Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Лекция 1: Социально-исторические предпосылки возникновения и философского осмысления антропологии как учения о человеке




 

И. Кант определял антропологию как учение о человеке, изложенное в систематическом виде. В истории человечества предпринималось множество попыток дать определение человеку. Платон, например, взялся определить человека как существо бескрылое и двуногое, ибо в природе нет другого существа, кроме человека, которое ходило бы на двух ногах и не имело оперения. Тогда Диоген ощипал обыкновенного петуха и принёс его, а платоновскую школу со словами: «Вот человек Платона», после чего тот прибавил к своему определению: «И, кроме того, с плоскими ногтями». Этот забавный пример, конечно же, не выражает характера античных исканий природы человека. Древнегреческие философы смогли выработать два фундаментальных способа определения сущности человека: 1) человек как разумное животноеanimal rationale, homo sapiens; 2) человек как политическое, общественное животное – zoon politikon (Аристотель). Каждое из этих определений подчёркивает родовую принадлежность человека («животное», «существо») и его видовое отличие («обладать разумом», «быть гражданином»).

Классическими можно считать также следующие определения человека:

· человек – творец, мастерhomo creator, homo taber, т.е. животное изготавливающее орудия труда, создающее произведения искусства, преобразующее природу, изменяющее предметный мир;

· человек – существо играющееhomo ludens, т.е. человек – единственное животное, способное играть в интеллектуальные игры, замещая предметы символическими знаками; из чего вытекает ещё одно название человека – символическое животноеanimal symbolicum. Человек способен играть с Историей, Судьбой, Богом. Согласно Платону, человек сам является «игрушкой богов». Таким образом, человек есть единственная в своём роде «играющая игрушка»;

· человек – смертный Бог. Таково определение человека в герменевтической философии, предполагающей посвящение в тайное знание об общей родовой сущности Бога и человека.

Возможно ли свести все эти определения воедино? Разум, социальность, творчество, игра, символизм, божественность – что общего между этими существенными характеристиками человека? Человек – единственное существо, оценивающее мир. Прежде чем воспринимать мир, жить в мире, человек создаёт в сознании некий идеальный образ действительности и соотносит с ним реальность предметного мира. Определение сущности человека показывает, что он – существо уникальное по своей природе. Это животное, наделённое разумом, способное оценивать мир и своё место в нём, создавать идеальный образ действительности. Уникальность природы человека определяется ещё и тем, что в нём наличествуют две неоднородные, противоположные субстанции, непостижимые и чудесном образом соединённые в одно целое: духовной и телесной. «Человек неспособен постичь соединения духа с телом, а между тем это и есть человек», – писал Августин в трактате «О граде Божием». Телесность человека означает его конечность, смертность, причастность к бренному миру земных вещей; духовность является символом бессмертия, знаком его принадлежности к «небесной иерархии» бытия. Эта двойственность человеческой природы, «промежуточность», «пограничность» бытия человека и определяют его место среди «земных» и «небесных» созданий.

Отличную иллюстрацию этой мысли мы находим у итальянского философа эпохи Возрождения Пико делла Мирандолы. В своей «Речи о достоинстве человека» он приводит такую притчу: «После того, как Бог сотворил мир, распределив все творения по высшим, средним и низшим сферам, он пожелал создать существо, которое могло бы оценить смысл его работы. Но к тому времени были уже исчерпаны все образцы и формы, завершены и распределены по своим местам все творения. И тогда Господь решил, что тот, в кого он не смог вложить особой сущности, должен получить частицу от каждого творения, а также и от самого Творца. И согласился Бог, что человек – творение неопределённого образа, и, поставив его в центр мира, сказал: “Не даём мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определённого лица, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно своей воли и своему решению. Образ прочих творений определён в пределах установленного нами закона. Ты же, не стеснённый никакими пределами, определишь свой образ свободно, по собственному желанию. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать всё, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным; от тебя самого зависит, кем ты станешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь стать, по велению своей души, существом божественным”».

