Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Немецкая философская антропология А. Гелена, Х. Плеснера, М. Шелера




До начала XX века, времени появления отдельной дисциплины философской антропологии, систематически исследующей человека, её проблематика растворялась в этике и политике (Конфуций, софисты, Сократ, Платон, Аристотель), в теологии и философии религии (Августин, Паскаль, Фейербах, Кьеркегор), в мировоззрении в целом (Пико дела Мирандола), в психологии и теории познания (Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Кант), в социологии (Маркс). К «классикам» философской антропологии причисляют А. Гелена, Х. Плеснера, М. Шелера. Однако сама идея философской антропологии явственно проступает в герменевтике В. Дильтея, философии культуры Э. Кассирера, «фундаментальной онтологии» М. Хайдеггера, «экзистенциальном гуманизме» Ж.-П. Сартра, персонализме Э. Мунье и философии истории К. Ясперса.

В чём особенность философской антропологии в сравнении с другими, «нефилософскими», её видами? Антропологии, называемые «физической», «культурной», «религиозной», «теософской» и т.д. предполагают предварительное знание того, что есть человек, и занимаются изучением отдельных сторон его природы и духа. В философской же антропологии проблемой является человек как таковой, не как отдельная психофизическая особь, не как конкретный индивид, член общности, субъект познания, откровения или веры, а как некая сущность. В философской антропологии человека в плане его сущности выступает одновременно как объект и как субъект исследования. Ставя вопрос о том, что такое человек, в чём его сущность, мы имеем в виду и человека вообще и самих себя. В этом смысле философское познание человека – это его размышления о самом себе, самопознание. Когда Паскаль пишет, что человек – это «мыслящий тростник», что это – самая ничтожная былинка в природе, но былинка мыслящая, он имеет в виду самого себя и всех остальных людей, он говорит о сущности человека как такового.

Арнольд Гелен (1904-1976 гг.) – немецкий философ. Известность ему принесла его работа «Человек: его природа и его положение в мире» (1940), в которой Гелен изложил свою биологически-философскую антропологию. Особое положение человека, по мнению Гелена, обусловлено отсутствием инстинкта самосохранения. Жизнь человеческая нуждается в управлении, ею необходимо руководить. Человек – не «мыслящее существо», а существо, практически познающее, работающее для своего будущего, формирующее и исправляющее самого себя и окружающий мир согласно некоему принципу, следовательно, культуру созидающее.

Хельмут Плеснер (1892-1985 гг.) – немецкий философ и социолог, один из основателей философской антропологии. В своих основных сочинениях «Ступени органического и человек» (1928) и «Смех и плач» (1941) Плеснер обосновывает философскую антропологию как специальную научно-философскую дисциплину, трактующую человека как эксцентрическое существо, постоянно стремящееся к выходу за рамки непосредственного существования, к бесконечному самоизменению, поскольку он всегда пребывает «вне места» и «в ничто». Эксцентрические акты поведения определяют отношение человека к самому себе и окружающему миру.

Макс Шелер (1874-1928 гг.) – немецкий философ, один из основоположников философской антропологии как самостоятельной дисциплины, социологии и аксиологии – учения о ценностях. Шелер испытал значительное влияние философии жизни и феноменологии Э. Гуссерля. Феноменологическая редукция у Шелера означает не путь к чистому трансцендентному сознанию Э. Гуссерля, но скорее акт сопричастности бытию, который ближе к импульсу, или жизненному прорыву. Шелер рассматривал феноменологический подход не как способ превращения философии в «строгую науку», а как экзистенциальную возможность «прорыва к реальности», поэтому его с полным правом можно считать предшественником фундаментальной онтологии М. Хайдеггера.

В работах по социологии познания (например, «Формы знания и общества») Шелером проанализировано разнообразие исторических условий, препятствующих или способствующих осуществлению различных «жизненных», духовных религиозных ценностей. По Шелеру, три основные формы познания – научная, философская и религиозная – не являются стадиями культурно-исторического развития, как полагал, например, О. Конт, но пребывают в различных состояниях во всех формах культуры. Шелер остро ощущал кризис европейской культуры, источник которого усматривал в культе выгоды и расчёта. По Шелеру, формирование преимущественно экономических форм контроля в современном мире ведёт к господству научно-технических форм познания, враждебных реализации иерархически более высоких ценностей. Он решительно отрицал идеологию и практику социализма, возлагая надежды на «третий путь» – пробуждение чувства нравственной ценности в сознании людей. Пытаясь построить иерархию объективных ценностей, он ввёл различие между абсолютными ценностями и «эмпирическими переменными»: относительны не ценности как таковые, а их исторические формы. Опираясь на Августина и Паскаля, Шелер противопоставил логике интеллекта логику чувства; последнее он истолковывал как интенциональный акт, с помощью которого осуществляется познание ценности. Любовь, по Шелеру, – это акт восхождения, который сопровождается мгновенным прозрением высшей ценности объекта. Специфика любви состоит в том, что она может быть направлена лишь на личность как носителя ценности, но не ценность как таковую (об этом говорится в его труде «Сущность и формы симпатии»). Подлинная симпатия есть встреча и соучастие в жизни другого, не нарушая его истинной экзистенции, что отличает его от неподлинных форм симпатии, таких как вчувствование, эмоциональное заражение, идентификация с другим объектом.

Характерный для Шелера дуализм мира ценностей как идеальных заданий и наличного реального бытия достигает особой остроты в работе философской антропологии «Положение человека в Космосе» (1927), где могущественный, но слепой жизненный прорыв и всепостигающий, но бессильный дух выступает как основные принципы человеческого бытия. В этой работе Шелер заявляет: «В известном смысле все центральные проблемы философии можно свести к вопросу: что есть человек, каково его метафизическое местоположение в общей целостности бытия, мира и Бога». М. Шелер замечает, что при слове «человек» в сознании образованного европейца сталкиваются три несовместимых между собой круга представлений. Во-первых, это библейское представление о сотворении Богом первых людей – Адама и Евы, их грехопадении и изгнании из рая. Во-вторых, древнегреческое, античное представление о человеке как существе разумном и в силу этого занимающем особое положение в Космосе. В-третьих, естественно-научное представление, согласно которому человек есть продукт эволюции животного мира, отличающийся от предшествующих форм жизни только степенью сложности своей психофизической структуры.

Шелер пишет: «Характерно, что слово «человек», употребляемое в обыденном языке всех культурных народов, непостижимым образом совмещает в себе столь разные смысловые представления, придающие этому термину явную двусмысленность: с одной стороны, слово «человек» указывает на особые морфологические признаки, которыми человек обладает как представитель класса млекопитающих; с другой стороны, то же самое слово «человек» означает нечто предельно противоположное понятию животного вообще, выступая как «образ и подобие Божие», как «живой Дух», как непостижимая загадка бытия, как высшее чудо творения. Очевидно, что эта двусмысленность и противоречивость слова выражает двойственность самой природы человека: человек – это «человекозверь» и «человекобог».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 8396 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2557 - | 2402 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.