Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Конца XIX – начала ХХ века? XX век – очень сложный для России период, в течение которого она пережила многочисленные потрясения




XX век – очень сложный для России период, в течение которого она пережила многочисленные потрясения. По этой причине и история русской философии XX века неоднородна. В соответствии с периодами истории России принято выделять философию Серебряного века, советскую и постсоветскую философию.

Серебряный век стал периодом расцвета русского искусства и философии, продолжавшийся с конца XIX века до начала 20-х гг. XX века. Среди наиболее интересных фигур, появившихся в начале XX века, следует назвать:

1. Александра Ивановича Введенского (1856 – 1925) – представителя русского неокантианства (основной труд Введенского – «Опыт построения теории материи на принципах критической философии», 1888). Считая свою концепцию логицизмом, он последовательно развивал идеи кантовской философии, углубляя дуализм веры и знания, души и тела. В работе «О пределах и признаках одушевления» (1892) он утверждал, что чужая душевная жизнь, не имея объективных признаков, непознаваема. Поэтому, с его точки зрения, построение психологии должно ограничиваться лишь описанием душевных явлений (работа «Психология без всякой метафизики», 1914). В логике проявил себя как последовательный идеалист («Логика как часть теории познания», 1909). В 20-е гг. выступал против материализма и пропаганды массового атеизма, считая, что он не может иметь корней в России, т.к. религиозность населения, по его мнению, является чертой постоянной (работа «Судьба веры в бога в борьбе с атеизмом», 1922).

2. Сергея Николаевича Трубецкого (1862 – 1905) – русского публициста, общественного деятеля и философа, известного фундаментальными трудами в области истории античной философии, онтологии, гносеологии и культурологии. Основные произведения С.Н. Трубецкого: «Метафизика в Древней Греции» (1890), «О природе человеческого сознания» (1890), «Основания идеализма» (1896), «Учение о логосе в его истории» (1900). Особенностью его философии было единство гносеологии, онтологии и этики. Он утверждал единство разума, веры (интуиции) и опыта, стремясь тем самым преодолеть ограниченность рационализма, мистицизма и эмпиризма. Свою концепцию Трубецкой обозначал как «конкретный идеализм» (в отличие от «отвлеченного» идеализма Гегеля), основная идея которого состоит в том, что сущее – это «абсолютное всеединство», «всеединство конкретного бытия», где все его стороны находятся в необходимой соотносительной связи. Как последователь философии Владимира Соловьева он полагал, что знание приобретает логическую последовательность лишь в случае, когда оно является следствием универсального разума или второй ипостаси божественной Троицы.

3. Евгения Николаевича Трубецкого (1863 – 1920) – русского философа, правоведа и общественного деятеля (брата С.Н. Трубецкого). Основными работами Е.Н. Трубецкого являются: «Миросозерцание Вл. С. Соловьева» (1913), «Метафизические предположения познания: Опыт преодоления Канта и кантианства» (1917) и «Смысл жизни» (1918). Последняя работа наиболее полно представляет содержание религиозной метафизики Е.Н. Трубецкого. Проблема смысла существования мира и человека – одна из главных в его творчестве. Философ считал, что, осознавая бессмысленность мира и своего бытия в нем, человек, как правило, страдает, ощущает скуку и ужас. И это страстное неприятие бессмысленности жизни, как он считает, как раз и подтверждает идею существования всеединого, безусловного сознания, мировой и абсолютной истины-смысла. Уму и душе, которые не озарены светом высшего смысла, не с чем сопоставлять действительность, а, следовательно, им и не ведомы страдания по поводу бессмысленности жизни. А раз такое сопоставление присутствует, то значит есть и высший смысл. При этом само знание о должном смысле бытия возвышает человека в мире живой природы, а совесть (по Е.Н. Трубецкому, совесть есть весть о должном высоком смысле жизни) – это то, благодаря чему человек можно приподняться над потоком бессмысленной жизни. Если говорить кратко, то смысл жизни, по Е.Н. Трубецкому, есть безусловная мысль о должном. При этом, с его точки зрения, только в христианстве откровение всемирного смысла достигает полноты и всеединства.

