Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Кто такие софисты и что такое софистика?




Классический период греческой философии приходится нав V – первую половину IV вв. до н. э. Наиболее значительными явлениями этого периода стала деятельность софистов, а также Сократа, Платона и Аристотеля.

Софисты (в переводе с греческого sophistes – «мудре­цы», «умельцы», «учителя мудрости») – философская школа в Древней Греции, сущест­вовавшая в V – первой половине IV вв. до н. э., представители которой являлись не столько философами-теоретиками, сколько философами-педагогами, обучавшими граждан философии, ораторскому искусству и иным видам знаний.

Несмотря на то, что Сократ не принадлежал к указанным группам, он разделял некоторые идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.

Софистам было характерно:

отрицание старых привычек, традиций, правил, основанных на недоказанном знании;

стремление показать условность и не­совершенство государства и права;

неприятие основ традиционной цивилизации и критичность по отношению к окружающей действительности;

стремление все проверить на практике и логически доказать правильность или неправильность того или иного суждения;

субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объектив­ного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека. «Смерть есть зло для уми­рающих, но благо для могильщиков и гробовщиков»);

релятивизм, т.е. восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмета для критики, стремление доказать, что все относительно; («Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей»).

Представителями данной школы их правота доказывалась с помощью софизмов, т.е. логических приемов, уло­вок, благодаря которым правильное, на первый взгляд, умозак­лючение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных рассуждениях. Примером может служить следующий («рогатый») софизм:

«То, что ты не потерял, ты имеешь;

ты не потерял рога;

следовательно, ты рогат».

Подобный результат образуется не в из-за логической трудности софизма, а в силу некор­ректного использования логических смысловых операций. В данном софизме первое суждение ложно, но выдается за пра­вильное.

Заслуга Протагора из Абдер (ок. 480 – 410 в. до н. э.) заключается в том, что он:

1) наиболее полно выразил суть воззрений софистов своим высказыванием: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Иными словами, в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого, софисты выдвинули субъективное мнение человека, ибо вне человеческого сознания ничего не существует. Нет ничего раз и навсегда данного и то, что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в дейст­вительности. Если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, зна­чит, оно в действительности является вредным и плохим. Другими словами, вся окружающая действительность определяется чувственным восприятием человека: то, что больному покажется горьким, здоровому кажет­ся сладким. Следовательно, окружающий мир относителен, объективное познание недостижимо, а реально существует лишь мир мнений;

2) имел беспрецедентное для того времени отноше­ние к богам: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию – и вопрос темен, и людская жизнь коротка».

Горгий из Леонтин (ок. 483 – 375 до н.э.) прославился тем, что он:

1) доказывал три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо;

2) пришел к выводу, что ни о чём нельзя сказать достоверно (например, мы считаем человека хорошим, но когда мы говорим о нём, он уже, возможно, сделал что-то плохое и уже таким не является, т.к. все очень быстро меняется);

3) считал, что лучшим ответом на вопрос является молчание, т.к. только оно уберегает от ошибки, и лишь указание пальцем на то, о чем спрашивают.

Продик из Кеоса (ок. 465 – ок. 395 до н.э.) вошёл в историю философии тем, что он:

1) проявлял исключительный интерес к языку (к номинативной функции слов, проблемам семантики и синонимии);

2) занимался изучением правильного употребления слов;

3) составил этимологические гроздья родственных по значению слов;

4) анализировал проблемы омонимии (различение смысла графически совпадающих слов в разных контекстах);

5) большое внимание уделил правилам спора (особенно приемам опровержения);

6) оказал большое влияние на Сократа, который считал Продика своим учителем.

Невзирая на то, что деятельность софистов вызывала не­одобрение как властей, так и представителей иных философских школ, к их главным заслугам можно отнести то, что они критически взглянули на окружающую действительность и распространили философские и иные знания среди граждан греческих полисов. Софисты считали, что окружающий мир относителен и существует лишь мир мнений. С этим не мог согласиться Сократ, который считал, что мнений, действительно, может быть много, но истина одна.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3606 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2285 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.