Две ступени познания
Как уже было отмечено выше, научные методы по структурному критерию подразделяются на эмпирические и теоретические. Дело в том, что в структуре научного знания обычно различают два основных элемента или уровня — эмпирический и теоретический. Эти уровни связаны, в конечном итоге, со ступенями человеческого познания.
В философии сложилась традиция различать две основных ступени или два уровня человеческого познания, а именно: чувственное и рациональное познание. Роль, место и значение каждой из данных ступеней в общем познавательном процессе понимались по-разному различными философами, философскими школами и течениями. Так, одни философы, такие как Платон, Р. Декарт, Б. Спиноза или Гегель признавали решающее значение именно рационального познания в указанном процессе, тогда как другие, такие как Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли и др., отдавали пальму первенства в этом процессе именно чувственному познанию. Согласно принятой в философии терминологии, первых мы называем рационалистами, а вторых — сенсуалистами (от лат. Sensus — ощущение) или эмпиристами.
Каждая из двух указанных ступеней познания реализуется в нескольких основных формах. Так, чувственное познание осуществляется через три основные формы, к каковым относятся ощущение, восприятие и представление. Среди них ощущение является самой простой, исходной формой чувственного познания. Оно, согласно материалистической философской традиции, понимается как отражение объективной реальности. В отличие от восприятия, ощущение объявляется односторонним отражением объекта, т. е. отражением его в каком-либо одном из его многочисленных свойств или отношений. Поскольку ощущение трактуется здесь как отражение объекта, постольку оно обладает объективным содержанием. Вместе с тем оно есть не сам объект, а лишь его отражение (преломление) в человеческом чувственном сознании, и потому по своей форме оно всегда остается чем-то субъективным. В силу этого ощущение, согласно современному (диалектическому) материалистическому взгляду, определяется как субъективный образ объективного мира. Что же касается субъективно-идеалистической традиции, то она, начиная с берклианства, и кончая современной феноменологией, полностью выхолащивает объективное содержание ощущения, превращая его тем самым в исключительно субъективное явление, в абсолютное творение человека. Оно объявляется, таким образом, субъективным не только по своей форме, но и по своему содержанию. В соответствии с данной традицией чувственное познание становится выражением человеческих переживаний — не более того. И, тем не менее, согласно сенсуализму (или эмпиризму), как материалистическому, так и идеалистическому, именно ощущение провозглашается единственным источником человеческого знания.
Более сложной формой чувственного познания выступает восприятие. Чувственное восприятие есть целостный чувственный образ объекта, формирующийся при непосредственном его воздействии на органы чувств. В силу этого восприятие можно рассматривать как совокупность, как целостную систему ощущений. Благодаря многократному повторению акта восприятия объекта его целостный чувственный образ может отложиться в памяти и удерживаться (закрепиться) в ней в виде представления. Представление, являющееся наивысшей формой чувственного познания, следует, таким образом, понимать как восприятие или, точнее, воспроизведение в памяти (либо создание в воображении) чувственного образа объекта при его реальном отсутствии в данный момент. Следовательно, можно сказать, что представление подготавливает необходимую почву для перехода к высшей ступени человеческого познания — к познанию рациональному. Рациональное познание реализуется также в трех основных, связанных между собой формах. Этими формами являются понятие, суждение и умозаключение.
Любой объект, каким бы простым он ни казался на первый взгляд в качестве предмета исследования, на самом деле представляет собой совокупность (систему) целого множества свойств и связей, среди которых есть как существенные, так и несущественные, второстепенные. Именно его существенные, общие с другими объектами, свойства и связи (отношения) и получают свое выражение и обозначение в понятии как исходной основной форме рационального познания. Следовательно, понятие представляет собой простейший акт или форму мышления, обозначающую собой общие существенные свойства и связи объектов. Вместе с тем необходимо заметить, что с субъективно-идеалистической точки зрения и понятие, и другие формы рационального познания также лишаются своего объективного содержания и превращаются в чистые творения человеческого ума, в сугубо субъективные конструкции.
Суждение выступает более сложной формой рационального познания. Его можно определить как высказывание, утверждающее или отрицающее что-либо о каком-нибудь объекте, и потому оно может быть как объективно истинным, так и объективно ложным. Оно представляет собой связь, т. е. систему понятий.
Наконец, умозаключение выступает наивысшей формой рационального познания. Оно представляет собой новое знание, полученное из определенных посылок путем правильного логического вывода, т. е. на основе логических законов. Говоря иначе, оно суть новое суждение, которое с логической необходимостью выводится из других суждений (посылок).
Следует отметить, что помимо основных форм познания в структуре чувственной и рациональной познавательной деятельности можно выделить некоторые другие (второстепенные) элементы, которые оказывают не прямое, а опосредствованное влияние на характер познавательного процесса. Так, например, в структуре чувственной познавательной деятельности можно различать всевозможные эмоции (страсти, переживания и т. д.) — такие как симпатия и антипатия, удовольствие и отвращение, любовь и ненависть, страх, гнев, радость, печаль и др. Данные чувства не выполняют непосредственной познавательной функции. И, тем не менее, они влияют на общий настрой человека как субъекта познания и, в конечном итоге, положительно или отрицательно сказываются на возможности использования им в полной мере своих познавательных способностей, на эффективности его познавательной деятельности и т. д.
В процессе познания важную роль играет интуиция. Под интуицией (от лат Intueri — пристально, внимательно смотреть) обычно понимают способность непосредственно схватывать (постигать) истину. Данная способность в истории философии трактовалась по-разному. Некоторые философы, как, скажем, французский философ Рене Декарт (1596–1650) и голландский философ Бенедикт Спиноза (1632–1677), понимали интуицию реалистически. Первый считал ее способностью души непосредственно, т. е. без всякого доказательства, постигать истинность аксиом, опираясь при этом только на их очевидность, а второй рассматривал ее в качестве «третьего рода» познания, прямо схватывающего сущность вещей. Другие же, как, например, французский философ-идеалист Анри Бергсон (1859–1941), интерпретировали ее как несовместимый с логикой, разумом и жизненным опытом иррациональный8 способ познания, как непосредственное схватывание или постижение истины, при котором «акт познания совпадает с актом, порождающим действительность». И все же у интуиции, несомненно, есть реальное основание. И таким основанием, по-видимому, служат те элементы опыта, которые остаются «незамеченными» сознанием, но могут при этом просто «откладываться» в подсознании. Поэтому интуицию можно, на мой взгляд, рассматривать как выражение неосознанной части прежнего опыта, которая при определенных условиях может «прорываться» в сознание и проявляться в форме непосредственного знания.