Начиная с 20-х годов ХХ века и вплоть до начала 90-х легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия. В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической.
В советской системе была жесткая реакция на проявления инакомыслия. Тем не менее, среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии следует отметить:
1. Николая Ивановича Бухарина (1888 – 1938), занимавшегося социально-политическими проблемами, а также проблемами сознания и психики. Основные сочинения Бухарина: «Политическая экономия рантье» (завершена в 1914, опубликована в 1919)», «Классовая борьба и революция в России» (1917), «Азбука коммунизма» (в соавторстве с Е.А. Преображенским) (1919), «Экономика переходного периода» (1920), «Теория исторического материализма» (1921), «К постановке проблем теории исторического материализма» (1923), «О мировой революции, нашей стране, культуре и прочем (Ответ академику И. Павлову)» (1924), «Атака. Сборник теоретических статей» (1924), «Ленин как марксист» (1924)» «Судьбы русской интеллигенции» (1925), «Ленинизм и проблема культурной революции» (1928), «Политическое завещание Ленина» (1929), «Дарвинизм и марксизм» (1932), «Учение Маркса и его историческое значение» (1933), неопубликованная рукопись «Философские арабески» (1937) и др. Анализируя колоссальную экономическую мощь современного ему империалистического государства, Бухарин постулировал появление законченного типа «современного империалистического разбойничьего государства», «железной организации», которая охватывает своими цепкими загребистыми лапами живое тело общества. По Бухарина, современный ему империализм есть новый Левиафан, перед которым фантазия Томаса Гоббса кажется детской игрушкой. Отсюда глобальный размах и беспрецедентная жестокость первой мировой войны между империалистическими государствами. Поэтому обосновывал и оправдывал революционное насилие. Он утверждал, что сила и принуждение позволяют преодолевать последствия гражданской войны. По мнению Бухарина, пролетарское принуждение во всех своих формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи. Анализ текстов Бухарина и изложенного в них понимания ряда философских проблем свидетельствует о том, что его социально-философское и социологическое творчество явилось в СССР одной из наиболее значимых версий послеоктябрьской общественной мысли.
2. Анатолия Васильевича Луначарского (1875 – 1933), ставшего ярким представителем течения богостроительства, т.к. он попытался понять социалистическую и коммунистическую идеологию как последнюю фазу религиозного развития человечества. Луначарский внес большой вклад в становление и развитие социалистической культуры (особенно, советской системы образования, издательского дела, театрального искусства и кино). Луначарский проявил себя и как теоретик искусства. В статье «Основы позитивной эстетики» (1923) он сформулировал понятие идеала жизни: свободного, гармоничного, открытого для творчества и приятного для человека существования. В качестве историка литературы В сборнике статей «Литературные силуэты» (1923) Луначарский пересматривал литературное наследие с целью культурного просвещения пролетариата, оценивал работы крупнейших русских писателей и их значение в борьбе рабочего класса. Данные статьи вошли в книгу «История западноевропейской литературы в её важнейших моментах» (1924). Почти все работы Луначарского очень эмоциональны, но при этом далеко не всегда научны.
3. Алексея Федоровича Лосева (1893 – 1988) – русского философа, родившегося в Новочеркасске, в семье преподавателя музыки. Лосев был последним и философом Серебряного века русской культуры, чья творческая деятельность, тем не менее, развивалась и в эпоху социалистическую эпоху существования нашей страны. Основной сферой интереса Лосева были: античная философия и история античной эстетики, история и теория культуры, логика и языкознание, математика, мифология и музыка. Главными произведениями Лосева являются: «История античной эстетики» (в восьми томах, 1963 – 1980), «Античный космос и современная наука» (1927), «Философия имени» (1927), «Музыка как предмет логики» (1927), «Критика платонизма у Аристотеля» (1929), «Диалектика мифа» (1930), «Эстетика Возрождения» (1978), «Античная философия истории» (1977), «Типы античного мышления» (1988). Из всех этих работ наиболее трагическую роль в жизни философа сыграла книга «Диалектика мифа», из за которой ее автор, объявивший мифом сталинскую идею социализма в одной стране, провел несколько лет в северных лагерях, в следствие чего заболел и потерял зрение. Этим объясняется двадцатилетний перерыв в его творчестве, после которого Лосев создал, пожалуй, главный труд своей жизни «Историю античной эстетики». Этот труд является одной из фундаментальнейших работ по философии, и в целом культуре античности, которая, как подчеркивает Лосев, вся эстетична, поскольку антропологическими и космологическими характеристиками античного мира являются: прекрасное, гармония и красота. По сути он открыл русскому читателю античный мир во всем его многообразии от Гомера и Платона до Христа. Осудив эпоху Возрождения за «человекобожие» (т.е. богоборчество, антихристианство) и противопоставив его «Богочеловечеству» (мироустройству сообразно высшим заветам и заповедям Бога человеку), он в конце жизни все чаще озвучивал в своих работах соловьевскую идею всеединства и цельного знания. Он полагал, что наступает эпоха подлинного единения людей на основе синтеза великого многообразия опыта наций, народов и цивилизаций.
