Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Современный этап развития русской философии




В 70-80-е годы критическое отношение к официальному марксизму-ленинизму принимает по существу необратимый характер. После распада СССР в условиях кризиса идеологии марксистская философия в глазах общественного мнения потеряла свой авторитет, несмотря на деятельность многих талантливых философов-марксистов, например Ивана Тимофеевича Фролова (1929-1999). Особенности нынешнего этапа развития России выдвигают на первый план изучение вопроса о том, как происходит превращение одного типа культуры другой. Сегодня Россия переживает длительный переходный период в своей истории, в жизни общества, экономике, политике, государственном строительстве, в развитии нашей науки и культуры. Культуры в привычном, наиболее употребляемом смысле, в смысле, так сказать, функциональном. А если взять культуру в культурофилософском, общецивилизационном, общеисторическом планах, мы должны еще только поставить вопрос и ответить на него: происходит ли смена типов в российской многовековой культуре? Или это все-таки смена подтипов? Если, скажем, считать и утверждать; что отечественная культура советского периода — это не новый тип российской культуры, а подтип. Советский подтип российской культуры.

Для России важно и научно-философское осмысление, и подключение инструментов религиозно-философского осмысления в лоне, по меньшей мере, православия и исла­ма, и понимание того, что, возможно, для России сознанием культуры является наука, философия, а ее самосознанием — искусство, литература, с присутствием религии и на том, и на другом «уровнях». Современный «русский духовный ренессанс», настаивающий на особом (хотя и не обособленном) пути России, должен быть оценен как явление культуры скорее западного характера. Об этом свидетельствует era элитаризм, толерантность, неприязнь к идеологизму и, самое важное, проповедь ценности личности, ее приоритета над иными ценностями. Индивидуализм, который представители «ренессанса» противопоставили коллективизму марксистов, образует животворное начало их идей, хотя и смиряемое хранительной соборностью.

Философская мысль современной России включена в широкий историко-культурный и мировоззренческий контекст мировой философии. Обширный спектр проблем исследуется новым поколением молодых российских философов. Результаты исследований на нынешнем этапе развития российской философии были представлены на Первом (1997) и Втором (1999) Всероссийских философских конгрессах. Тем самым создается более благоприятная основа для подлинно творческого философского осмысления современного социально-экономического положения России и перспектив ее развития.

 

Лекция №12 (2 часа)

Тема: «Диалектика»

1.6.1. Вопросы лекции:

1. Сущность диалектики.

2. Принципы диалектики.

3. Законы диалектики.

Краткое содержание вопросов

Сущность диалектики.

Проблема связей, присущих бытию и позволяющих ему сохранять свою целостность, всегда была актуальной для философии и других наук. Она находит отражение и в обыденно-практическом сознании, так как многие связи материального, а также духовного бытия наблюдаемы, учитываются людьми в повседневной жизни. Не менее актуальной является и проблема развития бытия. Если не вызывает сомнения эволюция живой природы, человека, его мышления, общества, то признаки развития неорганического мира, а также многих явлений нематериального (духовного) бытия не всегда ясны и достаточно изучены. Существуют разные подходы к объяснению связей, а также и к пониманию развития всего существующего.

В различных философских системах и школах учение о связях и развитии бытия называется по-разному или не имеет специального определения. Но чаще всего оно обозначается термином «диалектика». Учение о связях и развитии исторически формировалось из признания изменчивости всего (бытия).С конца VI в. до н.э. известны изречения Гераклита: «Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе - в первом»; «В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем».

Диалектика изучает не всякое изменение и не любые связи, а только всеобщие, универсальные, характерные для всего бытия. Причем внимание обращается не столько на само изменение, или движение, сколько на одну из его разновидностей - развитие, под которым понимается тип движения, который имеет направленность, необратимость, приводит к изменениям качества и к превращению материи из одного вида в другой. Итак, дадим определение диалектики. Диалектика - учение о всеобщих связях и развитии бытия: природы, общества и мышления человека; бытия материального и нематериального (духовного). Сегодня диалектика развивается и проявляет себя в двух основных разновидностях: в формематериалистической диалектики и в форме идеалистической диалектики. В этом и состоит внутренняя альтернативность диалектики. На первенстве или позитивности их для человека вряд ли стоит специально акцентировать внимание. Обе разновидности возникли и развивались исторически примерно одновременно, параллельно, в древнегреческой философии. Так, материалистическая диалектика восходит своим началом к Гераклиту и Зенону, идеалистическая - к Платону и Аристотелю.

