ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное учебное пособие написано для магистров и аспирантов, т. е. для становящихся ученых, избравших научную деятельность своей профессией.
Из бесконечного многообразия мировой философской мысли авторы выбрали то, что, по их мнению, максимально соответствует интересам научных работников. В центре внимания книги (раздел III) — философия и методология науки, поскольку именно в разработке науковедческих и методологических вопросов философия наиболее полезна науке. Чтобы сделать эту полезность предельно выпуклой, очевидной, раздел I книги посвящен судьбам вечного диалога философии и естествознания.
Разрушение тоталитарного режима привело и к ликвидации в философии такого чужеродного, искусственного образования, каким был исторический материализм. Исторический материализм изначально был призван идеологически оправдать концепцию всевластия государства при бесправии личности, поэтому совершенно естественно это образование гибнет вместе с породившим его режимом, и философия вновь возвращается к тому, чем занималась всегда,— к анализу основных проблем человеческого бытия. Поэтому философия теперь определяется не как наука о всеобщих законах природы, общества и познания, а как наука о всеобщих характеристиках мира, месте человека в этом мире, его способностях познавать этот мир и воздействовать на него. Отсюда следует, что из общественной, социально-политической науки философия вновь становится наукой гуманитарной. В эпоху гуманитаризации образования и всех сторон жизни возродившаяся гуманитарная составляющая философии — важнейший канал связи ее со всеми науками и практикой.
Наше отношение к марксистской философии вытекает из убеждения, что и бездумное восхваление марксизма, и бездушное его очернительство (а это две стороны одной и той же медали) — удел клерков от философии. Философы же относятся к марксизму так, как и к любому существующему в истории философии направлению, т. е. уважительно-критически. Причем критическое отношение к марксизму берется в контексте более широкого критического отношения к односторонности рационалистической мысли, традиционно свойственной европейской культуре. На этой основе делаются попытки разработки нового миропонимания.
Возрождая лучшие традиции написания учебников, авторы не только суммируют достижения науки в решении тех или иных проблем, но и показывают еще не решенные вопросы, делятся своими раздумьями и сомнениями, т. е. приглашают к творческому диалогу. Это должно сделать данную книгу интересной и полезной для всех, интересующихся проблемой взаимоотношений философии и методологии науки.
Философия единственная сохранила, пронесла через все эпохи свой синкретический (нерасторжимо целостный) характер. В технотронную эпоху, которая на наших глазах подходит к своему печальному финишу, человек рассматривается, прежде всего, как придаток машины, способный к выполнению строго определенной функции, в связи с чем все образование сводилось к выпуску узкого специалиста. В этих условиях целостный характер философии представлялся чужеродным, никому не нужным явлением, а философы обыденным сознанием воспринимались как люди не от мира сего.
Но на наших глазах происходит смена эпох: технотронный век вытесняется эрой человека. И образование теперь будет нацелено на формирование гармоничной личности, наиболее удобно чувствующей себя в изменяющихся условиях жизни. А это значит, что целостная природа философии как нельзя лучше созвучна новым задачам, решаемым обществом и реформируемой школой.
Авторский коллектив:
Предисловие, гл. 13 —д-р филос. наук В. Л. Обухов (СПГАУ); гл. 1, 2 — канд. филос. наук 3.С. Алябьева (СПГАУ); гл. 3 – д-р. филос. наук М.А.Арефьев, канд. филос. наук С.В.Алябьева; гл. 4 — канд. филос. наук К. А. Лушпенко (СПГАУ); гл. 5 —д-р филос. наук В. П. Агафонов(Московская сельскохозяйственная академия), канд. филос. наук А.Е.Шабалина; гл.6 – И.Н.Компаниец; гл. 7 – д-р. филос наук В.В.Василькова; гл. 8, 12 – З.С.Алябьева, С.В.Алябьева; гл. 9 – канд. филос. наук З.С.Алябьева, канд. филос. наук А.Ф.Оропай; гл. 10, 11 – канд. филос. наук А. Ф. Оропай (СПГАУ); гл. 14 – д-р филос. наук В.Л.Обухов. д-р филос. наук Г.А.Подкорытов; заключение — д-р. филос. наук Р. А. Зобов, д-р. филос. наук В. Л. Обухов.
РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА, КЛЮЧЕВЫЕ СТАДИИ ИХ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ.
В.И.Вернадский утверждал, что ученый не знает своей науки, если он знает только ее. Для полноты картины необходимо знание какой-то еще науки. Из всех других наук Вернадский предпочтение отдавал философии. И не только потому, что она полна поэзии и очарования, но и потому, что она другим наукам указывает их будущее.
В этом разделе будет показана долгая история совместного развития науки и философии: от полного их слияния в эпоху античности, через выделение и обособление наук в Средневековье и Новое время, к противостоянию их в 19 веке, и, наконец, к новому сближению их в веке двадцатом.