4. Льва Шестова (1866 – 1938) – русского философа и литературного кри­тика, стоявшего у истоков экзистенциализма. Его заслуга состоит, во-первых, в популяризации Ницше в России, а во-вторых, в популяризации Достоевского и Кьеркегора в Европе. Основными работами Шестова являются: «Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше: Философия и проповедь» (1900), «Достоевский и Ницше. Философия трагедии» (1903), «Апофеоз бесчеловечности (Опыт адогматического мышления)» (1905), «Начала и концы» (1908), «Кьеркегор и экзистенциальная философия. Глас вопиющего в пустыне» (1929), «Афины и Иерусалим» (опубликована после смерти в 1951 году) и др. В центре внимания Шестова – человек и его жизнь. Шестов противопоставляет «живую жизнь» «отвлеченным началам», абстрактным философским системам миропорядка, принципам, идем упорядоченности мира. В то же время реальное человеческое существование неподвластно никаким законам: жизнь непредсказуема, а мышление спонтанно и иррационально. Это противопоставление Шестов обнаруживает в творчестве У. Шекспира, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Ф. Ницше и др. В работе «Афины и Иерусалим» Шестов связывает два подхода к жизни (рациональный детерминизм и иррациональную свободу), соответственно, с философией (Афины) и религией (Иерусалим), критикуя рационалистические течения западной философии. Человеческое существование философ трактовал как абсурд и трагедию, которые не способны постичь разум и наука. Лишь творчество и вера могут стать средствами личного спасения человека.

5. Николая Онуфриевича Лосского (1870 – 1965) – одного из самых плодовитых русских философов, основателя русского интуитивизма. Его главная работе «Обоснование интуитивизма» (1906) посвящена вопросам гносеологии, которой он много занимался. Его перу также принадлежат: «Введение в философию» (1911), «Мир как органическое целое» (1915), «О свободе воли» (1927), «Ценность и бытие. Царство Божие как основа ценностей» (1931), «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» (1938), «Бог и мировое зло. Основы теодицеи» (1941), «Условия абсолютного добра. Основы этики» (1949) и «История русской философии» (1951). Главной заслугой Лосского является то, что он построил систему философии в самом точном смысле этого слова, создав оригинальную метафизику, центральными разделами которой были онтология и гносеология. Свою гносеологию Лосский называл интуитивизмом. Зная что-либо, мы обязательно переживаем свое знание, причем объект знания присутствует в процессе этого переживания и включается в него. Поэтому всякое сосредоточение на предмете есть следствие проявления человеческих интересов, потребностей и наклонностей. С этой идеей связана концепция гносеологической координации, сущность которой в том, что объект познания связан (скоординирован) с познающим субъектом (исследователем) как единое целое. В онтологии у Лосского ключевой является идея о мире как органическом целом, которое можно постичь только с помощью органического мировоззрения. Кроме того, он был сторонником учения о перевоплощении душ. Многие идеи Лосского часто подвергались критике за несостоятельность, а многие из – них до сих пор не до конца осмыслены современниками.

6. Сергея Николаевича Булгакова (1871 – 1944) – крупного религиозного философа. В «Свете Невечернем» (1917), своем главной труде, он связал проблемы космологии с религиозной тематикой, развил соловьевское учение о Софии. К числу других основных работ С.Н. Булгакова относятся: «О Богочеловечестве. Трилогия» («Агнец Божий» (1933), «Утешитель» (1936), «Невеста Агнца» (1945)), «Тихие думы» (1918), «Купина неопалимая» (1927), «Лествица Иаковля» и др. Спасением России С.Н. Булгаков считал путь религиозного возрождения. Главной идеей учения философа стала идея боговоплощения, т.е. внутренней связи Бога и созданного им мира, проявленной в Софии («премудрости божьей»), которая есть в мире и человеке и за счет которой они причастны Богу. Творчество религиозного философа было обширным и многогранным: он писал и о несовершенстве существующего общества (особенно в России), и о необходимости духовного совершенствования человека за счет обретения религиозной веры, и о возможности для человечества привести материальный мир к идеально-божественному состояния, и о необходимости сохранения уже наличной жизни и расширения пространства, отвоеванного у сферы «мертвого бытия». Тем не менее, после долгого и трудного пути философских изысканий учение Булгакова в итоге сводилось к прямолинейному платонизму, дополненному христианской (августиновской) идеей окончательного воскресения и преображения, совершаемого Богом помимо воли человека.

