, реа­лизующих данную функцию без изменения самой функций.

Лишь с появлением в биосфере цивилизованного человечества один организм оказался способным одновременно вызывать разнообразные химические процессы. Но это осуществляется не физиологической работой организма, а за счет разума и техники. Иначе говоря, в течение геологического времени в биосфере осуществлялась смена форм биогенной миграции, что повлекло за собой модификацию форм живого вещества. Вернадский выделил следующие формы биогенной миграции, вызывающие изменения форм живого вещества. Во-первых, биогенная миграция, порожденная самим существова­нием организмов, их дыханием, питанием, внутренним мета­болизмом, размножением и т. п. Это основная форма биоген­ной миграции, количественное значение которой точно опре­деляется массой живого вещества, существующего в данный момент на планете. Во-вторых, биогенная миграция, связан­ная с интенсивностью биогенного тока атомов. Эта форма биогенной миграции зависит не от массы живого вещества, аот интенсивности движения этих атомов, неразрывно связан­ного с живым веществом. В-третьих, биогенная миграция ато­мов, которая производится техникой жизни организмов, та­ких, например, как бобры, кроты, муравьи, и др. Исключи­тельного уровня развития эта форма биогенной миграции ато­мов достигла у человека.

Исследуя формы биогенной миграции, Вернадский сфор­мулировал два биогеохимических принципа. Первый состоит в том, что биогенная миграция химических элементов в био­сфере стремится к максимальному своему проявлению. Дейст­вие этого принципа наблюдается в захвате биогенной мигра­цией всего возможного пространства, доступного ей по массе живого вещества и технике eгo жизни, и в давлении живого вещества (что обнаруживается, в частности, в борьбе за су­ществование или в возрастании солидарности). Усиление всюдности живого вещества и его давления приводит к эво­люционным изменениям форм живого вещества, которые, в свою очередь, увеличивают всюдность и давление жизни, расширяют ее область.

Таким образом, первый принцип биогенной миграции ука­зывает на источник эволюционных изменений живого вещест­ва, смысл которых состоит в том, что наблюдаемое на нашей планете изменение форм живого вещества в течение геологи­ческого времени увеличивает проявление биогенной миграции химических элементов в биосфере.

Эволюция форм живого вещества происходит в биосфере, влияя на нее таким образом, что эволюция форм живого ве­щества переходит в эволюцию биосферы. Исходя из этого Вернадский сформулировал второй биогеохимический прин­цип: эволюция видов, приводящая к созданию форм живого вещества, устойчивых в биосфере, должна идти в направле­нии, увеличивающем проявление биогенной миграции атомов в биосфере. Второй принцип является логическим развитием первого и обращает внимание на изменение организованности биосферы, т. е. указывает на существование определенного направления, в котором должен идти эволюционный процесс. «Взятая в целом,— пишет Вернадский,— палеонтологическая летопись имеет характер не хаотического изменения, идущего то в ту, то в другую сторону, а явления определенного, раз­вертывающегося все время в одну и ту же сторону — в направ­лении усиления сознания, мысли и создания форм, все более усиливающих влияние жизни на окружающую среду. Сущест­вование определенного направления эволюции видов может быть точно установлено наблюдением».[25]

Резюмируя свои размышления о биогеохимическом подходе к эволюции живого вещества, Вернадский пришел к выводу, что глубокое изучение биогеохимических явлений приведет науку к пониманию неразрывности проявления живого веще­ства и явлений физического строения мира, к осмыслению проникновения явлений живого в построение физических тео­рий. Во многом эти прогнозы оправдались, но такие его пред­положения, как, например, направленность эволюции, только в наше время получают свою дальнейшую разработку.[26]

Прямым и очевидным следствием из биогеохимического подхода к эволюции живого вещества является положение о непрерывной связи организма и среды, живого вещества и биосферы. После Вернадского имеются все основания гово­рить не об организме и среде его обитания, а об отношении «организм — среда» в их неразрывном единстве.

