Смех — это порох сатирического оружия, динамическая сила, движущая сатирическим ударом. Следует при этом оговориться, что смех, вызванный политической сатирической графикой, бывает не очень веселым.
Гораздо смешнее подчас оказываются забавные юмористические комические сценки на бытовые, семейные, спортивные и курортные темы, которые помещают обычно на последних страницах. Не обременяя читателя серьезными размышлениями, эти изошутка и «улыбка художника» дают возможность читателю от души посмеяться и приводят его в хорошее настроение, в чем, собственно, и состоит смысл этого приятного и нужного юмористического жанра.
Нет надобности подчеркивать, что совершенно другую задачу ставит перед собой политическая сатира.
Сила и действенность сатиры как раз и зависят от умения художника через смех и посредством смеха дать читателю понять и почувствовать, насколько то или иное явление заслуживает осмеяния, порицания, презрения; заставить читателя разделить мысли и чувства художника, принять характеристики и оценки этого явления, высказанные художником с помощью карикатуры.
Ведь смех смеху рознь. Бывает смех физиологический, для которого достаточно щекотки, бывает смех бездумный, сытый, безмятежный. А бывает и горький смех, грозный, злорадный, презрительный, уничтожающий, торжествующий, — бесконечно богат диапазон смешного. Но когда речь идет о гражданственной сатире, то при любой эмоциональной окраске смешного обязательно должна присутствовать ясная, четкая и, как правило, серьезная мысль художника. Нетрудно заметить, что в понятии «карикатура» кроется двоякий смысл. С одной стороны, карикатура — это средство осмеяния и разоблачения отрицательных явлений, подлинная сущность которых раскрывается и подчеркивается сатирическими средствами (карикатуры на взяточников, подхалимов). С другой стороны, можно частенько услышать: «Это был не научный доклад, а карикатура на доклад», «Какой это директор, это карикатура на директора», «Это не самокритика, а карикатура на самокритику». В этих случаях мы называем карикатурой искажение и опошление явлений положительных, заслуживающих уважения.
Искусство создания фильма*
Киноискусство — это искусство создания кинофильма, искусство коллективное, объединяющее художников разных специальностей.
Начинается работа над фильмом со сценария. Это особый вид художественной литературы, где детально разрабатывается содержание будущего фильма; его пишет сценарист.
Затем подбираются актеры на роли героев фильма, готовятся костюмы, декорации, реквизит (необходимые вещи).
Во главе коллектива, создающего кинофильм, стоит кинорежиссер: он выбирает сценарий, подбирает актеров, руководит всей работой по съемкам фильма.
Снимает фильм на пленку кинооператор. Он следит за распределением света и тени в кадре, находит наиболее выразительную «точку зрения» кинокамеры.
Ни режиссера, ни оператора зрители фильма не видят — перед ними только актеры. Именно они доносят до зрителя замысел режиссера. Многое приходится делать киноактеру: и скакать верхом на лошади, и управлять автомобилем, фехтовать, стрелять, плавать, и прыгать с парашютом — в общем, все то, что делают по сценарию герои фильма. Многие актеры стараются все делать сами. Например, актриса Ольга Аросева в фильме «Берегись автомобиля» играла водителя троллейбуса — и она действительно научилась водить троллейбус.
Если актер не умеет что-то делать, его заменяет дублер. Если же нужно выполнить какой-то сложный и опасный трюк, — это дело каскадера.
На заре кинематографа умели «записывать» только движение, фильмы были «немые». Поэтому перед артистами стояла сложная задача: без слов передать зрителям сюжет фильма, и они с этой задачей успешно справлялись. Правда, там, где нельзя было обойтись жестами и мимикой, на помощь приходили титры (надписи в кадре), с помощью которых давались пояснения.
Но «великим немым» кино оставалось недолго. Вместе с изображением научились записывать и звук — на особую «дорожку» у кромки пленки. Начался «золотой век» музыкальных фильмов, где артисты пели, танцевали, играли на музыкальных инструментах.