Античная философия, включающая в себя философию Древней Греции и Древнего Рима, прошла в своём развитии четыре этапа:
1) демократический (или досократический) этап (VII – V вв. до н. э.);
2) классический (сократический) этап (середина V – конец IV вв. до н. э.);
3)этап эллинистической философии (конец IV – II вв. до н. э.);
4) этап римской философии (I в. до н. э. – V в. н. э.).
Древнегреческаяфилософия – это философия, разработанная греческими философами, которые проживали на территории современной Греции, в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Средиземноморья, Малой Азии, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки и в Римской империи. Философия же Древнего Рима чаще всего либо прямо отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под единым названием «античная философия».
Античная философия сыграла исключительную роль в развитии мировой цивилизации. В ней зародилась западная философия, почти все ее последующие школы, идеи и представители, категории и проблемы. Античную философию можно с уверенностью считать собственно философией и прообразом любой следующей по времени философии. Это правомерно по двум основаниям:
1) в античности были заложены культурные основы развития европейской философии. Во все эпохи, вплоть до сегодняшних дней, европейская культура, философия и наука возвращаются к античной философии как к своему образцу мышления, источнику и колыбели. В античной философии были поставлены вопросы, ответы на которые философы ищут до сих пор. Античность – это колыбель европейской цивилизации, период зарождения европейской культуры и философии. Древняя Греция аккумулировала влияния самых разных культур, поскольку она активно торговала с разными государствами. Знакомство древних греков с достижениями других культур помогло им расширить свой собственный кругозор;
2) в античности зародилось понятие «философия». В противоположность «Софосу» – мудрецу-пророку, который обладал «Софией» – тождественной мудростью, «философ» есть человек, который стремится к полной и завершенной истине. Философ – это человек, который ищет и любит истину. Оттого цель философа заключается в том, чтобы понять «мир как целое», уяснить, в чем первопричина сущего, первопричина бытия. Понять за счет разума, используя рациональную аргументацию. Необходимо объяснить мир как целое, избегая мифа, веры и фантазии, как это делают религия и искусство. В восточных культурах, философию которых мы кратко рассмотрели, имелись понятия, по смыслу отдаленно напоминающие понятия, выработанные в античной философии, но именно в античности было сформулировано понятие бытия, которое сыграло определяющую роль в истории европейской философии. В античности эта проблема изначально рассматривалась как вопрос о первоначале мира.
В целом для античной философии характерны следующие особенности:
– в качестве материальной основы расцвета данной философии следует отметить экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);
– философия Древней Греции не была связана с процессом материального производства, поэтому философы стали самостоятельной прослойкой общества, которая не была отягощена физическим трудом;
– допускалось существование богов, которые считались частью природы и были близки к человеку, который также не выделялся из окружающего мира, природы;
– стержневыми идеями философии были: сначала космоцентризм (проявление интереса к проблемам происхождения материального мира), затем и антропоцентризм (в основе которого были проблемы человека);
– были заложены два направления в философии – идеалистическое и материалистическое, которые поочередно доминировали: в досократический период доминировало материалистическое направление, в классический период отмечалось одинаковое влияние, в эллинистический – материалистическое, в римский – идеалистическое.
Кроме того, античной философией был выдвинут ряд фундаментальных проблем, которые актуальны по сей день (Несмеянов Е.Е., 2004, С. 31 – 32):
1. Проблема начала всех вещей, бытия, небытия, материи и ее форм. Выдвигались идеи о тождестве и противоположности бытия и небытия; о принципиальной противоположности «формы» и «материи», о главных элементах, стихиях космоса; структурности бытия (атомы и пустота), текучести бытия и его противоречивости и т.д. Главные проблемы: как возник Космос? какова его структура? (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Зенон, Демокрит и др.).
2. Проблемы человека, его познания, его отношение с другими людьми. В чем заключена сущность человеческой морали, есть ли не зависящие от обстоятельств нормы морали? Существует ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносится рациональное с иррациональным в человеческом познании? На эти вопросы давались различные, часто противоположные ответы (Сократ, софисты, Эпикур и др.).
3. Проблемы синтеза чувственного и сверхчувственного; идея синтетических формулировок основных философских проблем, построения метафизических систем, признававших два мира – мир идей и текучий, подвижный мир вещей. Проблема поиска рационального метода познания этих миров (Платон, Аристотель и их последователи).
4. Проблемы достижения счастья, воли и свободы человека,. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами и одновременно могущества и силы его духа в стремлении к свободе, к благородной жизни, к познанию, в котором философы прежде всего и видели счастье свободного человека (Сенека, Эпиктет, Эпикур и др.). Главная проблематика – гносеологическая и моральная.
5. Проблемы божественной воли, отношения человека и Бога, строения Богом Космоса. Выдвигались идеи конструктивного Космоса и бытия, структуры материи, души, общества как взаимопроникающие и обусловливающие друг друга (Плотин, Филон Александрийский и др.).
Конечно, здесь перечислены далеко не все проблемы и идеи, как и не все философы, их выдвигавшие.