Артикуляционный аппарат – система органов, благодаря работе которых формируются звуки речи. К ним относятся: голосовые складки, язык, губы, мягкое нёбо, глотка, нижняя челюсть (активные органы); зубы, твёрдое нёбо, верхняя челюсть (пассивные органы).
Артикуляция (латин. articulatio) – работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи.
Атака (фр. attaque – нападение) – в вокальной методике означает начало звука. Термин применяется к фонации чистых гласных. Различают три вида атаки: твёрдая, мягкая и придыхательная. Твёрдая атака характеризуется плотным смыканием голосовых складок до начала звука. Мягкая атака, которой стремятся пользоваться певцы, характеризуется одновременностью смыкания голосовых складок и посыла дыхания. При придыхательной атаке голосовые складки смыкаются на уже вытекающей струе воздуха, что и создаёт своеобразное придыхание. Может появиться утечка воздуха.
Беглость – техника пения в быстром движении.
Белый звук – термин, распространённый в вокальной практике для обозначения так называемого открытого звучания голоса. В академической манере пения такое звучание не допускается. Белый звук применяется в классическом пении как выразительное средство.
Бельканто (итал. belcanto – прекрасное пение) – стиль пения, сложившийся в Италии к середине XVII в. и господствовавший до первой половины XIX в. (эпоха бельканто). В современном понимании – эмоционально насыщенное, красивое, певучее, звучное вокальное исполнение.
Вибрато (итал.vibrato, лат. vibratio – колебание) – периодическое изменение звука по высоте, силе и тембру.
Вокализ (лат. vocalis – гласный ) – музыкальное произведение для голоса без текста, написанное с целью выработки определённых вокально-технических навыков или для концертного исполнения.
Вокализация (от итал. – vocalizzazione) – исполнение мелодии на гласных звуках или распевание отдельных слогов какого-либо слова.
Вокальная школа – 1) Система вокально-исполнительских принципов и педагогических методов, формирующаяся в музыкальной культуре народов различных стран. 2) Совершенство владения техническими возможностями голоса (певец с хорошей или плохой вокальной школой).
Вокальное искусство – см. Пение
Вокальный слух – специфическое сложное восприятие звука через мышечное чувство звука вместе с другими ощущениями, сопровождающими пение (вибрационными, ощущениями подскладочного давления, «столба» воздуха).
Головной голос – см. Фальцет.
Голос – 1) Звуки, производимые голосовым аппаратом и служащие для общения между людьми. Голос может быть речевым, певческим и шёпотным. 2) Отдельная партия в хоре, ансамбле, оркестре.
Голосоведение – движение каждого отдельного голоса и всех голосов вместе в многоголосном произведении.
Голосовой аппарат – система органов, служащая для образования звуков голоса и речи.
Голосообразование, звукообразование, фонация – процесс образования звука голоса.
Горловой звук – специфическое звучание голоса, образующееся в результате того, что голосовые складки работают в режиме «пересмыкания», т.е. в процессе колебания фаза их сомкнутого состояния превалирует над разомкнутой, а сама гортань напряжена.
Детонирование (от фр. detonner – петь фальшиво) – пение с пониженной, реже с повышенной интонацией.
Диапазон (от греч. dia pason (chordon) – через все (струны)) – звуковой объём голоса или инструмента от самого нижнего до самого верхнего звука.
Дикция (от лат. diction – произнесение) – ясность, разборчивость произнесения текста.
Дыхание – один из основных факторов голосообразования, энергетический источник голоса.
Закрытый звук – звук, образуемый при пении закрытым ртом.
Звуковедение – термин, обозначающий различные виды ведения голоса по звукам мелодии (напр., кантилена, портаменто, маркато и т.п.).