Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Смысл человеческого бытия. Проблема смысла жизни – одна из наиболее важных в человеческом бытии




Проблема смысла жизни – одна из наиболее важных в человеческом бытии. В жизни каждого человека рано или поздно появляется вопрос: ради чего я живу? Человек, в отличии от животного, всегда осознает свою смертность и за время своей жизни стремится успеть как можно больше. Каждая конкретная личность видит его в каких-либо конкретных своих достижениях, но она же считает, что ей сделано далеко не все, что она могла бы сделать еще. Одни видят смысл жизни в материальном обогащении, накоплении материальных благ, другие видят его в духовном совершенствовании, третьи – в достижении власти над людьми, четвертые – в добрых делах на благо других. Иными словами, смыслов жизни столько, сколько самих людей. «Одна тайна всегда останется для человека, только одна: зачем я живу? Ответ разумный один: затем, что этого хочет Бог. Зачем Он этого хочет? Это – тайна..» - таков окончательный вывод Л.Н. Толстого.

Смысл жизни – это то, ради чего человек живет, к чему он стремится, ради чего он готов пойти на испытания, а возможно, что и на смерть. Человек ставит перед собой эту проблему потому, что осознает конечность своего земного бытия и начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. Изучение истории мировых цивилизаций показывает нам, как человечество пыталось решить данную проблему, связав поиск смысла человеческой жизни с попытками раскрыть тайну жизни и смерти и возможно, найти эликсир бессмертия, возможность продлить свою жизнь до максимально большего срока или стать бессмертным.

Материально человек не в состоянии победить смерть. Он может лишь тешить себя мыслью о жизни вечной в ином мире, но реально он вынужден признать конечность своего земного бытия и исходить в своей жизни из этого. Однако это не означает, что человеческая жизнь – это лишь краткий миг между прошлым и будущим, и что она не имеет смысла. Ведь человек с одной стороны – это высшая ценность, прежде всего для самого себя, а с другой – он ценен также и для своего общества. Поэтому, задача каждого человека – определить: для чего он живет в этом мире и какой след он оставит в памяти своих потомков.

Проблема смысла жизни ставит вопросы перед человеком: ради чего я живу? Ради чего вообще стоит жить? Есть ли вообще смысл человеческой жизни? Религиозные учения утверждают, что несмотря на бренность и кратковременность человеческой жизни на Земле, тем не менее, она очень важный этап человеческого бытия в целом. Ее главное назначение – подготовить человека к жизни вечной, поэтому каждый человек должен прожить ее так, чтобы обеспечить себе достойное место в «иной жизни». В христианстве считается, что земная жизнь должна использоваться человеком для спасения души, единения с Богом, преодолении грехов.

Атеистические концепции утверждают, что смысл жизни в самой жизни. Эпикурейцы утверждали, что человек во время своей земной жизни должен наслаждаться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности и радоваться самой жизни. Такая философская позиция ориентирует человека на самоценность его жизни. Марксисты утверждали что смысл жизни человека не только в удовлетворении собственных потребностей, но прежде всего, в служении обществу. Человек живет среди людей и только в их кругу он имеет возможность для самореализации и на духовное бессмертие, на благодарную память потомков. Однако марксизм слишком значительное внимание уделяет общественной значимости конкретной человеческой жизни и практически игнорирует ее ценность для самой себя.

В истории философии, начиная с античности, прослеживаются две концепции смысла жизни, которые диаметрально противоположны друг другу. Они формулируются как «иметь или быть»? Само появление каждой из этих концепций и их массовое распространение в том или ином обществе имеют зримые исторические и социальные причины. Доминирование той или иной ценностной установки зависит во многом от характера общества в котором эту установку разделяют люди.

Установка «иметь» появляется в обществе с момента появления частной собственности, ибо сама природа обладания вытекает из природы именно этого типа собственности. Обладание собственностью, «имение», это обоюдное оружие. С одной стороны – общество оценивает меня по мере моего материального богатства, я тем более значимы в обществе, чем большими богатствами я обладаю. Для меня это важнее всего, и я готов употребить все усилия, чтобы стать более богатым, сильным, могущественным. Именно это позволит мне занять максимально высокое положение в обществе. Данная позиция материального стяжательства не одобряется ни светским гуманизмом, ни религиозными учениями. Буддизм называет это «ненасытностью», христианство – «алчностью». Человек, в погоне за богатством, сам становится рабом своего богатства, утрата которого для него означает потерю всего смысла своего существования.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 656 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2338 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.