Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В чем сущность философской традиции даосизма?




Даосизм – мощное направление древнекитайской мысли, которое отличается от конфуцианства тем, что основано на личностном постижении и не имеет социальной составляющей.

Характерной чертой китайского национального мышления является способность исповедовать оба учения и применять их на практике в зависимости от жизненной ситуации. В рамках личной жизни китаец исповедует даосизм, но когда дело касается общественных норм поведения, он становится конфуцианцем.

Основателем даосизма является китайский философ Лао-цзы (букв. – «Старый мастер / философ») (род. 604 до н.э. – ум. в глубокой старости). Крупным представителем этого направления считают также мыслителя Чжуан-цзы, жившего в IV веке до н. э.

Даосизм формировался в значитель­ной степени как оппозиция конфуцианству. Согласно историческому преданию, Лао-цзы, будучи главным хранителем архивов при дворе Чжоу, встречался с Конфуцием и был хорошо знаком с его учением. Одна­ко со временем он разочаровался в китайской государственности и отправился странствовать.

И именно это разочарование стало при­чиной того, что он создал учение, которое нашло отражение в припи­сываемой ему книге «Дао дэ цзин» («Книга о Пути и его проявлениях»), созданной в V – IV вв. до н. э.

Философская концепция даосизма строится на следующих ключевых понятиях:

1) Дао (путь). Безличный мировой закон, путь постижения природы и ее закономерностей, основной вселенский принцип. Дао – это ничто, начало и конец мира, поскольку все материальные вещи рождаются из небытия, а затем, разрушаясь, опять уходят в небытие. Следовательно, только дао (небы­тие) вечно, все остальное преходяще. Дао – это первичное небытие, которое не имеет имени; называя его, мы превращаем его в бытие. Даосы наделяли дао противоречивыми признаками, т.е. рассматривали как нечто, в чем противоположности становятся тождеством.

2) Дэ (проявленная мощь). Дао непознаваемо, но вездесуще. То, о чем можно говорить, называется дэ. Это понятие демонстрирует Дао в действии, проявляет его потенциальную энергию в объектах творения.

3) Ци(дыхание). Соответствует духу, энергии или жизненной силе, заключенной во всем сущем. В контексте Дао как конечной реальности ци рассматривается как движущая сила вселенной.

4) Чан (извечный закон). Извечный принцип, управляющий процессом перемен и контролирующий его действие в проявленном мире. Подобно буддистам, даосы уверены в непостоянстве, переменчивости мироздания. Неизменным остается лишь извечный закон (чан), управляющий процессом перемен. В жизни нет ничего более постоянного, чем перемены. В мире, где все меняется, возникает искушение определить некую постоянную величину, стоящую над событиями. Однако как только такое случается, человек утрачивает способность к объективной оценке настоящего момента и пытается интерпретировать события в рамках прошлого или будущего. Поэтому даосизм предлагает сосредоточиться исключительно на настоящем моменте времени.

5) Мин(просветление). Идеальным состоянием, главной целью даоса является слияние с Дао, источником, дарующим абсолютное удовлетворение и изначальную естественность. «Постигший» более не вступает в бессмысленную борьбу за существование и не ставит перед собой ложных целей. Такое совершенное состояние называется мин (просветление). Данное понятие созвучно буддийскому просветлению.

6) Естественность и простота. Мир таков, каков он есть, и если существует совершенство, оно вокруг нас, а не в нашем воображении. Поэтому любая попытка изменить мир является посягательством на его совершенство, обнаружить которое можно лишь находясь в состоянии естественного покоя. Возврат к совершенству возможен с помощью отхода от неестественного в сторону естественного. Даосизм призывает людей жить по естественным законам, в соответствии с Дао, универсальным гармонизирующим принципом. Это вы­ражается в важнейшем положении даосизма: «Следуй естеству всех вещей и не имей в себе ничего личного». Жизнь человека должна протекать по пути наименьшего сопротивления и быть свободной от проявлений страстей и амбиций.

7) Инь (темное/женское) и ян (светлое/мужское). Изначальные силы, воплощающие Дао в материальном мире. Это два типа вселенских сил, которые составляют суть проявленного мира. Подобно солнечной и теневой сторонам горы, инь и ян нераздельны и дополняют друг друга. Жизнь не может быть окрашена лишь в темные цвета и наоборот; думать иначе – значит проявлять безрассудство.

Многие из этих идей восточной философии будут впоследствии развиты многими западными философами.


Глава 2.

Античная философия





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 812 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2282 - | 1988 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.