6.2. Биосфера и человек

Эволюция человека является закономерным продолжением эволюции форм живого вещества в биосфере. В этом смысле человек есть природное явление, отвечающее геологически сложившейся организованности биосферы, т. е. применительно к человеку как форме живого вещества действуют те же био­геохимические принципы, что и в отношении других форм жи­вого вещества. Вместе с тем нельзя забывать, что появление человека означает возникновение в биосфере сдвигов, придаю­щих ей новые качественные характеристики. Человек пришел на смену формам живого вещества, которые уже исчерпали свои возможности в доведении биогенной миграции химических элементов в биосфере до максимума. Исчерпав свои воз­можности, предшествующие человеку формы живого вещества подготовили переход организованности биосферы в новое ка­чество, где соответственно и уровень максимума биогенной миграции должен был стать иным. Иначе говоря, на Земле с появлением человека возник новый геологический фактор, небывалый по силе и общности. У этого вновь возникшего вида живого вещества нет пределов всюдности и усилению давления на жизнь. Тенденции его развития требуют созда­ния человечества как единого целого, которое действует в мас­штабе планеты. Можно с уверенностью говорить, что сущест­вование человека в биосфере не есть кратковременное и пре­ходящее геологическое явление. С появлением человека начи­нается новая эра в истории Земли, которая характеризуется резким изменением всей фауны и флоры, уничтожением ог­ромного числа видов и созданием новых культурных сортов. Наряду с этим стихийно совершается изменение диких видов организмов, приспособляющихся к новым условиям жизни. Один вид организмов — человек — охватил всю планету и за­нял господствующее среди живого положение.[27]

До сих пор мы ограничивались внешним описанием эволю­ции человека в биосфере, говорящим больше о том, в резуль­тате чего появился на планете человек и какие следствия это повлекло за собой. Теперь сделаем попытку вскрыть меха­низм, позволивший человеку закрепиться на Земле и стать господствующим видом среди других видов живого вещества. Но для этого надо вспомнить второй биогеохимический прин­цип биогенной миграции (который обусловливает направлен­ность эволюции живого вещества), ибо проблема биогеохи­мической культурной энергии связана в основном с направ­ленностью эволюции, в свою очередь, порожденной на уровне человека разумом и техникой, т. е. мыслью и ее предметным осуществлением.

Возникновение и существование разума Вернадский свя­зывал с эволюцией нервной системы, открытой американским минералогом и биологом Дана. Дана обнаружил, что в ходе геологического времени наблюдается скачкообразное усовер­шенствование центральной нервной системы, начиная от рако­образных и кончая человеком. Это явление было названо им цефализацией. Раз достигнутый уровень центральной нервной системы в дальнейшем не идет уже вспять, только вперед.

Одновременно с разумом у человека появляется новый, присущий только ему вид энергии — культурная биогеохими­ческая энергия, которая является результатом изменения, как выражается Вернадский, техники жизни. Энергия, связанная с техникой жизни, присуща в зачаточной форме и некоторым животным (кроты, термиты и т. п.), но расцвета достигает только у человека. Это объясняется, по мнению Вернадского, ростом разума, но, главным образом, уточнением и углубле­нием его использования, связанными с сознательным измене­нием социальной обстановки, в частности, с ростом научного знания. Биогеохимическая культурная энергия человека явля­ется новой геологической силой, посредством которой человек способен целиком переработать всю окружающую его приро­ду. Кроме того, важно не упускать из виду, что эта энергия порождена всем ходом развития биосферы и живого вещества, а следовательно, неразрывно связана со всей его биогеохими­ческой энергией.

