Именно в некокантиантсве была предпринята попытка исследовать особенности соц-гум знания. Оно возникло в эпоху кризиса классической науки и сформировалось оно
Методологический к кризис позитивизма
Специализация общественных наук
Баденская школа – Рикерт и Виндельюант
Маргбургская школа – Герман Кокен
Неокантианство считало необходимым актуализирвать некоторые особенности философии Канта. По мнению неокатнианцкев Канту принадлежит очень важной философское открытие имеющее очень важное знание для тог чем является наше научное познание. С их точки зрения философское открытие Канта в том, что в основе научного познания лежит не отражения объекта познания, а в основе научного познания лежит деятельность мышления по конструированию предмета познания. И для Канта это положение о том, что мышление само конструирует предмет Для Канта это положение ответ на вопрос о том, почему предметы согласуются с нашим знанием о них – потому, что мы сами их конструируем. Иначе и проще говоря – “ Мы можем познать только то, что сами познали”. Скажем так, для нас прежде всего будет представлять интерес три темы которые получили развитие в неокантианстве:
Снятие противопоставления субъекта и объекта познания. Неокантианцы полагали, что предмет научного познания это продукт деятельности мышления. Соответственно, что представляет собой процесс научного познания. Научное познания это процесс построения предмета мышления. Речь идет о конструировании человеческим мышлением науки и бытия, как предмета этой науки. Соответственно, с точки зрения неокантианцев, объект укоренен в само мышлении – нет противопоставления субъекта и объекта. То есть, нет вещи в себе, по мнению неокантианцев, признание упомянутого это слабое место теории Канта. Так полагает Коген – основатель “Маргбургской школ – мышление само конструирует предмет.
Различие сущего и должного – теоретического и практического разума. Это различении сущего и должного было положено ими в основу разграничения философского и научного знания. Виндельбант полагал, что философия представляет собой знание основанное на оценочных суждениях, т.е это знание основанное на познании должного, а от философии следует отличать теоретические науки предметом исследования которые является сущее.
Классификация наук и осознание специфики социально-гуманитарного знания. Вспомним Вильгелма Дильтея, современника неокантианства. Неокантианцы заимствовали его идеи – идеи его работ начал 20 века. Впервые именно у Дильтея прозвучала формулировка социально-гуманитарных наук, наук о духе. Главной своей задачей Дильтей считал разработку метода наук о духе и таким методом наук о духе для Дилтея выступало так называемое им понимание.
Дильтей в строгом смысле слова принадлежит к герменевтической традиции знания.
По его мнению гуманитарные науки и разумеется правоведение, как часть гуманитарного знания имеют дело с произведениями человеческого духа, а потому главным методом гуманитарного познания будет являться понимание, не объяснение действительности в ее причинно-следственной обусловленности. Человек живет пониманием, пониманием смысла социальной реальности, но конечно методом социально-гуманитарных наук является развитое понимание, которое формируется в процессе обращения к продуктам человеческого духа или к истории культуры. И теоретической базой развитого понимания в представлении Дильтея является герменевтика, которая именно у Дилтея превращается в теорию культуры.
Понимание, полагает Дильтей это главная познавательная процедура гуманитарных наук. Почему именно понимание? Потому что любой продукт человеческой деятельности предсьтает, как текст, который воплощает в себе замысел, цель создания этого текста. Поэтому, понять что либо значит проникнуть в смысл текста и вот герменевтика как раз и является набором правил помогающим понять смысл текста. При этом Дильтей например пытался обосновать, так называемую им герменевтику систематических организаций. Это правила, принципы интерпретации социальных институтов – права, государства, церкви. Итак, значение того, о чем говорил Дильтей состоит в том, что он выступал против классического позитивизма и он заявляет об историчности и субъектности социальной жизни. Если для современной ему – детерминисткой социологии – довлеющее значение имели безличные социальные структуры и отношения, Дильтей же полагал, что эти социальные институт есть лишь продукты деятельности человека, которые можно понять только в связи с деятельностью человека. В обществе действуют не безличные социальные факторы. Социальная действительность – продукт человеческой деятельности. Благодаря Дильтею общим местом в наук 00 века стало разграничения знание на науки о духе и науки о природе.
Если Дильтей различал типы наук в зависимости от их предметной области, то Вильгельм Виндельбант и Генри Рикерт, предлагали различать науки на основании используемых методов. История естествознания 1994 г. – Виндельбант в этом произведении полагает, что разграничение наук на науки о духи и природе по их предмету не вполне удачно, потому что противоположность предметов не совпадает с противоположностью методов.
Виндельбант выделял два метода:
Номотетический метод – Номос это закон, тетио – устанавливать. По русски – законоустанавливающий метод.
