В XIX — начале XX в. относительный универсализм сложившихся эволюционных представлений о культуре «преодолевается» появлением целого ряда философских течений и школ. «Философия жизни» (В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, А. Бергсон и др.) рассматривает дух, как субстанцию культуры, которая может быть понята не рационально, а посредством внутреннего переживания, интуиции. Культура трактуется как самобытная и локальная реальность, обладающая своеобразием, особым менталитетом, «душевным настроем» жизни.
Основателем «философии жизни» стал немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860). Мир враждебен человеку. Философия Шопенгауэра – пессимизм, по его мнению, что бы человек ни предпринимал, он все равно обречен на поражение. Что же тогда заставляет людей жить, а не прекращать это бессмысленное, к тому же доставляющее столько страданий существование? Воля, отвечает Шопенгауэр. В своей основной философской работе «Мир как воля и представление» он утверждает идею о том, что в основе мирового процесса лежит слепая, бессознательная сила – воля. Волю, по мнению Шопенгауэра, надо понимать широко – не как качество человеческой души, а как «порыв», существующий в природе и в обществе. Воля слепа, не имеет разумной цели, иррациональна. Воля порождает все процессы и явления в мире, но сама она безосновна и беспричинна. Она выступает как бесцельная потребность выжить. Каков же выход из бессмысленности жизни? – Погасить волю к жизни, уйти в мир небытия. При всей парадоксальности этой философии ее логика и аргументы могут использоваться, в частности, для объяснения фактов суицида – самовольного ухода из жизни. Учение Шопенгауэра оказало влияние на многих мыслителей, живших после него, в т.ч. на Л.Н. Толстого и на З. Фрейда.
Другим представителем «философии жизни» был Фридрих Ницше (1844-1900) — немецкий философ и филолог, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма. Некоторые исследователи считают его одним из самых загадочных философов. В своих работах «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» он выступил под знаменитым лозунгом «переоценки всех ценностей».
Для творчества Ницше характерно необычное употребление общепринятых в философии понятий. Его идеи, как правило, облечены в форму фрагментов и афоризмов. Ему чужды всякие попытки построения философской системы. Согласно Ницше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее вечного возвращения одного и того же. Лишь понятие «вещи» выступает как некий момент устойчивости в хаосе становления.
Теория познания в ее классическом смысле не была предметом особого внимания мыслителя, а некоторые его высказывания по этим вопросам проникнуты субъективизмом и агностицизмом. Ницше отвергает принципы демократии и исторического прогресса: он противопоставляет ему amor fati — любовь к судьбе; он отвергает также идеи равенства и справедливости как «разлагающие цельность человеческой природы».
Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает его критику морали. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. А это резко претило воззрениям Ницше: он гипертрофировал волю, особенно волю к власти, в широком смысле этого слова. Образ «сверхчеловека» — это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти».
Ницше выступает против слабости, эгоизма современного ему человека, против привычки подчиняться — и против злобы, растущей из этого подчинения. Считая мораль и демократию проявлениями рабского сознания, Ницше выступает и против них. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. А это резко претило воззрениям Ницше: он гипертрофировал волю, особенно движущую людьми волю к власти, в широком смысле этого слова. В этом мире лучшие места – для сильных, лучших, избранных, иными словами – для сверхчеловеков - «сильных личностей, одержимых жаждой власти. Сильные, благодаря этому, утверждаются в жизни, а слабые – гибнут, и противиться этому бессмысленно.
Ницше превозносил жизненный инстинкт, аристократическую культуру белокурых бестий, жизненные порывы к наслаждениям. Парадоксальная философия Ницше,особенно его идея «сверхчеловека», «белокурой бестии» в первой половине ХХ века была взята на вооружение идеологами немецкого нацизма и использована как одно из теоретических обоснований фашизма, концепции превосходства арийской расы. Впрочем, она была сильно переделана и извращена, реально от нее мало что осталось, поэтому отводить Ницше роль «предтечи нацизма» было бы ошибочно.