Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Методы современной философии?




Чтобы постигать взаимоотношения между человеком и миром на уровне всеобщего, философия должна была сформировать свой особый метод познания, адекватный ее предмету. Этим методом явилось а бстрактное теоретическое мышление (умозрение), специфика которого в философии состоит в использовании (в процессе познания человека и реальности) предельной обобщенных понятий (так называемых категорий).

К основным категориям философии относятся:

· бытие, материя, движение;

· пространство и время;

· сущность и явление;

· причина и следствие;

· необходимость и случайность;

· всеобщая связь и взаимодействие;

· закономерность и закон;

· единичное, общее и особенное;

· человек и смысл жизни;

· добро и зло;

· часть и целое, форма и содержание;

· система и структура;

· возможность, действительность и вероятность;

· количество и качество, мера;

· прогресс и регресс;

· свобода и необходимость.

Данные категории в той или иной степени используются в основных методах философии, т.е. средствах, с помо­щью которых осуществляется философское исследование.

К основным методам философии относятся:

1) диалектика (метод философского исследования, при котором вещи и явления окружающей действительности рассматриваются гибко, критически и последователь­но с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей);

2) метафизика (метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно (а не с точки зрения их взаи­мосвязанности), статично (игнорируется факт постоянных изменений и развития) и однозначно (ведется поиск абсолютной истины));

3) догматизм (метод, основанный на восприятии окружающего мира через призму догм, т.е. раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер);

4) эклектика (метод, основанный на произвольном соедине­нии разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся досто­верными выводы);

5) софистика (метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (сужде­ний), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод);

6) герменевтика (метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов);

7) феноменология (метод философского исследования, основными требованиями которого являются: а) воздержание от каких бы то ни было суждений, относящихся к объективной реальности и выходящих за рамки «чистого» (т.е. субъективного опыта); б) рассмотрение самого субъекта познания не как реального социального и психофизиологического существа, а как «чистого» сознания).

8) синергетика (метод, основанный на изучении предметов окружающей действительности как элементов эволюционирующих и самоорганизующихся систем открытого типа с нелинейными обратными связями).

Также необходимо отметить, что важнейшим источником философских интуиций, разворачиваемых посредством логического мышления, является опыт: как индивидуальный жизненный опыт философа, так и совокупный культурно-исторический опыт человечества.


Глава 11. Онтология

 

Что такое бытие и каков философский

Смысл данной категории?

Бытие – исходная и центральная категория философии. Данная категория является предметом изучения одного из центральных разделов философии – онтологии. Развитие. 78РазвитиеРа философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская и античная философия изначально пыталась понять сущность бытия, а уж затем философия расширила свой предмет, включив гносеологию, проблему человека, логику и другие философские вопросы.

Категория «бытие» в различных исторических типах философии понималась по-разному:

· в античности она была введена в философию Парменидом (V – IV вв. до н.э.) как ответ на утрату веры в традиционных богов Олим­па, вследствие чего рушились основы и нормы социальной жизни. В глубинах сознания людей зародилось отчаяние, им нужна была опора в их жизни. Философия в лице Парменида попыталась успокоить античного человека, оповестив людей об открытии Аб­солютной Мысли, которая удерживает мир от опрокидывания в хаос, обеспечивает ему стабильность и надежность, т.к. бытие трактовалось как единое и неизменное, в нем заключена вся полнота совершенств, в том числе Истина, Добро и Благо;

· в средневековой философии истинным бытием был объявлен Бог, творящий своей волей и премудростью, который в отличие от обезличенного и умозрительного Абсолюта античности, представал личностным и живым. Считалось, что человек создан «по образу и подобию Божию», а потому являет­ся существом личностным, истинная свобода которого заключается в свободном отказе от собственной своей воли, от видимости инди­видуальной свободы;

· в Новое время возникла эпохальная мировоззренческая установка, в соответствии с которой, человек сам со­здает и творит себя и свои способности. Сознание человека и его жизнь в целом стали считаться единственным и несомненно подлинным бытием. Имея деятельностную энер­гию и способность разумного постижения самому себе, человек начал оправдывать свое право переделывать природу и преобразо­вывать мир. Философия бытия уступила место философии свобо­ды, а человек стал восприниматься как начало и причина всего, что случается с ним и миром;

· в русской религиозной философии утверждалась первичность Аб­солютного бытия, раскрываемого человеку в мистическом переживании. Постижение такого Бытия невозможно с помощью логического познания. Можно только исходить из Абсолютного бытия, приняв его изначально до всякого познания.

В современной философии бытие – это:

а) всеохватывающая реальность (действительность) в своей совокупности, т.е. все, что существует. Реальность может быть:

1) объективной (существование каких-либо предметов, явлений, независимо от сознания человека).

2) субъективной (сознание и все те процессы и события, которые в нем происходят).

б) реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрата и субстанции.

1) Субстрат – материальная основа предметов и явлений, т.е. то из чего все сделано (например, центральная неравная система – субстрат психики).

2) Субстанция – это первооснова всего существующего, нечто неизменное, сущность, которая для своего суще­ствования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

в) философская категория, отражающая убеждение человека о существовании окружающего мира и самого человека с его сознанием. Отдельные люди, вещи, процессы и явления возникают и исчезают, но мир в целом существует и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой всех рассуждений о мире. Бытие вскрывает идентичность во всем многообразии сущего.

Основными формами бытия являются:

· материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

· социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества;

· идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

· ноуменальное бытие (от слов «ноумен» – вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

· человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

· феноменальное бытие (от слова «феномен» – явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

Существующая вне человеческого сознания объектная реальность, а также субъективная реальность, являющая продуктом сознания находятся в тесном единстве, глубоко связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга.

Связующим звеном между ними является человек как существо, принадлежащее двум мирам:

· объективному (в силу своей телесности);

· субъективному (как обладатель сознания).

Человек и его мир – точка пересечения субъективной и объективной реальности. В этом смысле человек – центр бытия, а его судьба – ядро философской проблемы бытия в целом.

Категорией, противоположной бытию, является небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1684 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2338 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.