Развитие патологической анатомии как научной дисциплины можно условно разделить на несколько этапов. Первый этап — самый продолжительный — длился от античных времен примерно до XIX века и сопровождался накоплением информации о патологических изменениях, встречающихся в организме. Его можно обозначить как казуистический. Источником такой информации было вскрытие трупов при их ритуальном бальзамировании и анатомические исследования, в ходе которых прозекторы не могли не обращать внимания на ряд патологических изменений, главным образом, аномалии развития и опухоли, то есть на то, что было наиболее заметным невооруженному глазу. Описания такой патологии встречается уже в трудах Авиценны и Гиппократа.
Второй этап, длившийся примерно до начала XX века, можно назвать аналитическим, когда наряду с накоплением фактологических данных начали развиваться представления о причинах обнаруживаемых в организме патологических изменений. Этому, несомненно, способствовало, с одной стороны, дальнейшее развитие материалистических взглядов исследователей, все более отходивших от попыток объяснять естественные проявления жизнедеятельности организма и их отклонения с позиции «жизненной силы», а с другой стороны, создание микроскопа и последовавшие за этим разработка и совершенствование технологии изготовления микропрепаратов. Аналитический этап в патологической анатомии тесно связан с успехами других медицинских наук, в частности, физиологии.
Хотя попытки трактовки сущности патологических находок предпринимались и ранее, в частности в работе Д.Б.Морганьи «О месте нахождения и причинах болезней, выявляемых анатомом» (1761), наиболее существенный прорыв в науке в этот период связан с деятельностью венского патологоанатома Карла Рокитанского (1804–1872) и немецкого патологоанатома Рудольфа Вирхова (1821–1902). В написанном первым из них руководстве для студентов (1849) были суммированы сведения практически обо всех известных в то время болезнях, возникновение которых автор объяснял «дискразиями», то есть нарушениями движения жизненных соков, что в современном прочтении должно звучать как нарушение обмена веществ, биохимические изменения. Сегодня мы знаем, что нарушения обмена веществ действительно лежат в основе многих заболеваний и
сопровождают их. Однако в ряде случаев макроскопических изменений в организме умершего больного не обнаруживалось, поэтому считалось возможным существование «функциональных болезней», не сопровождающихся патоморфологическими изменениями органов и тканей.
Второй из упомянутых ученых Р.Вирхов является создателем «Целлюлярной патологии», рождению которой предшествовали капитальные труды М.Шлейдена (1838) о растительной и Т.Шванна (1839) о животной клетке. Имея возможность исследовать ткани под микроскопом, Р.Вирхов наблюдал изменения в клетках и межклеточном веществе и проводил сопоставления между клиническими проявлениями заболевания и его макро- и микроскопической картиной. Гениальность Вирхова, вклад которого в патологическую анатомию можно сравнить с вкладом Дарвина в биологию, Кюри — в физику, Лобачевского — в математику, подтверждается тем, что сегодняшние общепатологические представления о дистрофиях, о воспалении, о расстройствах кровообращения, наши методические подходы к патологоанатомическим исследованиям созвучны представлениям Р.Вирхова и в значительной степени базируются на них. К слову, Р.Вирхов первый стал производить исследование прижизненно полученных тканей и ставить эксперименты для подтверждения гипотез, возникавших при изучении секционного материала. В этот период с помощью микроскопа были расшифрованы структурные основы нарушений капиллярного кровообращения, выяснены основные этапы образования тромба, изучены механизмы и морфогенез образования инфаркта. Стало развиваться учение о регенерации, о микроскопических проявлениях организации, метаплазии, об атрофии и гипертрофии.
Представления о морфологии общепатологических процессов явились новым этапом в развитии частной патологической анатомии. Во второй половине XIX века существенные успехи были достигнуты в изучении патологической анатомии инфекционных заболеваний, чему способствовали открытия П.Эрлиха и И.И.Мечникова, касающиеся фагоцитоза. Начало XX века ознаменовалось открытием Н.Н.Аничковым и С.С.Халатовым роли липидов в развитии атеросклероза, расширились представления о патогенезе ряда заболеваний органов дыхания и кровообращения, нервной системы, костной патологии. В качестве самостоятельного раздела стала развиваться патологическая анатомия болезней детского возраста. Обобщение опыта лечения раненых в период Великой Отечественной войны способствовало развитию (И.В.Давыдовский, Н.А.Краевский, А.В.Смольянников) учения о ране и раневой инфекции, токсико-резорбтивной лихорадке и раневом истощении. Исследования последствий атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, а также экспериментальные исследования привели к созданию учения о патологической анатомии лучевой болезни.
Третий этап, продолжающийся примерно с середины XX века, можно назвать аналитико-синтетическим. Разумеется, и до этого патологическая анатомия развивалась не в отрыве от других научных дисциплин, но именно с этого времени бурными и опережающими темпами стали развиваться молекулярная биология и генетика, цитология, биологическая химия, иммунология, чему в значительной степени способствовала разработка новой техники и технологий в этих дисциплинах.
Создание электронного микроскопа, разработка гистохимических и иммуногистохимических методов существенно расширили арсенал патологоанатомов, их возможности проникновения в суть наблюдаемых явлений путем сопоставления своих находок с новыми представлениями о химических, патофизиологических и молекулярно-биологических механизмах обеспечения жизнедеятельности организма в норме и при патологических состояниях.
Поэтому, продолжая заниматься накоплением фактов и их анализом, современная патологическая анатомия развивается в тесном содружестве с упомянутыми дисциплинами, достигая наиболее существенных результатов путем синтеза данных, получаемых собственно морфологическими методами исследования, с данными упомянутых дисциплин. Благодаря такому подходу, достигнуто значительное углубление и расширение наших представлений не только по частным проблемам патоморфологии отдельных заболеваний, но и по таким общепатологических проблемам как вопросы опухолевой трансформации, прогрессии и гистогенеза опухолей, инфекционно-воспалительного эндтоксикоза (системного воспалительного ответа), иммунного ответа и аллергических реакций, механизмов поражающего действия ряда биологических, физических и химических факторов, лечебного патоморфоза заболеваний.