Существенный вклад в развитие идеалистической диалектики внес Г. Гегель. Он разработал современное понимание категорий, законов и принципов диалектики, определил ее строгое место в своей философской системе. Представителями материалистической диалектики были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, отечественные философы советского периода, а также сторонники западного марксизма ХХ в.. По их мнению, материалистическая диалектика является методом мышления, ведущим к достижению новых результатов, потому что она вскрывает объективные закономерности движения самого предмета. Обе разновидности диалектики оперируют одними и теми же категориями, законами и принципами. Принципиальное их различие состоит в том, что идеалистическая диалектика изучает понятия, идеи, в целом - идеальное как исходное и первичное. Материалистическая диалектика - природу, общество и человека с его мышлением, выступает отражением в мышлении бытия в целом - и материального, и духовного. Второй аспект обусловлен тем, что по отношению к диалектике сформировались относительно самостоятельные учения, которые представляют ее альтернативы. В частности, внешними альтернативами являются метафизика, а также попытки теоретического опровержения или «качественного» усовершенствования диалектики. Характеризуя метафизику как альтернативу диалектики, необходимо понимать, что метафизика, в отличии от диалектики, рассматривает мир не как динамичное, а как статичное образование, а также метафизика, в отличии от диалектики, рассматривает предметы и явления не в связи друг с другом, а изолированно.

Таким образом, понимание связей и развития бытия и многообразно, и многопланово. Вместе с тем диалектика представляет собой целостное, системное, концептуальное и стройное учение. И относится это суждение фактически в равной степени к своим основным инвариантам диалектики.

 

  1. Принципы диалектики.

Диалектика (как идеалистическая, так и материалистическая) представляет собой систему принципов, законов и категорий. Последовательно раскроем каждый из названных элементов. Принцип в философии - основание, исходное положение чего – либо, а также убежденность в чем-либо, норма или правило поведения из которого надо исходить и которым необходимо руководствоваться в познании и практической деятельности. Принципы диалектики - всеобщие научные положения о поступательных изменениях взаимосвязанного в своих элементах бытия, которые имеют исходное значение для мыслительной и практической деятельности.

Выделяют два основных принципа диалектики: принцип всеобщей связи и принцип развития. Однако их больше: принцип детерминизма, принцип противоречивости, принцип количественно-качественного развития бытия, принцип преемственности, принцип необходимости и др. Все они формируются на основе конкретных диалектических законов, познания существенных сторон и признаков происходящих изменений в бытии, более конкретной характеристики связей бытия.

Принцип связи выражает (охватывает) все многообразие бытия и сформулирован в суждении: в бытии (мире) все взаимосвязано. Связь - философская категория, которая отражает все формы, типы и виды соотношения, взаимообусловленности, взаимовлияния и взаимодействия предметов и явлений материального мира, логических образов сознания (мышления). Принцип ориентирует также на то, что связи не привносятся откуда-то извне в бытие. Они присущи самому бытию, его видам и формам. Основную роль играют внутренние связи, так как они обусловливают целостность конкретных объектов и систем бытия, их единство. Понимание диалектических связей дает возможность определить закономерность, закон, ибо закон в философии - это существенная, внутренняя, необходимая, устойчивая и повторяющаяся связь бытия.

Принцип развития отражает (охватывает) поступательное от прошлого через настоящее к будущему изменение бытия через возникновение нового и отмирание старого, переход от менее совершенного к более совершенному. Развитию присуща необратимость, наличие источников, движущих сил и механизма развития, преемственность, направленность и другие признаки. Кратко принцип развития формулируется суждением: все бытие развивается. Что касается видов развития, то обычно различают: прогрессивное, регрессивное и безнаправленное (движение «по кругу»), эволюционное и революционное развитие.