Вместе с появлением культурной биогеохимической энер­гии в биосфере усиливается и новая биогенная миграция, ко­торая обусловлена теми косвенным образом связанными с жи­вым веществом изменениями в положении атомов, которые являются следствием брошенных организмами в биосферу но­вых соединений. Выражаясь иначе, это значит, что новая био­геохимическая энергия вызвала к жизни и новую биогенную миграцию, которая основанием имеет опосредованную связь между явлениями биосферы и которая становится в эпоху че­ловека самой мощной формой биогенной миграции. Именно появление биогенной миграции, связанной с опосредованием, позволило человеку занять господствующее положение в био­сфере. Примерами такой связи, имеющей гигантское значение для всей истории человечества, служат овладение огнем и появление и развитие земледелия. Но, так сказать, централь­ным пунктам, в котором новая биогенная миграция выступила во всем своем блеске, является, конечно, возникновение ору­дий труда. Только благодаря последним у человека появилась возможность открыть новые формы энергии (химическая, электромагнитная и т.п.) и освоить их. Человек научился пе­реносить энергию и овладел планетой не только в ее веществе, но и в ее энергии, стал творческой, сознательной геологи­ческой силой.

Можно, таким образом, сказать, что биогеохимическая культурная энергия явилась тем фактором, который сделал человека господствующим видом живого вещества в биосфере и превратил его в силу, своим трудом и разумом переводящую биосферу в новое ее состояние — в ноосферу.

Резюмируя оказанное, можно сделать следующие выводы: 1) начало нового, человеческого, этапа в истории биосферы связано с появлением биогеохимической культурной энергии человечества, повлекшей за собой новую биогенную миграцию, имеющую основанием опосредованную связь между явлениями биосферы; 2) возникновение новой формы связи знаменует начало собственно исторического развития человечества. Этим, считает Вернадский, устанавливается теснейшая связь между геологическими явлениями и историей человечества. История человечества должна иметь направленность, опреде­ляемую своим геологическим субстратом, который от челове­ческой воли не зависит. Исторический процесс коренным обра­зом меняется. Человечество, взятое в целом, становится мощ­ной геологической силой, которая сознательно, а главным об­разом бессознательно, резко меняет биосферу. Это стало эм­пирическим стихийным фактом, отрицать который невозмож­но. По реальному ходу истории человечества, приведшему к этому результату, видно: человек шел тем путем, что захваты­вал техникой своей жизни все новые и новые формы энергии и перерабатывал их своим разумом и своей работой для те­кущих целей своей жизни, не задумываясь о последствиях. Исторический процесс — проявление всемирной истории чело­вечества— обнаруживается теперь как природный, огромного геологического значения феномен, где все отчетливее обнару­живается различие между историческим и геологическим вре­менем.

Вместе с характером исторического процесса изменился и взгляд человека на самого себя. Во-первых, он окончательно утвердился во мнении, что является результатом длительной эволюции всего живого вещества биосферы. Во-вторых, чело­век резко переменил представление о своем положении в кос­мосе: с одной стороны, он обнаружил свою чуждость всему окружающему, а с другой — свою неразрывную связь со всем существующим. Кроме того, он пришел к выводу, что служит лишь промежуточным звеном в длинной цепи существ, кото­рые имеют прошлое, и, несомненно, будут иметь будущее.

Наступление этого будущего, согласно Вернадскому, под­готавливается и определяется, прежде всего наукой как новой геологической силой в биосфере. Появление научной мысли он связывает с направленностью эволюции биосферы, т.е. с возникновением разума и изменением техники жизни. Как и все остальные вопросы, науку он рассматривает сквозь приз­му биогеохимического процесса биосферы, поэтому научная мысль видится натуралисту в русле синтеза разума и труда человека в пределах биогеохимической энергии. «Появление разума и наиболее точного его выявления — организации нау­ки— есть первостепенный факт в истории планеты, может быть, по глубине изменений превышающий все нам известное, раньше выявлявшееся в биосфере. Он подготовлен миллиар­дом лет эволюционного процесса, и мы видим сейчас его дей­ствие самое большое только в геологических минутах».[28]

