Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вдоль ручья — осинки. Под осинками — подосиновики. Бра­вые ребята — в белых майках и красных тюбетейках. Кладу в кузовок третий слой — красный.




Через осинник — лесная тропка. Петляет, виляет и куда ве­дет — неизвестно. Да и не все ли равно!

Иду — и за каждой вилюшкой то лисички — желтые граммо- фончики, то опенки — ноги тонки, то сыроежки — говорушки, а потом пошли всякие — блюдечками, чашечками, вазочками и крышечками. В вазочках печенье — сухие листики. В чашеч­ках чай — лесной настой. Верхний слой в кузовке разноцвет­ный. Кузовок мой — с верхом.

А я все иду: смотрю, слушаю, нюхаю. Хорошо!

Кончилась тропинка, кончился и день. Тучи затянули небо. Никаких примет ни на земле, ни на небе. Ночь. Темнота.

Пошел по тропинке назад — сбился. Стал ладонью землю щупать.

Щупал, щупал — нащупал тропу.

Так и иду, а как собьюсь — ладошкой щупаю. Устал, руки исцарапал. Но вот шлеп ладошкой — вода! Зачерпнул — зна­комый вкус. Тот самый ручеек, что настоян на мхах, цветах и травах!

Правильно ладошка меня вывела. Это я теперь языком про­верил! А кто дальше поведет?

Дальше повел нос.

Донесло ветерком запах с той самой горушки, на которой варилось днем земляничное варенье. И по земляничной струй­ке, как по ниточке, вышел я на знакомую горку. А отсюда уж слышно: чешуйка сосновая на ветру стрекочет!

Дальше ухо повело. Вело, вело и привело в сосновый бор. Дело к полуночи. Луна проглянула, лес осветила. Увидел я в ни­зине веселую березовую рощу. Стволы белые блестят в лунном свете — хоть жмурься. Трепещут листья на ветерке, как лунная рябь на воде.

До рощи дошел на глазок.

Отсюда прямая дорога к дому. Люблю грибы собирать!

Идешь по лесу, и все у тебя при деле: и руки, и ноги, и глаза, и уши. И даже нос и язык!

Дышишь, смотришь, нюхаешь. Все запоминаешь! Хорошо!

О карикатуре*

Искусство карикатуры возникло на земле задолго до того, как появилось само слово «карикатура». Искусство это было рождено замечательным и неотъемлемым свойством челове­ческой натуры — чувством юмора, способностью смеяться. Давным-давно заметили люди, что смех оказывает глубокое и сильное, подчас чудесное воздействие на психику человека, его настроение, душевное состояние, отношение к происходя­щему.

В должный момент сказанное меткое насмешливое слово способно заставить человека задуматься над своим поведением, увидеть в новом свете свои поступки. Умная шутка часто ока­зывается убедительнее пространных, правильных, но скучных наставлений. Едкий, злой сарказм может чувствительно задеть самолюбие человека, вывести из равновесия, сыграть роль са­тирического зеркала.

Смех может, с одной стороны, развеселить человека, развлечь его, приободрить, придать уверенность в себе. С другой стороны, смех помогает бороться с отрицательными явлениями в обще­ственной жизни, бичуя их, выставляя на всеобщее посмешище.

Вот эти-то сильные стороны смешного и используют в своем творчестве художники-карикатуристы.

При этом художники, обладающие умением зорко подмечать и метко передавать смешные черточки в облике и поведении людей, прибегали и прибегают для большей выразительности к нарочитому преувеличению подобных характерных примет. Иными словами, рисуя определенные типажи в определенных обстоятельствах, художники показывали их не в натуральном, правдоподобном обличье, а накладывали, нагружали на их под­линные, реальные черты еще и комические качества. Именно поэтому, надо полагать, подобные веселые и насмешливые рисунки издавна стали называть карикатурами, что в перево­де с итальянского означает «нагружать».

При этом следует подчеркнуть, что в различные историче­ские эпохи карикатура являлась прежде всего средством клас­совой борьбы.

Естественно, что в этой борьбе сатирическое искусство при­меняло различные средства и приемы.

Искусство живое, острое, веселое, карикатура издавна была распространена во все времена, во всех странах. Она получи­ла широчайшее распространение во всем мире, заняла видное место в истории культуры народов, в их общественной жизни. Формы, стили и жанры карикатуры бесконечно разнообразны. Она комментирует и трактует крупнейшие злободневные про­блемы международной жизни, веселит забавными юмористиче­скими шутками и одновременно высмеивает пошлость, мещан­ство, стяжательство и другие пороки.

Смешно нарисованная, метко направленная карикатура — острое оружие общественности, она желанная гостья и в много­миллионном органе печати, и в школьной стенгазете, и в завод­ской многотиражке.

Подлинная художественная карикатура всегда имеет ясную задачу: что высмеивается и с какой целью высмеивается. Бес­тактная, неумная карикатура может незаслуженно оскорбить и унизить человека и при этом поставить в глупое, недостойное положение не только того, кто на ней изображен, но и того, кто ее рисовал.

Карикатура живет по своим собственным своеобразным зако­нам, которые состоят в том, что она на первый взгляд никаким законам не подчиняется. Ведь карикатуристу предоставляется полный простор и право прибегать для раскрытия своего сати­рического замысла к любым условностям, гиперболам, внешним несообразностям. В карикатуре самым причудливым и дерзким образом может совмещаться несовместимое: реальное может пе­реплетаться с фантастическим, правдоподобное с немыслимым. Живые существа могут превращаться в механизмы, люди — в зверей, звери — в географические понятия, неодушевленные предметы могут приобретать человеческий облик, конкретные лица могут вдруг становиться деревьями, фруктами, насекомы­ми, пресмыкающимися, делаться двуликими, многорукими, многоногими. Да разве мыслимо перечислить и предусмотреть бесконечное множество приемов и средств, которыми пользует­ся карикатура!

Оружие смеха*

Оружие смеха... Как часто видим мы эти слова в заголовках статей и заметок, когда речь идет о политической карикатуре, сатирическом рисунке, агитационном плакате! Сравнение по­литической сатиры с оружием, а художников-карикатуристов с бойцами или снайперами давно стало традиционным, так как точно отмечает самую характерную черту сатирической графи­ки как изобразительного искусства.

Конечно, всякое искусство, отстаивающее прогрессивные идеи, в той или иной мере является оружием, поскольку оно в борьбе утверждает передовые или опровергает устаревшие, ошибочные принципы. Но это воинствующее начало, эта боевая целенаправленность, бесспорно, больше всего и прежде всего свойственны искусству сатирическому.

В самом деле, трудно себе представить сатирическое произ­ведение, которое нейтрально отражало бы те или иные явле­ния, те или иные стороны жизни общества. Немногого стоит политическая карикатура, которая никого не задевает, ничего не разоблачает. Возникает вопрос: зачем она, собственно, сде­лана и в чем ее смысл? Ведь тогда сатира перестает быть сати­рой и тем самым перестает быть оружием, назначение которого в том и состоит, чтобы по-боевому разить и разоблачать все, что враждебно и противно интересам народа, высмеивать, клеймить и пригвождать к позорному столбу все, что несовместимо с его моральными принципами.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 623 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2348 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.