В эстрадном вокале используется большое количество различных красок и приёмов. Мелизмы – это различные приёмы украшения основного звука вспомогательными. Можно не иметь большого голоса, но за счёт владения техникой приёмов можно стать мастером в своем жанре.
Соблюдение в процессе работы определённых стадий и этапов, а также использование специальных приёмов помогают развитию музыкально-творческого мышления исполнителя – это является одной из главных задач воспитания как музыкантов – профессионалов, так и любителей.
1. Мордент.
При исполнении мордента опорным является первый звук, что отличает его от форшлага, где акцентируется следующий за ним звук.
2. Форшлаг – вспомогательные звуки, украшающие основную мелодию. Они записываются мелким шрифтом. Используются легко и свободно. Если мелодия начинается с форшлага, то он исполняется, как нота затакта.
3. Группетто – может стоять над нотой и между нотами.
4. Трель – заключается в быстром многократном чередовании основного звука с соседним, ступенью выше.
5. Тремоло – быстрое чередование звуков.
6. Глиссандо, портаменто. Глиссандо – медленное скольжение, плавное движение во всём диапазоне. Вокальному исполнительству более свойственен портаменто – это способ исполнения, при котором следующая нота не сразу берётся точно (в звуковысотном отношении), а используется короткий и плавный подъезд к нужной высоте от предыдущей ноты, замедленное скольжение от одного звука к другому, близко к глиссандо.
7. Слер-энд-смир /Slur and smear (англ.slur – слитно, smear – смазывать) – характерный для эстрадно-джазовых композиций тип короткого восходящего глиссандо, создающего эффект "смазывания" звука.
8. Триоль – группа из трёх звуков, образующаяся при делении какой-либо длительности на три равные ритмические доли (вместо двух).
9. Арпеджио – это движение мелодии по аккордовым тонам.
10. Вариация – является видоизмененным повторением темы.
11. Импровизация в вокале имеет свою специфику. Импровизация выступает в качестве формы творческого процесса сочинения голосов в процессе исполнения как поиск новых голосов.
Импровизаторы – вокалисты, владеющие техникой скэт (слоговое пение), используют принципы инструментальной импровизации.
Приёмы эстрадного вокала
Современный эстрадный вокал использует в основном полуприкрытую манеру вокала. При полуприкрытом пении положение губ близко к разговорному, но с приподнятым мягким нёбом. При таком пении увеличивается объём ротоглоточной полости и достигается полутораоктавный диапазон голоса. При этом заметно увеличивается амплитуда голоса певца, голос перестает быть прямым; тембр становится "насыщеннее", красочнее и эмоциональнее. Но в верхнем регистре при насыщенном звучании появляется дребезжащий тембр – сигнал о напряжённости голосовых связок.
В эстрадном вокале используются следующие приёмы:
1. расщепление – приём пения, при котором к чистому звуку примешивается определённая доля другого звука, нередко представляющего из себя немузыкальный звук, то есть шум. Один дыхательный поток как бы расщепляется на два;
2. один из важнейших в арсенале рок-вокалистов – приём расщепления " драйв ". Его подвиды: гроулинг, рев, хриплый голос, дэт-вокал и т.д. Правильно выполненный приём оставляет приятное ощущение прочищенного горла. Голос начинает звучать лучше и верхние ноты пропеваются значительно легче. Поскольку приём в своё время возник самопроизвольно из знакомого всем фанатам вокала желания – спеть ноты выше собственных возможностей, он весьма полезен для облегчения пения крайнего верхнего участка диапазона, так как создаёт дополнительное давление от диафрагмы и поднимает мягкое нёбо;
3. субтон – пение с придыханием. Примеры этого приёма можно услышать в джазе и поп-музыке;
4. обертоновое пение – также известно как "горловое пение". Использование расщепления для исполнения обертонов к основному тону позволяет выпевать двузвучия. Характерно для дальневосточной музыки (Тибет, Тува, Монголия);
5. глиссандо – также известен как "слайд". Плавный переход с ноты на ноту;
6. фальцет – пение "без опоры". Позволяет расширить диапазон в сторону высоких нот. Нередко встречается в джазе и поп-музыке;
7. йодль – также известен как "тирольское пение". Заключается в резком переходе с пения "на опоре" на фальцет;
8. штробас – это очень низкие ноты, которые невозможно спеть нормальным голосом. Звук очень специфический, поэтому в музыке используется редко.