4. Михаила Михайловича Бахтина (1895 – 1975), большая часть трудов которого была посвящена литературоведению (главный труд «Проблемы поэтики Ф.М. Достоевского» (1963)) и истории культуры («Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса» (1965)). Одной из центральных идей Бахтина является идея диалога, раскрытая на примере анализа творчества Достоевского как полифония. Бытие («конкретная действительность») интерпретируется Бахтиным как событие, которое немыслимо без поступка и субъекта (человека). Особенно ярко это доказывается в феномене «смеховой культуры» на примере карнавала, в котором отсутствует серьезность, догматизм и «сама жизнь играет». Сущностью смеха и карнавала является демонстрация самого события, то есть обновления, изменения, перелома, возрождения и кризиса одновременно.
5. Мераба Константиновича Мамардашвили (1930 – 1990), который исследовал проблемы человека, сознания, мышления, морали, нравственности и в 60 – 80-е годы был наиболее ярким мыслителем, критически настроенным по отношению к господствующей марксистской философии. Он утверждал, что существую проблемы, для решения которых необходим другой язык и другое понимание философии. С точки зрения М.К. Мамардашвили, философия есть мысль мысли. Но несмотря на то, что философия на протяжении всей своей истории работала с мыслью, технология такой работы не была прояснена. Поэтому Мамардашвили поставил перед собой задачу реконструкции процесса работы мысли с самой же мыслью. Раскрытию данной задачи посвящены такие работы философа, как: «Классический и неклассический идеалы рациональности» (1984), «Как я понимаю философию» (1990), «Беседы о мышлении» (издана в 1991 году), «Современная европейская философия» (издана в 1999 году) и др. Мамардашвили утверждает, что вопрос о мышлении обращается всякий раз в вопрос о бытии, которое нам неизвестно. Мыслить очень трудно. Мысль – это ад, она всегда совершается на пределе возможного. Мысль нельзя предсказать: она может появиться, а может и не появиться. Началом мысли является удивление. Когда оно есть, то мысль мыслит свою возможность быть. Кстати, «думать» и «мыслить», по Мамардашвили, – не одно и то же. Несмотря на похожесть думанья и мышления, между ними есть и различия: думая о чем-либо человек часто не имеет предмета, о котором можно и нужно думать. Например, можно бесконечно много думать о смысле жизни, не имея четкого предмета мысли. В данном вопросе он появится, если ввести тему смерти, отрешиться от частных обстоятельств жизни и заглянуть в бездну бытия.
6. Льва Николаевича Гумилёва (1915 – 1992), русского философа и этнографа, исследовавшего вопросы истории, этногенеза и других. Л.Н. Гумилев – автор двух десятков монографий и более трехсот статей по истории и культуре разных народов Евразии. Главный труд Л.Н. Гумилева называется «Этногенез и биосфера Земли». Он был написан в середине 1970-х годов, но стал известен широкому читателю лишь с 1989 года. В своей концепции Гумилев стремился показать под этнической целостностью биофизическую основу, приводящую к культурному единству и своеобразию. Этнос, по Гумилеву, есть устойчивый коллектив особей, противопоставляющий себя всем прочим коллективам, и имеющий особое внутреннее строение и динамический стереотип поведения. Он включает, как правило, в себя субэтносы, но может создавать с другими этносами и суперэтнос. Формирование нового этноса, по Гумилеву, связано с энергетическим толчком из космоса, сообщающим группе индивидов избыточную энергию, которую философ называет пассионарностью. Именно пассионарность объединяет индивидов этносе в непреодолимом стремлении к достижению общих для всего этноса целей.
События 90-х годов ХХ века кардинально изменили социально-политическую и культурную ситуацию в России. В современных условиях постсоветской философии созданы условия для сводного творчества и философского в частности. Современная философия затрагивает широкий спектр вечных и актуальных философских проблем.
РАЗДЕЛ 2.
ВЕЧНЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Глава 10.