Эти слова можно, пожалуй, считать ключевыми в понима­нии Вернадским науки, ее природы и роли в биосфере. С его точки зрения, наука — самая молодая геологическая сила че­ловека, которая явилась результатом направленного процесса эволюции биосферы и которая несет в себе как историю, так и настоящее ее организованности. Кроме того, поскольку он видит в науке выражение второго биогеохимического принци­па, для него главным моментом науки является ее действен­ность. Он учитывает, что наука включает в себя требование осмысления теоретических представлений, исканий научной истины ради нее самой (наряду с философским и религиозным пониманием окружающего человека мира), но главным для него остается то, что научная мысль родилась в гуще жизни как поиск ответа на вопросы сугубо практического, даже при­кладного характера.

Далее, зарождение и развитие науки явилось не результа­том работы отдельных умов, а плодом коллективных дейст­вий. Именно массы людей, занятые решением конкретных практических задач, часто полуграмотные, вносят существен­ный вклад в развитие научной мысли, наряду с учеными-про­фессионалами образуют научную среду, без которой науки не существует. В связи с этим Вернадский пишет: «Наука есть проявление действия в человеческом обществе совокупности человеческой мысли».[29] Подобно организованности биосферы, которую наука выражает через совокупное проявление челове­ческой мысли, научная мысль не является логически стройной системой знания, во всех своих основах сознательно опреде­ляемой разумом. Она полна непрерывных изменений, исправ­лений и противоречий; подвижна чрезвычайно, как жизнь; сложна в своем содержании.

Кроме того, являясь видом деятельности людей, наука ока­зывается проявлением биосферы, геологического процесса ее развития, и как таковая она постоянно развивается, не знает возвратов, и ей свойственны черты, роднящие ее с природным процессом. Во все времена науке присуща направленность развития, кумулятивность и скорость. Вернадский считает, что только в истории научного здания существование прогресса является доказанным. Что касается темпов развития науки, то здесь наряду с плавными движениями и даже застоями наблюдаются временные отрезки, для которых характерен взрыв творчества. В современной науке такое взрывное состоя­ние началось в начале XX в. и продолжается до настоящего времени. Оно носит не разрушительный, а созидательный ха­рактер. В такие периоды, считает Вернадский, все старое в на­уке освещается новым светом, обнаруживает неожиданные стороны. В связи с этим, согласно Вернадскому, особую зна­чимость приобретает обращение к истории научной мысли. Ее нельзя рассматривать только как ветвь гуманитарного зна­ния, она является хранилищем истории биосферы, а потому ее изучение практически важно.

Говоря о научном взрыве, Вернадский обращает внимание на его связь с нарождением, причем одновременным, талант­ливых людей. Это условие, считает он, далеко от полного его понимания, но оно настолько важно, что исчезновение не­скольких таких представителей научной мысли может затор­мозить, а то и оборвать на долгое время продвижение науки вперед.

Обращая внимание на современный этап в развитии науч­ной мысли, Вернадский пишет, что фактически через явления жизни, стихийно наука все больше внедряется в государст­венные мероприятия. Конфликт государства и науки, если он имеет место, носит временный характер, ибо научная мысль — процесс, корнями своими уходящий в глубь геологического времени, тесно связанный с энергетическими проявлениями эволюции организмов, и он не может быть сдвинут в своем течении силами, проявляющимися в недрах времени истори­ческого. В жизнь вступает новая идея, неизбежно, рано ли, поздно ли, но в государственно-реальное время побеждаю­щая,— идея о государственном объединении усилий челове­чества. Она может иметь место только при широком исполь­зовании средств природы на благо государства, по существу — народных масс, что возможно лишь при коренном изменении положения науки и ученых в государственном строе. В сущности, это — государственное проявление перехода биосферы в ноосферу. Вместе с увеличением значения науки в государ­ственной жизни, неизбежно, в конце концов, и другое изменение в конструкции государства — усиление его демократиче­ской основы, ибо наука, по сути дела, глубоко демократична. Как биосфера в своем развитии не знает границ и делений, так и научная мысль постепенно, по мере сглаживания разли­чия между историческим и геологическим временем, приобре­тает вселенский, интернациональный характер. Наука, если понимать под ней силу, переводящую биосферу в ноосферу, явится тем двигателем, который уничтожит национальные границы и приведет людей к слиянию их в единое челове­чество.