Таким образом, человек – это животное многообразной и изменчивой природы. Ему присущи многоликость, «химерность». «Что за химера человек, – восклицал Б. Паскаль, – какое невиданное, хаотическое существо, какой предмет противоречий, какое невозможное чудо! Судья всех вещей, жалкий червь земной, хранитель правды, смесь неуверенности и заблуждения, слава и отброс вселенной». «Химерность» человека, т.е. невероятность соединения в нём различных частей сущего, означает его возможность стать кем угодно – от растения до ангела, от камня до самого Творца. По своей природе человек не завершён, открыт для любых возможностей становления и самосозидания.

И совсем не случайно то, что И. Кант делил антропологию на две части: физическую и прагматическую (от греч. pragma – действие, практика). Первая должна исследовать то, что делает из человека природа. Вторая – то, что человек, как свободно действующее существо, делает и должен делать сам.

По остроумному замечанию Ф. Ницше, человек – единственное животное, сопротивляющееся направлению гравитации: ему постоянно хочется падать вверх. Но с ним происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, во мрак.

К противоположности «духовное-телесное» присоединяется противоположность «мужское-женское». Казалось бы, в этом нет ничего особенного. Ведь половая полярность (противоположность) присуща большинству форм жизни. Однако у человека она приобретает совершенно иной смысл. Половая полярность тела сочетается с целостностью, двуполостью, или андрогинностью (муже-женственностью) духа.

По словам С. Н. Булгакова, каждая личность представляет собой в духовном отношении индивидуальное и своеобразное смешение мужского и женского начал. При этом мужское начало отличается деятельностью, логичностью, инициативностью, склонностью к властвованию; женское – инстинктивностью, склонностью к самоотдаче и подчинению, пассивностью.

В диалоге «Пир» Платон изложил миф о людях-андрогинах. Когда-то природа людей была другой. Люди имели по два лица, четыре руки, четыре ноги и передвигались, подобно колесу, на восьми конечностях. Эти люди были сильны своей полнотой и целостностью; они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов, пытаясь совершить восхождение на небо. Обеспокоенный и разгневанный Зевс нашёл способ положить этому конец. Он решил разрезать каждого человека пополам, повернув в сторону разреза лицо, чтобы, глядя на своё увечье, человек преисполнился смирения и скромности. Однако главная хитрость Зевса заключалась в том, чтобы разрезанный пополам человек перестал стремиться к могуществу богов, но каждая половина с вожделением устремилась к другой своей половинке. Это стремление к воссоединению, жажда целостности – эрос – и есть то, что человек называет любовью. Однако, хотя человек и оказался рассечённым телесно на две противоположные половины, духовно он так и остался целостным, божественным существом, ибо дух невозможно рассечь на части: по своей природе он цел, един и неделим. И это – ещё одно проявление уникальности человеческой природы. Человек – единственное существо из всех возможных небесных и земных существ, являющееся одновременно и однополым и двуполым: однополым по духу и двуполым по телу.

Несоответствие между духовной целостностью и телесной раздвоенностью заставляет человека искать пути к общему духовно-телесному единству своей природы. Возможны три способа достижения общей духовно-телесной целостности. Первый способ связан с восполнением телесной половинчатости через соединение с существом противоположного пола в любви, браке, семье. Второй способ достижения духовно-телесной целостности предполагает обретение чувства нравственного единения между мною и другим, между Я и Ты. Жалость и сострадание к другому, забота о его счастье и благополучии, помощь и самоотверженность по отношению к ближнему и дальнему являются своеобразным выражением стремления человека к целостности, когда страдание и нужда другого воспринимаются как твои собственные. Третий способ – растворение телесной раздвоенности в полноте духовной жизни через преображение, сублимацию (от лат. sublimare – возносить) телесного влечения к воссоединению. Установлена прямая связь, что чем больше и напряжённее живёт человек духовной жизнью, тем слабее становится его потребность в телесном воссоединении.

Хотя проблема человека и являлась одной из центральных в мировой философии, начиная с Конфуция, Сократа и заканчивая Кьеркегором, Ницше, предметом специального, систематического исследования в качестве отдельной дисциплины – философской антропологии – она стала лишь в перв. пол. XX века.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1298 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2516 - | 2392 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.