Принцип причинности объясняет, что в действительности (как материальной, так и духовной) каждое явление или предмет возникают и развиваются не случайно, а в силу объективных условий, у каждого из них есть своя причина.

Принцип системности отражает зависимость каждого предмета или явления (как материального, так и духовного) от других предметов или явлений, с которыми он связан различными типами связей в единую систему в качестве составной части (элемента).

Принцип историзма показывает, что любой предмет или явление (как материальное, так и духовной) имеют свой период существования, включающий в себя зарождение, рост, развитие и умирание, и изучать его следует полностью, от начала до окончания этого периода.

Принципы диалектики объективны по содержанию и вступают результатом обобщения исторической практики и всего процесса познания. Особенность принципов заключается в том, что после того, как их выведут и сформулируют на основе предшествующего познания, они становятся исходным пунктом, руководящим правилом дальнейшего познания и практической деятельности.

Законы диалектики.

Одной из самых ключевых категорий диалектики является категория «закон». Сущность закона можно выразить следующим образом: закон есть наиболее существенная связь между явлениями характеризуемая всеобщностью, устойчивостью, необходимостью и повторяемостью. Весьма условно законы диалектики можно разделить на неосновные и основные. Неосновные законы выражены, как правило, через парные категории диалектики: причину и следствие (закон причинно-следственной зависимости), необходимость и случайность (закон взаимного перехода необходимого и случайного) и др.

Основные законы раскрываются через несколько категорий диалектики. Рассмотрим основные законы диалектики более подробно.

1. Закон единства и борьбы противоположностей. показывает и раскрывает источники и движущие силы всякого развития. Основные категории закона: диалектическое тождество, противоречие, несущественные различия, существенные различия, противоположность, борьба противоположностей. Закон отвечает на вопрос: почему происходит развитие? Данный закон выражает устойчивые внутренние связи, состоящие в зарождении (возникновении) источника всякого развития, вызревании и разрешении противоречий через борьбу противоположностей. Смысл этого закона очень прост: взаимовлияющие стороны как взаимно отрицают, так и взаимодействуют друг с другом. Взаимополагание - это сохранение единства взаимовлияющих сторон, единство целого. Взаимоотрицание предполагает, в свою очередь, изменение и разрушение былого единства. Таким образом, и сохранение, и изменение целого имеет своей основой взаимовлияние его частей. Но почему и каким образом борьба противоположностей является импульсом развития той или иной системы, того или иного объекта? Борьба противоположностей реализуется на всех этапах развития: вначале как взаимодействие, затем - в форме противоречий на уровне несущественных, существенных различий и собственно противоположных сторон. Источник развития заключен в процессе возникновения, вызревания, обострения противоречий.

2. Закон отрицания отрицания раскрывает преемственность и направленность всякого развития. Онвыражает устойчивые, внутренние, необходимые, существенные и повторяющиеся связи, состоящие в реализации преемственности и направленности всякого развития через необратимую смену старого новым. Согласно данному закону, развитие осуществляется путем перехода от старого к новому и от него к новейшему: старое отрицание новым, которое, в свою очередь, стареет и отрицается новейшим. В результате осуществляется преемственность между старым и новым, наряду с новым сохраняется ранее достигнутое, жизнеспособное, целесообразное, но уже на новом качественном уровне, при повторении отдельных характеристик прошлого. Закон отвечает на вопрос: куда направлено развитие?

3. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает и раскрывает механизм всякого развития: как и в какой форме происходит переход от одного качества к другому. Онвыражает устойчивые, внутренние, необходимые, существенные и повторяющиеся связи, состоящие в реализации механизма всякого развития через взаимодействие количества, качества и меры. Он отвечает на вопрос: как происходит развитие? Само название закона дает нам ответ на вопрос: развитие совершается в виде перехода количественных изменений в качественные.

Лекция №14 (2 часа)

Тема: «Наука и техника»

1.7.1. Вопросы лекции:

1. Научное познание и его особенности.

2. Наука и техника. Техника как общественное явление, классификация и закономерности ее развития.

3. Основные направления научно-технического прогресса, его противоречивость и влияние на общество.

 

Краткое содержание вопросов





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2141 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2460 - | 2139 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.016 с.