 

6.3. Биосфера и ноосфера

Законченной теории ноосферы Вернадский не создал. Он не раз обещал написать очерк или главу в труде, но ограни­чился небольшой работой «Несколько слов о ноосфере». Раз­работать теорию ноосферы — значит создать концепцию кос­мического назначения человека, т. е. антроподицею, взяв за основу биогеохимический подход. Кроме того, это должна быть одновременно и попытка выработки нового взгляда на историю, что вполне соответствовало бы замыслам самого натуралиста. В ноябре 1936 г. в письме Б. Л. Личкову он пи­шет: «Ввожу новое понятие «ноосферы», которое предложено Леруа в 1929 г. и которое позволяет ввести исторический про­цесс человечества как продолжение биогеохимической истории живого вещества».[30]

Если кратко изложить, что высказано Вернадским о ноо­сфере, то получится следующее: человечество входит в ноо­сферу; она —последнее из многих состояний эволюции био­сферы в геологической истории, состояние наших дней; ноо­сфера— дело разума и труда человека и представляет собой стихийный геологический процесс. И если бы не совершенно новый смысл, вложенный Вернадским в понятия «разум» и «труд», то теория ноосферы была бы набором довольно три­виальных утверждений. Обращаясь к проблемам ноосферы, легко впасть в ошибку и оказаться в области общих рассуждений, если не отказать­ся от ходящих представлений о мысли. Вернадский не прием­лет общепринятых положений о разуме, о научной мысли, ре­зонно считая, что они — порождение теоретизирования, пропи­танного рационализмом, который ведет свое начало от зна­менитого «я мыслю» Декарта.

Иначе говоря, Вернадский стремится отойти от традиции в понимании разума, которая началась в XVII в., расцвела в последующие столетия и стала сдавать свои позиции только в 1-й трети XX в. Он охвачен стремлением создать такую тео­рию разума, в которой человеческая мысль являлась бы функ­цией биосферы, а не только организма. На смену рационалис­тическому «я мыслю» должен, по его убеждению, прийти прин­цип «во мне мыслится», согласно которому мышление будет объективным процессом проявления организованности био­сферы в человеке. Для Вернадского научные дисциплины о строении орудия научного познания неразрывно связаны с биосферой и могут быть научно рассматриваемы как гео­логический фактор, как проявление ее (биосферы) организо­ванности. Это науки о духовном творчестве человека в соци­альной обстановке, науки о мозге и органах чувств, пробле­мах психологии и логики. Они обусловливают искание основ­ных законов человеческого научного познания, той силы, ко­торая в нашу геологическую эпоху, охваченную человеком, превратила биосферу в естественное тело, новое по своим геологическим и биологическим процессам,— в ноосферу. Са­ма наука, как деятельность организованного человеческого разума, является для него в своем историческом процессе пря­мым продолжением создания мозга — аппарата homo sapiens, развившегося в социальном процессе; она становится силой, превращающей биосферу в ноосферу. Вернадский, таким об­разом, отвергая крайности рационализма, хочет возродить на биогеохимической основе принцип, ведущий свою историю от Ф. Бэкона, согласно которому знание есть сила, ибо только в этом понимании разум предстанет геологической силой, пе­реводящей биосферу в ноосферу.