7. Густава Густавовича Шпета (1879 – 1937) – русского философа польского происхождения, известного, прежде всего, своими феноменологическими исследованиями. К числу основных работ Шпета можно отнести: «Явление и смысл» (1914), «Сознание и его собственник» (1916), «История как проблема логики» (1918), «Герменевтика и ее проблемы» (1918), «Очерк развития русской философии» (1922), «Эстетические фрагменты» (1922 – 1923) и «Введение в эстетическую психологию» (1927). Родившись в Киеве и связав свою жизнь с Россией, Шпет также жил в Англии и Германии, где защитил диссертацию у знаменитого феноменолога Эдмунда Гуссерля, идеи которого оказали решающее влияние на русского философа. Шпет считал, что многообразный мир культурной жизни слагается из явлений и входимых в них смыслов. Как и Гуссерль, Шпет утверждал единство вещи, отвергая возможность дуализма мира явлений и мира «вещей в себе». Поэтому он отвергал и возможность существования Абсолюта и иронично относился к не только к христианству, но и ко всякой религии. Шпет считал, что нужно герменевтически исследовать историю, поскольку, по его мнению, историческая наука есть наука истолкования. В целом же концепцию Шпета можно назвать герменевтической феноменологией, поскольку он стремился объединить в своем учении герменевтику с феноменологией. Их синтез заключен в формуле Шпета: понимание есть постижение смысла. Если герменевтика отвечает на вопрос о том, как возможно понимание, то феноменология – как принципиально проанализировать смысл и методы достижения этого понимания.

8. Павла Александровича Флоренского (1882 – 1937) – религиозного философа и ученого-энциклопедиста, внесшего вклад в такие науки, как философия, лингвисти­ка, математика, культурология и др. Основными трудами П.А. Флоренского являются: «О символах бесконечности» (1904), «Столп и утверждение Истины» (1914), «Смысл идеализма» (1914), «Очерки философии культа» (1918), «Иконостас» (1922), «Символическое описание» (1922), «Мнимости в геометрии» (1922), «Обратная перспектива» (издано в 1967 году), «Имена» (издано в 1988 году) и др. Философские взгляды Флоренского в основном строятся в свете православного мировоззрения и во многом развивают философию всеединства Соловьева, хотя и отличаются от нее некоторыми моментами. Отличительной чертой философского учения Флоренского является его онтологический символизм, согласно которому за материально-энергийным «телом» символа стоит высшая духовно-смысловая реальность, сращенная с этим телом и за счет него доступная сознанию. Данная онтолого-символическая установка легла о основу исследования Флоренского по символике цвета, музыки, имени и числа, а также символизма русской православной иконописи.

9. Ивана Александровича Ильина (1883 – 1954) – философа, теоретика религии и культуры, политического деятеля. Среди философских заслуг Ильина следует упомянуть в первую очередь, написанную им во время поездки в Германию работу «Фи­лософия Гегеля как учение о конкретности бога и человека», опубли­кованную в 1918 г. Большую известность получила также работа Ильина «О сопро­тивлении злу силою» (1925). Ильин отдает предпочтение активному противостоя­нию злу и отрицает пассивность по отношению к нему. В работах «Религиозный смысл философии» (1925) и «Аксиомы религиозного опыта» в двух томах (1953) философ обратился к феноменологии религиозного опыта как «религиозного акта» и «личного духовного состояния» человека. Примечательно, что даже будучи изгнанным из России в 1922 году на так называемом «философском пароходе» вместе с такими философами России, как Н. А. Бердяев, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский, П. А. Сорокин, С. Л. Франк и др., И.А. Ильин до конца своих дней отстаивал традиционные для русской философии ценности религии, государства, семьи и свободы духа.

10. Питирима Александровича Сорокина (1889 – 1968) – русско-американского философа, сделавшего главной темой своей фило­софии проблемы человека и общества. В отличие от И.А. Ильина, Питирим Сорокин, живя после высылки из России в 1922 году сначала в Берлине, затем в Праге, а с 1923 года – в США, после принятия американского гражданства в 1930 году, откликнувшись на актуальные проблемы американского общества, сделал там блестящую карьеру. В 1931 году основал социологический факультет в Гарвардском университете (руководил им до 1942 года), а в 1965 году стал президентом Американской социологической ассоциации. Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории: стратификации и социальной мобильности. Исторический процесс есть, по Сорокину, флуктуация типов культур, в каждой из которых выделяется несколько главных философских посылок (представление о природе реальности и методах ее познания). Кризис современного Сорокину общества он связывал с развитием материализма и науки, выходи из которого он видел в будущей победе религиозной идеалистической культуры. К числу основных работ П.А. Сорокина следует отнести, такие труды как: «Система социологии» (1922), «Современное состояние России» (1923), «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Социокультурная причинность, пространство, время» (1943), «Общество, культура и личность: их структура и динамика. Система общей социологии» (1947), «Социальная философия в эпоху кризиса» (1950), «Альтруистическая любовь: исследование американских «добрых соседей» и христианских святых» (1950), «Пути и власть любви» (1954) и др.

 

Каковы основные идеи





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1204 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2358 - | 2149 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.