Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иррационалистическая философия




В XIX — начале XX в. относительный универсализм сложившихся эволюционных представлений о культуре «преодолевается» появлением целого ряда философских течений и школ. «Философия жизни» (В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, А. Бергсон и др.) рассматривает дух, как субстанцию культуры, которая может быть понята не рационально, а посредством внутреннего переживания, интуиции. Культура трактуется как самобытная и локальная реальность, обладающая своеобразием, особым менталитетом, «душевным настроем» жизни.

Основателем «философии жизни» стал немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860). Мир враждебен человеку. Философия Шопенгауэра – пессимизм, по его мнению, что бы человек ни предпринимал, он все равно обречен на поражение. Что же тогда заставляет людей жить, а не прекра­щать это бессмысленное, к тому же доставляющее столько страданий существование? Воля, отвечает Шопенгауэр. В своей основной философской работе «Мир как воля и представление» он утверждает идею о том, что в основе мирового процесса лежит слепая, бессознательная сила – воля. Волю, по мнению Шопенгауэра, надо понимать широко – не как качество человеческой души, а как «порыв», существующий в природе и в обществе. Воля слепа, не имеет разумной цели, иррациональна. Воля порождает все процессы и явления в мире, но сама она безосновна и беспричинна. Она выступает как бесцельная потребность выжить. Каков же выход из бессмысленности жизни? – Погасить волю к жизни, уйти в мир небытия. При всей парадоксальности этой философии ее логика и аргументы могут использоваться, в частности, для объяснения фактов суицида – самовольного ухода из жизни. Учение Шопенгауэра оказало влияние на многих мыслителей, живших после него, в т.ч. на Л.Н. Толстого и на З. Фрейда.

Другим представителем «философии жизни» был Фридрих Ницше (1844-1900) — немецкий философ и филолог, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма. Некоторые исследователи считают его одним из самых загадочных философов. В своих работах «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» он выступил под знаменитым лозунгом «переоценки всех ценностей».

Для творчества Ницше характерно необычное употребление общепринятых в философии понятий. Его идеи, как правило, облечены в форму фрагментов и афоризмов. Ему чужды всякие попытки построения философской системы. Согласно Ницше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее вечного возвращения одного и того же. Лишь понятие «вещи» выступает как некий момент устойчивости в хаосе становления.

Теория познания в ее классическом смысле не была предметом особого внимания мыслителя, а некоторые его высказывания по этим вопросам проникнуты субъективизмом и агностицизмом. Ницше отвергает принципы демократии и исторического прогресса: он противопоставляет ему amor fati — любовь к судьбе; он отвергает также идеи равенства и справедливости как «разлагающие цельность человеческой природы».

Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает его критику морали. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. А это резко претило воззрениям Ницше: он гипертрофировал волю, особенно волю к власти, в широком смысле этого слова. Образ «сверхчеловека» — это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти».

Ницше выступает против слабости, эгоизма современного ему человека, против привычки подчиняться — и против злобы, растущей из этого подчинения. Считая мораль и демократию проявлениями рабского сознания, Ницше выступает и против них. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. А это резко претило воззрениям Ницше: он гипертрофировал волю, особенно движущую людьми волю к власти, в широком смысле этого слова. В этом мире лучшие места – для сильных, лучших, избранных, иными словами – для сверхчеловеков - «сильных личностей, одержимых жаждой власти. Сильные, благодаря этому, утверждаются в жизни, а слабые – гибнут, и противиться этому бессмысленно.

Ницше превозносил жизненный инстинкт, аристократическую культуру белокурых бестий, жизненные порывы к наслаждениям. Парадоксальная философия Ницше,особенно его идея «сверхчеловека», «белокурой бестии» в первой половине ХХ века была взята на вооружение идеологами немецкого нацизма и использована как одно из теоретических обоснований фашизма, концепции превосходства арийской расы. Впрочем, она была сильно переделана и извращена, реально от нее мало что осталось, поэтому отводить Ницше роль «предтечи нацизма» было бы ошибочно.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 606 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2234 - | 2193 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.