Разум, взятый сам по себе, есть потенция, которая прояв­ляется как мощь, действительная только в труде. Строго го­воря, в концепции Вернадского о биосфере и ее переходе в ноосферу ни разум, взятый сам по себе, ни труд в его от­дельности от разума не существуют, ибо они — разные сторо­ны биогеохимической культурной энергии. «Человек,— пишет Вернадский,— ввел в структуру планеты новую форму действия живого вещества на обмен атомов живого вещества с кос­ной материей. Раньше организмы влияли на историю только тех атомов, которые были нужны для их роста, размножения, питания, дыхания. Человек расширил этот круг, влияя на эле­менты, нужные для техники и для создания цивилизованных форм жизни. Человек действует здесь не как homo sapiens, а как homo sapiens faber».[31] Другими словами, живое веще­ство биосферы в форме человека выступает «в роли творящего разума, т. е. той силой, которая нарушает вековой (геологи­чески вековой) уклад биосферы тем, что вызывает особую биогенную миграцию, влекущую за собой те косвенным обра­зом связанные с живым веществом изменения в положении атомов, которые являются следствием брошенных организ­мами в биосферу новых соединений. С этого момента в био­сфере появляется труд в качестве новой силы, ее изменяющей, и прекращается только биологическое развитие человека. Точ­нее сказать, именно с этого периода начинается собственно человек, и наряду с биологическим его развитием вступает в права развитие социальное, вместе, с чем начинается новая эпоха в эволюции биосферы — ноосфера.

Человек, разум и труд возникают одновременно как про­явление того, что в биогеохимических процессах биосферы появилась биогеохимическая культурная энергия, результатом обнаружения которой стала история цивилизованного челове­чества.

Логика поисков и размышлений Вернадского направлена на диалектику этих двух сторон: биогеохимической энергии биосферы и трудовой деятельности человечества, — потому что именно их взаимосвязь обусловливает дальнейшую эволюцию биосферы. Кроме того, именно появление цивилизованного че­ловечества означает для Вернадского возникновение разума как геологической стихийной силы, объективно созидающей ноосферу.

Возникновение и становление ноосферы, длящееся мил­лионы лет, свидетельствует, что в биосфере главной силой развития стал человек. Отмечая все возрастающий масштаб изменений, вносимых человеком в структуру биосферы, Вер­надский замечает, что в человечестве можно ожидать измене­ния, ведущие к большей его независимости от всего живого. Учитывая, что, как считает Вернадский, человек в своем раз­витии перейдет в состояние homo sapiens faber, можно предположить, что в развитии ноосферы произойдут изменения, но какие? Определенно ответить на этот вопрос сейчас вряд ли возможно, но согласиться с тем, что это будет период сосуще­ствования человечества с живым биосферы, пожалуй, надо. К этому подталкивают особенности переживаемого челове­чеством периода.

Наследие Вернадского, содержание его идей могут крити­чески переосмысливаться в наше время, что выражается, в частности, в стремлении отделить в них реальное от утопи­ческого.[32] Однако мысли о человеке как основном «геологообразующем факторе» на нашей планете и переходе биосферы в ноосферу являются одними из основополагающих для формирования общей стратегии во взаимоотношениях человечест­ва и природы. Развитием основных идей Вернадского можно считать разрабатываемую в настоящее время в отечественной и мировой литературе концепцию коэволюции человека и биосферы. Под коэволюцией понимается стратегия взаимного приспособления человека и природы, что означает в принципе определенный компромисс между «невмешательством» и «покорением» природы, требование очень точной согласованно­сти в характере эволюции человеческого общества и природы. В методологическом отношении идея коэволюции опира­ется на анализ целостных систем как комплексов, связанных функционально, как полифонических гармонически-системных образований и на трактовку диалектики как диалога, теории, допускающей наряду с непрерывной сменой, «снятием» форм их динамическое равновесие, сосуществование.[33] Идеи коэво­люции, особенно активно разрабатываемые под эгидой Меж­дународного института жизни в Париже, становятся принци­пиально важными в современных поисках стратегии выжива­ния человечества.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 456 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2334 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.