Идиографический - метод описывающий индивидуальное. Итак, соответственно Виндельбант полагал, что одни науки причем не обязательно естественные ищут в познании реального мира нечто общее, что можно выразить в законе природы либо изучают нечто единичное в его исторически обусловленной форме. Одни науки преследуют цель повторения явлений, а другие фиксируют внимание на однократном явлении, индивидуальном, конкретном явлении. Соответственно, одни науки это науки о законах, а другие науки о событиях. Первые учат тому, что всегда имеет место, а другие науки учат тому, то однажды было. В первом случае мы имеем так называемое номотетичнсео мышление, а в другом идеографическое. Вот мысль Виндельбанта о том, разграничение наук по предмету не удачно, продолжает Рикерт в работе “Границы естественно-научного образования понятий” – логическое введение в исторически науки – 1902 г. Рикерт обращает внимание на то, что метод науки и предмет науки не жестко связаны друг с другом. У Рикерта все те же методы, но называются по другому. Образцом же социально-гуманитарного знания для Рикерта являлось историческое знание, если социология пыталась усреднить явления, создает некие законы, то историческое знание не усредняет явления, а описывает явления в их уникальности и неповторимости. Ключевым понятием его философии являлось понятие ценности и на этом основании Рикерт подчеркивал, что природа существует вне отношения ценностям. Культура это совокупность объекта связанного с общезначимыми ценностями. Задача науки в обнаружении общезначимых ценностей.
Можно сформулировать некоторые различия между позитивизмом и антипозитивизмом:
Позитивизм отстаивает принцип единства научного знания. Из этого принципа единства научного знания выступает установка распространять на него методы естественных наук. Антипозитивизм подчеркивает специфику специальных объектов и методов познания.
Позитивизм стремится к выявлению общего повторяющегося единообразного, все индивидуальное, не вписывающееся в принципы обобщения рассматривается, как свеого рода случайности.
Позитивизм в третьих стремится свести многообразие явлений к некоторым совокупностям. Антипозитивизм не сводит целое к сумм частей. Антипозитивизм, напротив, использует такую метафору как организм и органическое целое. Из этой метафоры в 20 веке вырастит системный подход.
Позитивизм стремился представить социальную жизнь как механическое взаимодействие безличных социальных факторов. Антипозитивистов, напротив, интересует не объективные причины, детерминирующие социальные явления, а деятельность человека, мотивы деятельности человека, ценности.
Для позитивистов главной социально-гуманитарной наукой являлась обобщающая социология, для антипозитивистов – история. Попытка построить социологию по образцу естествознания дала лишь два-три обобщения
Шюц, Бергер, Лукман.
Главное положение состоит в том, что социальный мир не может быть уподоблен некому объективному миру веще. Социальный мир – интерсубъективная реальность, то есть реальность, формирующаяся в процессе взаимодействия, обладающая смыслом. Не существует знания социального мира, которое не было бы знанием нашего собственного опыта и нашего отношения к нему.
Различия между классической и неклассической социальной наукой с точки зрения классической феноменологии:
Классическое обществознание основано на вере во всемогущество разума и в возможность беспрепятственной переделки человеческой природы. Способом реконструкции общества являются социальные революции – проект просвещения. Неклассическая социальная наука, строго говоря, нетеоретична. Неклассическая социальная наука характеризуется термином «нарратив» (рациональное повествование, описание отдельных явлений и сторон общественной жизни, которые подобно мозаике могут складываться в целостный образ. Один и тот же социальный объект является различным наблюдателем и потому любое социальное знание является неполным.
Для классической социальной науки характерен разрыв между обыденным и научным знанием. Важно при этом понимать, что такой разрыв рассматривается, как гарантия истинности научной теории. Почему такой разрыв между обыденным и теоричтеским знанием – гарантия истинности. Потому что в классической социальной науке ученый обладает монополией на истину Обыденному сознанию истину не сформулировать, а ученый истиной владеет, он владеет ей потому, что ученый занял позицию абсолютного наблюдателя исключил из процесса познания какую-либо субъетивность. Это ученый пользуется единственно верным научным метолом, который гарантирует ему достижение истины. Таким образом, классическая социальная теория строиться таким образом, что она недоступна обыденному сознания. С точки зрения феноменологической социологии, такая позиция наблюдателя, игнорирует факт вовлеченности ученного в тот социальный мир, который он изучает. Соответственно, вот в противоположность этому феноменологическая социология полагшает, что корни социального знания находятся в жизненном мире человека, соответственно ученый не рассматривает, как лицо обладающее монополией на истину. Ученый, он точно так же, как и все иные субъекты включен в структуры жизненного мира и потому он не свободен. Его мышление не свободно от предпосылок, которые обусловлены его положением, социальными ролями.
Для классической социальной теории характера четкость к строгости и однозначности используемых социологических понятий. С точки зрения феноменологической социологии, это – недостижимый идеал. Любое понятия является открытым горизонтом значения.
Цель классической социальной теории – не только в предсказании социальных явлений на основе познанных закономерностей, но и в направлении жизни в соответствии с постигнутой логикой развития социальных событий. Феноменологическая социология не претендует на прямое участие в социальном преобразованиях. Именно в рамках феноменологической социологии были сформулированы рядовые грехи классической социальной теории:
- фундаментализм – абсолютизация одного или нескольких типов социальной связи, которым придается основополагающее значение;
- редукционизм – методологическая установка на сведение социокультурного многообразия к какому-то единому основанию как главному объяснительному принципу. Эссенциализм представляет собой методологическую установку на получение такого знания, которое содержало бы представления о сущности изучаемого объекта в чистом виде.