Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Каковы основные идеи джайнизма?




Джайнизм (от санскр. jaina – «победитель») еще одно направление в древнеиндийской мысли, не опиравшееся на авторитет Вед и пользовавшееся большим влиянием.

Основатель джайнизма – кшатрий Вардхамана Махавира (VI век до н. э.). Между буддизмом и джайнизмом много общего: оба они хотели победить страдание, оба не признавали авторитет вед, оба считали, что нет вечной и абсолютной вселенной и вечной души, оба признавали факт наличия людских страданий. Но в отличие от Сиддхартхи Гаутамы Вардхамана Махавира считал, что избавление от страданий, победа над ними должна достигаться не за счет отказа от земных благ, а за счет соблюдения принципа ахимсы, т.е. непричинения вреда всему живому.

Главными принципами джайнизма являются: непричинение вреда, отказ от категоричных суждений и отказ от собственности. Первый принцип утверждает право на жизнь всех существ; второй право каждого человека на самостоятельное суждение; третий взаимозависимость всех форм жизни.

Подобно другим восточным философам, джайны избегают праздных рассуждений и всей своей жизнью доказывают стремление к освобождению от страдания.

Философская концепция джайнизма строится на нескольких ключевых понятиях.

1) Анекантавада (неприятие абсолютных истин). Отрицая возможность познания абсолютной истины, джайны утверждают, что суть вещей следует воспринимать в зависимости от угла зрения, под которым они рассматриваются. Исходя из этой посылки любое знание является условным. Так, рассматривая концепцию Эго, можно прийти к следующим выводам: «Я» это постоянная категория; «Я» это непостоянная категория; «Я» может быть как постоянной, так и непостоянной категорией; сущность материи может быть невыразимой. Джайнизм утверждает принципиальную недостижимость абсолютного знания.

2) Атомизм и анимизм. Джайнизм основывается на учении о дискретном, прерывном строении материи и различает четыре вида атомов: воздух, огонь, воду и землю. Атомарные образования этих первоэлементов объединены в скандхи, из которых в свою очередь формируются феноменальные объекты. Но мир состоит не только из материальных предметов, но и атрибутов более тонкого плана, реальность которых тем не менее очевидна. К ним относятся радость, печаль и жизнь как таковая, причем последняя обозначается как «душа», или джива. Согласно джайнизма, все сущее имеет душу. При этом духовным началом наделялись не только люди, животные и растения, но и камни, земля и ветер. Любое событие и явление следует считать одухотворенными в тот период времени, когда они происходят. Поэтому джайнская философия признает взаимодействие материальной и духовной субстанций.

3) Атеизм и вечно меняющаяся Вселенная. Джайнизм атеистичен. В отличие от индуизма, учение джайнов не признает абсолютных истин, равно как и конечного слияния Атмана с Брахманом. Вместо этого конечным освобождением признается достижение душой конечной реальности (состояние конечного постижения называется кавала). Мир безначален, но находится в непрекращающемся процессе эволюции. Процесс перемен осуществляется в соответствии с кармическими законами. Следовательно, вселенной управляет не Бог, а карма. По отношению к природе вещей, с одной стороны, в джайнизме провозглашается их неизменность, а, с другой, – текучесть и непостоянство. За тот или иной период объект претерпевает множество изменений своего состояния, которые происходят каждое мгновение, и одновременно прекращает существование в одном режиме бытия и проявляется в другом. Однако в течение всего процесса перемен он остается неизменно реальным.

Таким образом, мы получаем еще одно подтверждение условности джайнского подхода к постижению истины. Вещи одновременно существуют или не существуют – все зависит от позиции, занимаемой сторонним наблюдателем.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 624 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2239 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.